По этому поводу существует много соображений и пруфов самого разного свойства, от философских до конкретных общественных примеров, но я хочу рассказать лишь один довод.
Мне кажется он самый сильный. Если нет - маякните.
Я напомню, что
В основе коммунизма лежит концепция равенства людей
Что вот мол, хорошо бы построить такое общество без денег и
(
Read more... )
Вот этот пункт - "никто в таком обществе не будет напрягать других, командовать или как-то чем-то выделяться" - это, замечу, ваша достаточно произвольная фантазия (если вы не взяли какое-то конкретное определение, которое сможете привести и на основании которого можно будет обсуждать дальше). Опять-таки, базовый вариант определения коммунизма по Марксу ничего не говорит про равенство способностей ("не выделяться") или отсутствие координации ("никто не будет командовать"). Это в определение не входит, но вроде никто особо не считал, что такое общество не потребует координации в сколько-то крупных проектах, или там снимет разницу между учеником и учителем. В условном мире Полудня у Стругацких (просто как пример) есть "награждения и медали" в смысле и честолюбия, и соперничества в любой профессиональной области. Просто это соперничество в первую очередь не за экономические ресурсы.
Кстати, что касается аналогии со спортивными рекордами, тут вырисовывается хорошая картинка:
> Угадайте - много рекордов поставят такие спортсмены, бегуны и пловцы? Или вообще хоть одна игра по баскетболу там состоится?
Вот рекордсмены, кстати, хороший пример - просто потому, что во многих случаях доля именно материального поощрения там мала, особенно если это не раскрученные виды спорта со звёздами-миллионерами. Куча рекордсменов от своих рекордов получает скорее отрицательный экономический выход (особенно считая проблемы со здоровьем и устройством в жизни вообще - это, кстати, касается не только спортсменов, но и коллекционеров, например, всяких там реконструкторов и пр. И ведь ничего - стремятся и живут, и встречи свои проводят, и состязания, и сообщества организуют...
Ещё хороший пример, что характерно, тысячелетиями работающей модели локальных сообществ, не основанных на экономическом принуждении, это монастыри: что буддийские, что христианские. То есть вовне они могут быть ориентированы на экономику, но вот внутри - нет, там экономические механизмы не работают, там завязано всё на видение мира участниками и определённое учение. То есть сам по себе тезис "без материальных стимулов ничего не будет работать" явно в такой сильной форме неверен. Вот если его расширять до "без стимулов ничего не будет работать" - скорее да, потому что любые такие коллективы (что монастырь, что актёрский коллектив, что академическое сообщество) всегда в какой-то мере скорпионник в вопросах внеэкономических. Но это опять-таки - уже расширение данного автором блога тезиса про коммунизм.
Reply
Leave a comment