О депутатах-единороссах и православных публицистах

Sep 06, 2013 07:39

...Еще сравнительно недавно известный православный публицист(ТМ) Сергей Худиев убеждал публику, что Елену Мизулину, предложившую отбирать детей у однополых семей, дескать, просто неправильно поняли, что детей отбирать никто не собирается и что сеять панику, распространяя пост-призыв с фотографией из Варшавского гетто - "слишком преждевременно".

И вот... из вчерашних новостей - у ЛГБТ-родителей и у ЛГБТ-семей опять хотят отобрать детей:
"Если у нас есть закон, напрямую запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, то в Семейный кодекс должна быть внесена поправка, что, если кто-то из супругов исповедует нетрадиционною сексуальную ориентацию, он должен быть лишен родительских прав. Для того чтобы ограничить воздействие этого человека на собственных детей."

И одновременно, в тот же день - на фейсбуке совершенно пронзительный текст моей приятельницы, правнучки расстрелянного большевиками Густава Шпета, о ее поездке в 2005 г. в Польшу, в мемориальный музей Освенцим, - о том, "как это было", как "цивилизованная" европейская страна, начавшая с относительно "мягких" Нюрнбергских законов, пришла к газовым камерам и к "медицинским" экспериментам на людях:


В Израиле день памяти жертв Холокоста и я решила, что уже достаточно дистанцировалась от своего текста, чтобы им поделиться. Это рассказ о посещении Освенцима. Изначально это было письмо очень близкому кругу друзей и родных, потом я давала его отдельным людям. Для меня это очень важный текст (хотя потом я писала об этом диплом - но это была уже другая история), хотя теперь мне он кажется многословным и нескладным и во многом очевидными - я его писала в 2005 году, (мне было 23 года), но ничего менять и править я все равно не буду. Делюсь, как есть:

* * *
Мне нелегко писать на эту тему не столько потому, что «тяжело», сколько потому что стыдно. В наше время можно открыто говорить на религиозные темы и это безусловно благо, но меня не покидает чувство неловкости, когда начинают рассказывать о том кто за кого молился или что именно «послал мне Господь во смирение». Вроде все сказано верно, и по существу, но часто в подобных разговорах не хватает одного - целомудрия. Именно с целомудрием, в полном смысле слова, можно касаться глубоко личных тем. К чему я это?
К тому, что подходя к рассказу о том что я видела, чувствовала и думала, когда два дня тому назад бродила по Освенциму, я боюсь, что мне не хватит ни мудрости ни цельности, потому, что все, что связано с Холокостом и ГУЛАГом всегда было для меня чем-то личным, имеющем отношение не столько к истории, сколько ко мне, моей душе и совести. Думаю, что в этом я не одна. Говорить о Холокосте без фальши и одновременно без пафоса возможно в двух случаях - или имея за плечами подобный опыт, опыт прохождения через этот ад (Примо Леви) - (и тогда любая форма оправдана); или же, обладая каким-то необыкновенным чутьем и талантом (Роберто Бенини). У меня нет ни того, ни другого, однако я знаю, что мой стыд - ложный. Об этом надо говорить с друзьями и знакомыми, об этом надо писать книжки и статьи, снимать фильмы и передачи. И переборщить тут нельзя, потому что трагедии равной по масштабу той трагедии, которая произошла с человечеством в 20 веке нет и, дай Бог, никогда не будет. Посему простите, если пишу не так, и если что-то вас покоробит, я не претендую на объективность. Опыт посещения Освенцима сравним только с религиозным опытом, да что там лукавить - является таковым по сути, а, соответственно, может быть только субъективным.

Один день в Освенциме

Если они умолкнут, то камни возопиют.
(Лк 19:40)

Собственно говоря, концлагерей под названием Освенцим (Аушвиц) было три. Аушвиц -1 (основной), Аушвиц 2- Биркинау (Бжезинка) и Аушвиц 3- Моновиц, от которого почти ничего не осталось. Освенцим и Освенцим2 - Бжезинка разные. Разные были и мои впечатления - день словно разбился на две части.

