О Кирилле я услышала от Ксюши
ksenialovesspb и сразу заинтересовалась, потому что из моих русскоязычных знакомых в Скандинавии еще никто не учился, так что я сразу же захотела получить интервью с ним для своего блога, чтобы поделиться с вами. Кирилл ответил куда оперативнее, чем я выкладываю сюда результат :)
Итак, желающим учиться в прекрасной суровой северной красотой Швеции - читать (остальным тоже читать, потому что это же интересно!)
Расскажи, как возникла идея поехать учиться в Швецию. Почему именно Швеция, знал ли ты уже язык, бывал ли в каких-то шведских городах до этого?
Причины две. Первая - я действительно бывал в Швеции - Уппсале и Стокгольме - и именно тогда вдохновился на учебу за границей. Особенно Уппсалой, которая насквозь пропитана студенческим духом.
Вторая - Швеция предоставляет сравнительно щедрое финансирование гражданам России и нескольких других стран бывшего СССР через программу Шведского института Visby programme. Когда я получил эту стипендию, сомнений никаких не осталось. Язык я начал учить уже перед самым отъездом.
Как проходил процесс поступления? По какой программе ты учился? Получал ли ты стипендию, была ли возможность устроиться на работу во время учебы?
Сначала я отправил пакет документов (мотивационное письмо, рекомендации и проч.) в шведскую государственную организацию, которая собирает документы со всех абитуриентов. Потом отдельно составил очень короткую заявку на стипендию, объяснив, почему я считаю, что эта учебная программа мне нужна и чем я могу быть потом полезен, простите за высокопарность, обществу - такие уж условия. Программа, кстати, называлась Master in Social Science со специализацией Digital Media and Society. Я не работал, но легальная возможность такая была.
Что было самым неожиданным сразу после переезда? Как проходила адаптация?
Я приехал до наивности открытым к новому обществу - может быть, даже более открытым, чем я есть сейчас. Такой позитивный настрой сильно помог. Я сразу взялся учить язык, пытаясь понять страну и людей - мне всё было интересно. Неожиданной сразу после переезда была продуманность устройства шведской жизни до каждой мелочи. Потом, конечно, к хорошей жизни привыкаешь, неожиданности все чаще становятся неприятными, и идеализм (вроде веры в то, что "Швеция - сделано с умом") проходит.
Что было самым сложным в первые месяцы жизни в Швеции?
Катастрофическая дороговизна и, пожалуй, темнота. В самый короткий день в году солнце заходит в Уппсале и Стокгольме примерно в 14.45, и, если день пасмурный, светло может не стать совсем. Первые пару лет это незаметно психологически давит, потом вроде бы привыкаешь и даже ждешь, когда снова станет темно, чтобы можно было снова достать уютные рождественские огоньки и свечи. Зато летом здесь романтические белые ночи.
И в самые первые месяцы учебы?
Ощущение, что ты здесь самый глупый, потому что все говорят, а ты молчишь. Потом, конечно, понял, что это была типичная проблема межкультурной коммуникации. Я оказался в очень разной по национальному составу группе, где у каждого было свое понимание того, как себя вести. Американцы, скажем, привыкли брать слово по поводу и без повода, и шведские преподаватели всегда охотно его дают; в России подход совсем другой. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю то, что глубоко авторитарная российская система образования стремится привить ощущение безусловного авторитета преподавателя и оставляет очень немного возможностей развивать умение критически рассуждать вслух. От этого пришлось отучаться.
Еще я абсолютно не был готов к тому, что шведские университеты массу времени уделяют групповым работам. У вас может быть 4 часа лекций в неделю, но в два раза больше вы потратите на то, чтобы организоваться всем вместе, встретиться и сделать какой-то совместный проект (обычно - просто письменное задание). У меня, как и у многих российских студентов, не был отточен навык взаимодействия в группах - брать инициативу, слушать других, приходить к компромиссам - и прочие прелести групповой коммуникации. Это еще надо помножить на межнациональный состав: когда в вашей группе, условно говоря, американец, китаец, грек и швед (бывало и такое), прийти к понимаю друг друга (иногда в буквальном, языковом смысле) может занять больше времени, чем собственно написать текст. Всему этому пришлось учиться на ходу.
И еще первое время меня поражало, что большинство студентов-магистров действительно знают, для чего они получают это образование и с какой целью записываются на конкретные курсы. Вновь контраст с тем, что я видел в России. Это предопределяет весь подход: работать много; если надо - днями сидеть в библиотеках или дома перед ноутбуком; о списывании и плагиате даже речи не идет (хотя кое-какие иностранные студенты умудряются все же попасться на неприлично объемных «заимствованиях»). И при этом - здесь почти не было классического российского деления на "тусовщиков" и "ботанов". Посидел в библиотеке весь день - идешь в клуб и танцуешь до ночи. И там все такие же.
Чем отличается подход шведских профессоров от отечественных? Какие плюсы и минусы ты видишь?
Шведские преподаватели, как правило, неформальны - порой до степени смешения со студентами. Да что там, мне 24, а через три месяца я сам буду преподавать (так положено докторантам) - и сомневаюсь, что меня будет легко отличить от студентов. Впрочем, тем лучше - профессорского нимба у меня над головой нет, студенты не будут задавлены авторитетом и будут чувствовать больше автономности. Мне кажется, создание такого ощущения у студентов - стремление многих преподавателей здесь, и если мы говорим о том, что высшее образование должно развивать критическое мышление и навыки равного участия в совместной деятельности, то это правильно. В России преподаватели, разумеется, разные; у меня бывали и такие, которые предлагали избегать обращения по отчеству. Но даже и в моем либеральном вузе находились те, кто хотел, чтобы студенты вставали по стойке смирно при их появлении в аудитории. Этого культивирования иерархии в Швеции нет. Всё абсолютно наоборот.
