Как не усыпить и не напугать слушателей - несколько советов начинающим спикерам ;-)

Sep 22, 2016 16:05



Вчера украинско-немецкое научное сообщество проводило финал конкурса на лучшую PhD презентацию. В рамках конкурса нужно было за пять минут, и пользуясь всего двумя слайдами, на английском языке представиться самому и представить свое исследование так, чтобы это было понятно, так сказать, человеку с улицы, или не-специалисту в вашей области. А после выступления финалистов мы еще послушали презентации нескольких уже состоявшихся украинских ученых.

С одной стороны, было очень приятно послушать умных коллег-соотечественников. С другой стороны, откровенно слабых (не в плане качества исследования, которое, конечно, я не могу оценить, если это не моя область науки, а в плане подачи материала) выступлений, к сожалению, было куда больше, чем достойных, поэтому я развлекалась тем, что составляла, как я это люблю, список из десяти do's and dont's публичных выступлений.



Советы, кстати, годятся не только для иностранного языка, но поскольку половина проблем вчерашних спикеров явно была связана именно с неродным языком выступления, я решила сделать на это упор.

1. Первое и самое важное. Если вы первый раз выступаете на иностранном языке, выучите текст своей презентации почти наизусть. Или наизусть. Нет ничего более печального, чем человек, читающий с бумажки или, что еще хуже, со слайдов, повернувшись спиной к залу.

Уточню, что если вам предстоит длинное выступление - 30-40 минут - вполне нормальной практикой может быть читать текст с листа (но обязательно прочитайте его раза три вслух дома, чтобы отработать дыхание, произношение и так далее).
Я сама не любитель слушать лекции, которые зачитываются, но мне повезло - у меня хорошая память и неплохо подвешен язык, так что говорить с предварительной подготовкой час или даже полтора я могу и люблю. Но хорошо прочитанный качественный и доступный пониманию текст - это тоже хороший вариант.

2. После того, как вы выучили текст, обязательно проведите репетицию своего выступления с засеканием времени. Лучше всего посадить напротив друга или подругу, или на худой конец кота, но если такой возможности нет, то попробуйте записать себя на видео или аудио. Так вы услышите, какие у вас проблемы- например, вы слишком часто говорите "эммммм", чересчур спешите, вставляете постоянно слова-паразиты и так далее.

3. Жесты. Что касается жестов, мой совет - лучше меньше, да лучше. Во-первых, если в обычной жизни вы не слишком жестикулируете, то попытка оживить ими ваше выступление будет скорее всего выглядеть неестественно и порой даже смешно. Во-вторых, от волнения некоторые ораторы начинают жестикулировать слишком активно, что отвлекает аудиторию от текста. В-третьих, английский или немецкий языки, например, вообще не предполагают активной жестикуляции во время доклада, так что спокойнее, спокойнее)

4. Обзаведитесь лазерной указкой. Боже вас упаси подходить к проекции на стене или на экране и показывать на нем что-то пальцем! Или ручкой. Лучше просто сошлитесь на таблицу или рисунок. Указка - хорошая инвестиция, так что берите ту, которая еще и переключает слайды, подходить каждый раз к компьютеру, чтобы нажать на кнопочку, тоже не лучшая стратегия!

5. Научитесь и не бойтесь громко говорить. Направляйте голос в дальний конец аудитории, так, чтобы вас слышали задние ряды. Нет ничего хуже, чем спикер, который:

- говорит слишком тихо
- говорит слишком быстро
- говорит, обращаясь к своему компьютеру или своим слайдам.

Уже один пункт из трех испортит слушателю впечатление, а уж два и больше - считайте, это провал :)

6. Не недооценивайте значение пауз! Но при этом используйте их с умом - паузы уместно делать после тех мест в презентации, которые вам хочется, чтобы публика закрепила в памяти или обдумала чуть дольше. Дайте аудитории возможность прочесть то, что написано на ваших слайдах и рассмотреть графики, кстати...

7. Это очень, ОЧЕНЬ плохо, когда слайды:

- перегружены текстом
- перегружены МЕЛКИМ текстом
- перегружены неразборчивыми графиками или таблицами (принцип тот же, даже один пункт - это катастрофа!)

Как и с жестами - лучше меньше, но качественнее. Слайд - это нюанс, акцент на вашем выступление, самое важное публика должна не прочитать, а услышать от вас (а если они будут заняты чтением слайдов, то скорее всего пропустят то, что вы говорите).

На мой взгляд, оптимальное количество слайдов на 10-минутную презентацию - 6-7, причем из них 1й слайд будет титульная страницы, 2 - содержание вашей презентации, потом 3-4 слайда со смысловой нагрузкой и слайд "спасибо за внимание".
Не делайте из слайда шпаргалку для выступления (хотя, безусловно, они являются структурной опорой вашей презентации, но в идеале вы должны работать и переключать слайды так, чтобы почти к ним не оборачиваться, как актеры в театре не оборачиваются, чтобы посмотреть, как за ними сменились декорации)

8. Еще несколько НЕ:

- не извиняйтесь (за плохой английский, за плохие слайды, за то, что сбились в тексте, короче, за всякие мелочи). Можно извиниться за технические неудобства, если в помещении погас свет, это да)
- не улыбайтесь постоянно!
- не заискивайте с публикой
- не переборщите с шутками
- не переборщите со смешными картинками на слайдах
- не нарушайте лимит времени!

последний пункт лично меня в выступающих раздражает необыкновенно, если у вас есть 10 минут, будьте добры, закончить максимум за 11, потому что иначе вы отберете время у остальных! Для этого - репетируем дома и засекаем время! а также кладем возле себя часы или просим кого-то в зале показывать табличку - 5 мин до конца, 1 минута до конца.

9. Выступаем как можно больше. Первый блин - всегда комом.
Я не помню уже мою первую презентацию на английском, но моя презентация на немецком была ОЧЕНЬ плоха. И вторая тоже. Но уже лучше. Тем не менее, они были не так плохи по сравнению с моими соучениками по группе немецкого языка, потому что у меня был отработанный навык презентаций на украинском, русском и английском. Иными словами - чтобы перестать бояться говорить на публику, нужно чаще и больше говорить на публику. Чтобы научиться презентовать на английском - нужно чаще выступать на английском. И, конечно, учиться на ошибках.

10. Готовимся заранее. Если это одна из первых ваших серьезных презентаций на серьезную аудиторию и на иностранном языке - начните учить текст за неделю или хотя бы 3-4 дня. Тогда он не зазубрится, а вдумчиво уложится у вас в голове, и у вас будет время отрепетировать его подачу в нужном ритме и привыкнуть к мысли о себе, выступающем перед не всегда дружелюбно настроенной аудиторией.

А вообще, не боги горшки обжигают, и, к счастью, Public speaking - это вам не rocket science, так что терпение, практика, и скоро у вас обязательно получится!

public speaking, student life, conferences, phd life

Previous post Next post
Up