Я стою на вокзале в городе Освенцим. Нормальном провинциальном городке, где ходят автобусы, в киосках продают сигареты, а жители ходят в магазины и пьют кофе в кафе. И это уже странно. Странно и то, что хотя в Освенцим приезжают сотни тысяч людей, на вокзале далеко не сразу разберешься, как собственно добраться до лагеря и в какой он стороне. Микроскопическое объявление сообщает о том, что до «museum» ходят такси. Я же ожидала, что везде поставлены огромные указатели на всех языках мира. Автобуса пришлось ждать долго, и даже когда я вышла на правильной остановке, я не сразу нашла лагерь.
Книжная лавка, вход, как-то все не очень доходит до сознания. Прохожу сквозь здание внутрь. Недалеко стоят ворота - те самые, главные над которыми чернеют железные буквы ARBEIT MACHT FREI. Я вхожу. Тянутся ровные улицы с 2-3-х этажными кирпичными домами. Это бараки. Ослепительно светит солнце. «Освенцим»,- говорю я сама себе, и мне хочется выключить эти солнечные лучи, их, как кажется, почти «кощунственный свет». Хочется выключить птиц поющих в кронах деревьев. Потому что не думать невозможно; Видели ли хоть иногда этот свет они, или небо всегда было затянуто черным дымом из труб крематория? А птицы, неужели они пели тут и тогда? Это кажется немыслимым. Однако еще немыслимей эти толпы туристов, именно туристов из Америки, Голландии, Германии и других стран, которые приезжают в больших автобусах, ходят по этой земле, как хозяева жизни, гогочат, смачно что-то жуют, целуются и фотографируются у входа в газовую камеру… Помню как несколько месяцев назад показывали русских туристов в Таиланде, преспокойно отдыхающих на берегу через пару дней после цунами - что-же это, неужели так глух и слеп род человеческий, неужели так по-детски, так непростительно беспечен? Очень часто в случаях таких вот «пиров во время чумы» говорят, что «жизнь продолжается», что «мы то живы» и «нельзя пребывать в вечном трауре». В столовой у главного входа в Освенцим -1 за столиками сидят люди и пьют чай с бутербродами. И ничего, не встает поперек горла. А что собственно такого? Я пишу это с осуждением? «читаю мораль»? Пожалуй так. А разве можно иначе?
Есть и другие. Те приехали сами, как правило, поодиночке, вдвоем или втроем, и ведут себя тише. Более осмысленный взгляд у французов, хозяева жизни среди них мне не попались. Ярко выделялась на фоне остальных группа подростков и молодых ребят постарше из… Израиля. Те же пестрые одежды, проколотые носы, мобильники… но у всех в глазах страх и скорбь и упование. И мне кажется, я не обманываюсь. Тревожно все это. Пусть даже я слишком обобщила или может, смотрела предвзято, но не значит ли на самом деле, что Холокост так и остался трагедией еврейского народа и так и не стал мировой Катастрофой? Выводы не сделаны, не прочувствованы. Возможно, надеюсь, постепенно сознание изменится и то, что Освенцим не стерся окончательно с лица земли будет тому залогом.
Я не случайно так долго говорю о посетителях - это ведь очень важно: люди ходят по земле, в которой лежит прах не доисторических людей, а им подобных, их соседей, почти современников, отцов и матерей, сестер и братьев, и меня не оставляет мысль, что те были такие же, как я, как мы - разные: порядочные и не очень, робкие и хапуги, верующие и неверующие, городские и деревенские, либералы и консерваторы. Одна судьба? Нет, миллионы разных судеб. Как тут можно не «Imagine that…»? И как страшно признать, что можешь imagine себя не только жертвой, но и палачом, и циником, извлекающим выгоду из страданий ближних или просто тем, кто трусливо спасая собственную шкуру, примкнул к молчащему большинству. Едва ли мы были бы героями, окажись мы там и тогда. К счастью для нас - проверить это не дано.