Сложно ли было сдавать первые экзамены? Расскажи подробнее?
Экзамены сдавались, как правило, в письменной форме и дома, так называемый take-home exam. Вам дается несколько дней на написание работы, вроде российского эссе или реферата. Это логичная форма экзамена для той области знания, где нужно продемонстрировать владение качественными методами и критический подход.
Я далеко не самый уверенный в себе человек и считал, что первый свой экзамен завалил, а преподаватель взял и поставил «зачтено с отличием» (в Швеции, помимо этого, есть просто «зачтено» и «не зачтено»). Я писал про «кликтивизм» - феномен выхолащивания политического активизма из-за его подмены лайками, шерами, подписями онлайн-петиций и прочими радостями цифровой эпохи. Оказалось, преподавателю очень понравилось, что я напрямую связался с некоторыми членами фейсбук-группы потухшего французского движения против однополых браков Manif pour tous (дело было в 2013 году) и составил для них подобие опроса. Мол, зачем вы там, как участвуете в жизни движения, и так далее. Выяснилось, что в жизни движения дальше собственной клавиатуры никто не участвует, так что вот вам кликтивизм как он есть. А на экзамене по курсу о качественных методах я решил исследовать социальный капитал на примере двух коридоров в собственном общежитии: почему чем выше уровень доверия между жильцами, тем грязнее на кухне, и наоборот? Сидел, наблюдал и интервьюировал соседей - испытывал этнографический метод. Преподавателя, буйного итальянца, это тогда развесело.
Я это так подробно описываю для того, чтобы показать, как я сам выяснил, что от тебя ожидается на экзаменах: ты хоть и делаешь науку «понарошку», но делай ее усердно и качественно, с опорой на теорию и эмпирические данные.
Как складывалась твоя социальная жизнь? С кем ты общался первые месяцы и на протяжении всей учебы?
Складывалась, думаю, так же, как и у большинства молодых людей, впервые покинувших дом. Правда, первое время у меня было постоянное ощущение, что я не могу найти «своих» людей. Первые недели вы почти неизбежно общаетесь со случайными встречными людьми - соседями по коридору, попутчиками или теми, с кем столкнулись на какой-то вечеринке - ну а тиндера тогда в таком масштабе еще не было ;) Со временем «свои», конечно, находятся.
На какую тему ты писал магистрскую работу? Что было самого сложного в работе над ней?
Я писал магистерскую о переосмыслении феминизма шведской политической партией "Феминистская инициатива". О том, как в традиционно женский дискурс оказалось возможно включить, по сути, все группы, подвергающиеся дискриминации - людей разных цветов кожи, гендерных идентичностей, сексуальной ориентации, физических возможностей и многих других. Диссертацию, кстати, можно найти
здесь , и буквально только что у меня вышла по ее следам
научная статья.
Самое сложное, как и в любой академической работе - самодисциплина. Известно, что в академии, даже и на уровне магистратуры, один день значит не так много, но при этом результат значит всё - поэтому всегда соблазнительно дать себе отдых сегодня, зато побольше поработать завтра, а завтра повторить это снова. Впрочем, я свою работу написал впопыхах за пять недель, а вышло неплохо.
Что бы ты посоветовал нашим студентам, начинающим работать с иностранными руководителями? Каких ошибок, может быть, им не стоит совершать?
Как и в России, к каждому надо находить свой подход - мы все разные. Разумеется, культурные различия могут усугубить проблемы. Например, мой шведский научник в магистратуре, как и многие шведы, стремился предоставить мне максимум свободы, и иногда мне казалось, что он недостаточно меня, как это называется в России, направляет. Теперь у меня бельгийский научник в докторантуре, и как многие бельгийцы, он имеет склонность к прямоте, которая может удивить иностранцев (и он это знает). Мы все из разных контекстов, в этом нет ничего страшного, но проблемы нужно пытаться распознавать и открыто обсуждать на раннем этапе. Впрочем, я не утверждаю, что этому научился...
Что самое ценное ты вынес из своей учебы в Уппсале?
Слушать людей, а не судить их. И ставить любые нормы под вопрос.
С какими разочарованиями, может быть, ты столкнулся за годы учебы? А что наоборот приятно удивило?
Мне кажется, я так и не смог принять шведскую ментальность. Сейчас, как никогда раньше, шведы кажутся мне холодными и отстраненными. Разумеется, не все - у меня есть прекрасные шведские друзья - но это ощущение часто возникает на контрасте с людьми из других, более южных и западных стран, а мой круг общения по-прежнему очень интернационален. Это не значит, что я очень скучаю по России, но, может быть, я хотел бы попробовать что-то еще.
Это, впрочем, не означает и того, что я не люблю Швецию. Почти всё, что не касается коммуникативных способностей среднестатистического шведа (а также климата и цен), приятно удивило и продолжает удивлять, когда я уезжаю за границу и возвращаюсь сюда обратно. В Швеции удивительный чистый воздух, дикая северная природа, безумно красивые люди; шведы более толерантны и альтруистичны, чем многие другие, и при этом в меру самокритичны. Мне представляется, что в Швеции легче, чем во многих других странах, быть иммигрантом, и я благодарен за это.
Если бы ты мог что-то сделать по-другому за годы учебы в Швеции, что бы ты изменил?
Возможно, быстрее бы включился в студенческую ночную жизнь. Первые месяцы я, кажется, просто не мог поверить собственному счастью, и много времени проводил в одиночестве на прогулках по природе.
Какой совет ты бы дал себе самому три года назад, когда все это еще только предстояло?
Отдайся течению и бери от жизни всё - это ее лучшее время. Собственно, так я в итоге и сделал.