Я иду вдоль улиц не как намечено в путеводителе, а в другую сторону. В этих бараках, совсем не таких, как те, которые мы видели в фильмах (такие есть в Биркенау, но об этом позже) устроены экспозиции в память о жертвах из разных стран. Каждый барак или половина барака посвящен словакам, полякам, чехам, венграм, югославам, австриякам, французам, бельгийцам, итальянцам или русским. Экспозиции сделаны, по-видимому, в разное время и с разной степенью мастерства. Самая старая и традиционная, наверное, польская. Документы и фотографии на стенах. Запомнились выстроенные в шеренги полосатые лагерные одежды, словно шествие заключенных, лишенных лиц и тел.
К стыду своему, до меня впервые дошло, сколько узников Освенцима прошедших все, до последнего круга, были не-евреями, не- цыганами, не свидетелями Иеговы, не гомосексуалистами и не инвалидами. Сколько было поляков, русских, членов сопротивления. (Возможно потому, что в России стоит произнести слово «Освенцим», как неизбежно начинают кричать, что нечего, мол, выделять евреев - там погибло много русских военнопленных, украинцев, поляков т.д. и у меня всегда была реакция «от обратного»?) Может я не права, но когда я читала там подписи по-русски «гитлеровские палачи», «фашистский режим», «пытки», «угнетенные народы» мне и в этих надписях виделось что-то фальшивое, желание перекинуть ответственность: мы-то герои-освободители, а не какие-нибудь там изверги. Мы мир от фашизма освободили. Надеюсь, все же, это уже паранойя и я прочла то, чего не было)
Одними из первых погибших от циклона Б были русские военнопленные. Лагерь построили для пленных поляков в 1940 году, а «окончательное решение» оформилось в 1942. Пишу, потому что раньше мало задумывалась о том, каким Освенцим был в начале своей истории. В Биркенау у памятника лежат бронзовые таблички с надписями на разных языках. На них написано о том что, этот памятник посвящен «тысячам погибших разных национальностей, в основном евреев».
Не буду подробно описывать каждую экспозицию бараков и корпусов 15-21. Все они впечатляющие и нужные, но несколько повторяют музей Холокоста в Вашингтоне и Яд Вашем (или наоборот?), а я было и там и там. Отмечу только несколько выставок: Венгерскую из камня и стекла, с экранами на которых постоянно крутят хроники, польскую, о которой уже писала, бельгийскую, с полосатыми стенами и уютной комнаткой с фортепиано, салфеточками и столом, на котором оставлено вязание - собирательный образ семейного дома: в таком мог жить любой из нас. Лучше и современней всего сделана французская выставка. Много историй и лиц крупным планом, комната от пола до потолка увешенная детскими фотографиями на металлических пластинах. То тут то там попадаются тени (на самом деле они нарисованы, но кажутся настоящими) - тень пожилой пары, тень идущих, взявшихся за руки детей, человека в шляпе, двух женщин, старика-хасида. Невольно поворачиваешь голову, чтобы увидеть тех, кто отбрасывает эти тени на стены комнат и коридоров. Выхожу из темного корпуса и меня ослепляет мартовское солнце. Невольно вздыхаю - свобода. Но тут же спохватываюсь - нет. Нет тут свободы, нет ни внутри, ни снаружи, ни в лазарете, ни на работах, тут ее нет никогда и нигде, даже во сне. Глаза привыкают, и яркий свет заливает лагерную кухню, вышку и виселицу. Здесь казнили и устраивали поверки. Около каждого «объекта» стоят таблички, где приводятся даты, цифры имена и факты. Корпус 11 -«корпус смерти» - тюрьма в тюрьме. Страшные подземелья остались почти без изменений. Тут как раз впервые и отравили циклоном Б (ранее он использовался для дезинсекции) около 1000 человек - русских военнопленных и больных. Камеры с глазками, параши, окна (хотя и без «намордников»). В одной из камер вместо окна лишь маленькая дырка. Тут часто погибали из-за отсутствия воздуха. В стоячих камерах заключенных ставили по 4 человека в узкие каменные «стаканы» 90х90 см. Стояли сутками и умирали стоя. Среди камер, в которых морили голодом, есть камера под номером 18 - тут сидел Максимилиан Кольбе, мученик Католической Церкви, ныне причисленный к лику святых. В другой камере на стене нацарапаны рисунки - Распятье и икона Христа. На первом этаже заседал т.н. «суд» , в основном приговаривавший к пыткам, (их проводили во внутр. дворике) или к высшей мере. В большом дворе между корпусами стоит стена смерти. Все окна, выходящие во двор, зашиты деревянными щитами. Сейчас у стены лежат множество венков (в январе было 60-летие освобождения лагеря). Здесь расстреляны тысячи. Длинный и гулкий двор. Слово «расстрел» привычней для нашего уха, чем «газовые камеры». Я вспомнила о прадедушке Густаве Густавовиче: тоже расстрел. И нет даже той стены, к которой можно положить венок. Иногда расстреливали прямо в раздевалке. На рукомойниках висит полосатая одежда, а в грязный бетонный пол уже навсегда въелась кровь.
Еще один корпус посвящен истории еврейского мученичества. Пожалуй, никакие документы под стеклом и никакие фотографии на стенке не передают Катострофу с такой силой, как это сделано в небольшой комнате на первом этаже корпуса 27. Я вхожу и теперь наоборот, после яркого света улицы, кажется совсем темно. Стены из кирпича, посредине в полу светится небольшая прямоугольная яма, закрытая стеклом, под которым лежат какие-то серые камни и магендовид - а откуда-то снизу звуки органа и мужской голос какой-то необыкновенной библейской мощи поет на иврите «О Боже, Милостивый», я не различаю слов, но в ней поется об Освенциме и Дахау, Майданеке и Треблинке, Матхаузене и Терезине. Песнь несется из под земли и в ней вся полнота скорби и величия. А на стене большими буквами на польском и на иврите написано: «И сказал Господь Каину: что ты сделал? Голос брата твоего вопиет ко Мне от земли.»(Быт 4:10) Это плач. И дальше нет слов. Слезы душат.
Именно тут мне я встретила еврейских подростков, о которых уже писала. Они стояли и рыдали друг у друга на груди.

Расскажу и о других корпусах, с которых собственно и следовало начинать осмотр.
Корпус 4 - История уничтожения и история лагеря. Модель крематория. Смазанные фотографии женщин у дверей газовой камеры, снятые тайно одним из зэков зондеркомандо (как?). Бортовка (ткань), сделанная из человеческих волос. Банка циклона Б в кристаллах
Корпус 5 - самый запоминающийся. Особенно для тех, кто не был в Яд Вашеме и в Вашингтонском Музее. Это корпус вещдоков. Не знаю, можно ли вообразить себе что-то наглядней чем комнаты, заваленные горами, настоящими горами обуви - детскими ботиночками и сандалиями, сапогами, разношенными туфлями, деревянными башмаками голландских крестьян и изящными лакированными туфельками, говорящими о том как плохо представляла их обладательница о конечном пути назначения, собирая свой чемодан в дорогу. Чемоданы - целый зал, на всех имя-фамилия и дата рождения написаны крупными белыми буквами. Meier, Gottlieb, Pollak, Gold. Herman Pasternak - я запомнила дату рождения- 2 /7 1900 года. Пустые чемоданы, пережившие хозяев. Иногда белые надписи на крышке все, что известно о человеке. Ни потомков, ни дома, ни могилы. Хотя бы имя. У некоторых не осталось и его. После войны были выписаны миллионы свидетельств о смерти. Миллионы из них так и не были востребованы, потому, что никто из семьи, из родственников и друзей, никто не выжил, а свидетельства так и остались в архивах. Комната щеток - зубных, одежных и кисточек для бритья. Горка очков, словно жалкие трупы насекомых. Пропасть эмалированной посуды- синих тазов, красных мисок, белых кружек, детских горшков. Тонны! Тонны волос! Женских, уже поблекших локонов. Некоторые еще заплетены в косички. Это только то, что обнаружили после освобождения лагеря, то, что не успели отправить в мешках в Германию, на производства, «для фронта и для победы». Страшнее всего выглядит ворох медицинских корсетов, костылей и протезов, деревянных рук, жестяных ног, обмоток, палок, суставов. Трудно убедить себя, что и это тоже не Босх, не гротеск, а реальность.
Корпус 7 - посвящен жилищным условиям в лагере. Солома на бетонном или земляном полу - так спали в первый период строительства лагеря, потом спали на том же полу на тюфяках с гнилым сеном - вот и они тоже тут. Двести человек в помещениях для сорока. Тысяча человек в бараках для трехсот. Трехъярусные нары. Грязь, насекомые, эпидемии, голод.
Корпус 10 - лазарет. «Доктора» вырезали лимфы, вводили в сердце фенол, жестоко убивали ради «экспериментов» детей и взрослых. Сюда же из пришедших эшелонов попадали почти все близнецы. Выжили немногие пациенты, а выжившие остались с тяжелейшими увечьями. Эксперименты по стерилизации. Замораживанию. Всего не перечислишь. Йозеф Менгеле… чистейшее воплощение абсолютного зла и хладнокровной жестокости. На вешалке висит белый халат.
Последнее, что я видела в Освенциме-1 это крематорий. Здание, реконструированное из подлинных обломков. Сначала в нем был еще и морг, потом в 1941-42 г.г. газовая камера, но трупы сжигались там вплоть до 1943 года. Крематорий выглядит, как землянка и он гораздо меньше, чем я себе представляла. Внутри тихо. Людей нет. Печи открыты, а металлические дверцы покрыты страшной черной сажей. У входа, на камне, на нескольких языках надписи призывают to be silent and behave appropriately. Remember those, who suffered and died here. Значит, приходится напоминать.

Я выхожу на улицу. Прошло уже немало часов. Освенцим -1 это тупик. Тупик человечества, памятник отчаянию. Я много читала воспоминаний и книжек и никогда не понимала тех, кто сознательно ограждает себя от знаний и памяти. Это не страх, я не сверх-впечатлительная, но мне было физически дурно и душно. Через эту толщу не продраться. Выхода нет. Есть ли смысл что-то делать, если человек способен на такое? Есть ли вообще в чем-то смысл после Освенцима?Ехать ли в Освенцим-Бжезинку? Я уже начала корить себя за свое вечное желание все успеть и все осмотреть, обычно в ущерб вдумчивости и неспешности. Уже 3 часа. В 4 все закроется. 3 километра. Я хотела пойти пешком, но время поджимало и пришлось сесть в какую-то машину.

Ворота со сторожевой вышкой СС, стоящие прямо у современного шоссе, по которому изредко проносятся машины. На другой стороне дороги поселок - обыкновенные дома, огороды, собаки, мотоциклы, какие-то указатели. Никогда бы не подумала, что у входа в Освенцим живут люди. Что тут их дом. Нет, это все же странно - а с другой стороны как еще? Как может быть иначе? Мне смутно представлялось, что все вокруг должно было сгореть в том же пламени всесожжения, что куда не глянь, будет выжженная земля, что она сгорит от горя и ужаса. Но все спокойно Я вхожу в ворота. Солнце уже клонится к закату. По огромному, необозримому пространству, обнесенному колючей проволокой разлит ровный золотистый свет. Тихо. Очень тихо. Отдельные фигуры. На горизонте чернеют силуэты деревьев. Из ворот и покуда хватает глаз, тянутся рельсы, уходящие в никуда. И это не метафора - они ведут в газовую камеру и крематорий. Я перехожу рельсы и иду направо. Вдоль бараков рвы, наполненные талой водой. Бараки - большие, с узкой полоской окон под крышей. Под ногами хлюпает мокрая земля. Кочки и трава. Никого нет - дверь приоткрыта. Я замираю на пороге. Большое помещение. Неровный земляной пол. По бокам деревянные нары, широченные, покосившиеся, из толстых досок, кое-где проваленные. Длинные - длинные ряды пустых нар. Лучи вечернего солнца проникают в каждую щель. Хочется кого-то окликнуть, и как будто в ответ протяжно скрипит тяжелая деревянная дверь. Я перехожу от одного барака к другому, и везде та же картина - нары, печка, пусто, тихо, гуляет ветер. Один барак, второй, третий…рвы и проволока. Вдали видны сотни торчащих труб - тут тоже везде были бараки. Это «Канада». Я бреду дальше, обходя свежевыкопанные кротовые норки. Во влажной траве гниют щепки и рассыпаны крошки кирпича. Что-то блестит - это осколки от барачных окошек, проволочная решетка, оплавленная стеклом. Я наклоняюсь, беру один небольшой осколок и кладу себе в карман.
Огибаю бараки и опять прихожу к железнодорожному полотну. Уже почти четыре, но никого нет, а спешить невозможно и я иду прямо по шпалам вперед, к горизонту. Шаг за шагом. Слева та самая разгрузочная платформа. Здесь проводили селекцию и здесь почти случайное движение пальца какого-нибудь Гесса или Кремера решало, погибнешь ли ты сегодня или чуть погодя, через неделю или месяц. Скорее всего - сегодня. Разлучали семьи, детей, отцов и матерей. Один из комендантов лагеря сам говорил новоприбывшим, что единственный выход из лагеря - через трубу крематория.
Крематориев в Освенциме-2 Бжезинке было четыре. Ни один не сохранился полностью. Уже понимая, что Германия проиграет войну, начальство вовремя подсуетилось и устранило «объекты». Раскуроченные развалины. Меня удивило, что, судя по, развалинам газовые камеры, как и в Освенциме-1 не слишком большие. Я представляла их огромными. В руинах можно различить подземные раздевалки, куда заталкивали людей перед «душем». Что происходило потом - знают все сами.
Иду дальше. Лагерь бесконечен. Я иду вглубь по тропинке, вдоль которой растут березки (это и есть «бжезинки») и еще какие-то деревья. За лесом открывается заболоченная поляна. Сбоку стоят три черных камня-надгробия. Я читаю, что тут покоится прах освенцимских жертв - пепел ведь закапывали или сбрасывали в пруд. А иногда, когда крематории были перегружены, горы трупов, которые еще несколько часов назад были людьми, просто сжигали. Общая могила, размером с поле. Солнце уже почти зашло. Предел. Есть ли на земле другое место, где бы так сжато, так очевидно была явлена человеческая жестокость и бессилие? Но странное дело, именно там, в Освенциме-2 Бжезинке чувствуется абсолютный мир и покой. Нет, это не самообман, я не питаю иллюзий: я прекрасно знаю, что солнце, тишина этого вечера и шелест деревьев могут ввести в заблуждение. Знаю, что для них никогда тут не было ни мира, ни покоя, а только боль и тьма бесконечная. И деревья никогда не шелестели (как только появлялись почки заключенные их съедали). И все же я смею думать, что то, что я чувствую это не просто поверхностная сентиментальность. Я не приехала в Освенцим в поисках утешения и оправдания - их нет. То, что я встретила в Бжезинке было неожиданно и вопреки всему тому, что я знала о ней.
Как много людей пройдя через Холокост или ГУЛАГ потеряли веру. Как много людей добровольно уходили из жизни годы или даже десятилетия после конца войны? У нас нет никакого права их осуждать; и, тем не менее, я стою там, как на краю земли и чувствую, что нигде так не очевидно, что Бог есть. Только в Израиле еще мне довелось ощутить Присутствие в каждом камне. Простите, и не возмущайтесь. Ирина Ивановна Софроницкая говорила, что нигде Бог не был так близко, как в лагере и нигде за всю жизнь не ощущала Его так остро. Земля Освенцима пропитана ужасом и мукой, но я верю, что есть что-то большее, что все покрывает, даже это. «Претерпевший же до конца спасется»

Нет, ничто на свете не может оправдать Холокост, невинную смерть миллионов, геноцид. Говорят, что Освенцим - это символ. Не знаю. Живой человек, его страдания, любовь и смерть не может быть символом в том отстраненном смысле, какой мы обычно вкладываем в это слово. Но Освенцим может быть символом в другом смысле, в таком же, в каком Крест стал символ Воскресения.

* * *

Вот собственно и все. Я обошла весь круг, не успев дойти только до каменных бараков женского лагеря. У памятника, на ветру одиноко стояли еврейские подростки и тихо пели Хатикву. Я долго шла обратно по тем же рельсам, поднялась на главную сторожевую вышку, последний раз посмотрела сверху на эту землю и вышла. Автобусов не было и я пошла почти наугад к самой обыкновенный станции в городе Освенцим чтобы уехать в Краков. В Кракове меня ждала теплая постель, чай и домашний уют.
«Музей не рекомендуется посещать детям до 14 лет» - не знаю, дети конечно бывают разными, но в целом я не могу с этим согласиться. Не поздно ли? В 14 лет человек уже жестче. Не лучше ли «рассказать об этом детям нашим», чтобы они не «извлекали уроков из истории холокоста», а чтобы понимание этого «урока» входило бы в плоть и кровь. Как у тех еврейских подростков, которые поют Хатикву у крематория. У меня нет ответа. Для меня всегда, с самого детства, мало какие книги были более осмысленные и жизнеутверждающие, как свидетельства жертв тоталитаризма по обе стороны железного занавеса. Свидетельства того, что вопреки самым невероятным мукам, человек может остаться человеком, может не предать себя и других, свидетельства того, что дух неистребим.
Сейчас считается невоспитанно говорить, что «все люди должны то-то и то-то», но хочется сказать именно так: Мы все должны побывать в Освенциме. Не у всех есть возможность доехать до Польши, но все могут читать книги. Они написаны для нас, для каждого из нас. Больше чем газа и боли эти полуживые скелеты боялись быть не услышанными и забытыми. Они лишались близких, и, нередко боролись за свою угасающую жизнь только для того, чтобы «выйти и рассказать». В этой надежде черпали последние силы. Мы не можем вернуть миллионы жизней, но одно мы можем сделать для себя и для них - не убегать, читать и слушать. Это долг. It’s the least we could do.

Сюда, сюда, именно сюда в первую очередь надо ходить в паломничества. Тертуллиан (или Ориген?) писал, что кровь мучеников есть семя Церкви. Тогда не семя ли жизни всего мира кровь мучеников разных вероисповеданий, пролитая в Освенциме и Дахау, на Колыме и на Соловках? Освенцим, вопреки тому, что написано на указателях, не может быть музеем. По крайней мере, Освенцим-2 Бжезинка. Если он станет музеем, то утратится суть. Не знаю, как уж объяснить. В музеях хранят прошлое. Хранят историю. Это же - вне времени. Страшно ли то, что я увидела в Освенциме? Да, страшно. Но едва ли не страшнее не увидеть, не запомнить, забыть.

Краков-Венеция
20 - 23 марта 2005

Очень хочется, чтобы подобное НИКОГДА не повторилось. Очень хочется защитить таких уязвимых дорогих людей.

важное, память, отчизна, права ЛГБТ, это наша родина сынок, права абстрактного индивида

Previous post Next post
Up