В двух словах - ученые NASA решили провести тест на гениальность среди детей 4-5 лет. Тест дал результат в 98% гениев. Такой же тест среди 10 летних детей дал 30% гениев, среди 15-летних 12% гениев, а среди взрослых всего 2%. Делается вывод, что школа делает из детей идиотов. :))) Текст этот уже разбежался по сети, и породил кучу теорий заговора про масонов и рептилоидов. :)))
И здесь совершенно неважно, было на самом деле такое исследование или нет, является эта новость фейковой и на какую свою часть она фейк... Как тут уже неоднократно говорилось - ЛЮБАЯ проекция имеет право на существование, даже вранье, потому что любая проекция - это часть истины. Нужно только не забывать об этом и не выдавать какую-либо (любую) проекцию за ВСЮ истину.
Мы эту новость используем как точку входа в наших рассуждениях.
Тот, кто служил в армии, тот в курсе, что такое Курс Молодого Бойца. Кто не служил - тот слышал. В двух словах, основная цель этого мероприятия - отбить любое желание ДУМАТЬ самостоятельно. И это имеет абсолютный смысл - потому что солдат, желающий думать, а не исполнять - это угроза похлеще ядерного фугаса. Ну согласитесь, даже на примере WW2 - представьте себе, что комроты получил информацию, что его роту обходят с фланга. И он дает приказ взводу - срочно выдвинуться вон в ту рощу, и не допустить обхода. Даже если взвод весь поляжет, но он выиграет полчаса, потому что в ином случае окружение полка, дивизии или даже армии, обвал фронта - и п-ц. И вот представьте - кто-то в этом взводе начинает в этот момент ДУМАТЬ. А давайте сначала поедим - ведь там придется до утра сидеть. А давайте не в рощу, там неудобно окапываться, а рядом. А давайте еще что-то не так. И п-ц.
На самом деле, если мы посмотрим на современную ШКОЛУ - мы увидим абсолютно то же самое. Детей учат не думать, а следовать ШАБЛОНАМ. Повторять заученное по учебникам. Использовать четко определенные методы для решения проблем. И т.д. Учат и готовят к "конвейерному" и шаблонному образу жизни. Тут даже никакие исследования не нужны, все и так видно.
Но теперь давайте зададимся вопросом - а почему оно так? И лежит ли проблема именно в самой школе?
Ответ на вопрос "почему?" - на мой взгляд, очень простой. Современная школа создавалась на заре индустриального уклада именно для этих целей.
Просто вспомните гениальный Чеховский рассказ "Злоумышленник", про крестьянина и гайку - вот таким был доиндустриальный социум. Которому и надо было форматировать мозги, для возможности существования в новом укладе.
А сейчас? А сейчас, даже если вы просто отмените школу - процесс форматирования мозгов никуда не исчезнет! Потому что мозги форматирует уже сам социум, то есть общество, политика, бизнес и т.д. Форматирует в тупое, шаблонное, конвейерное существование. Про это тут уже подробно обсуждалось, когда говорилось про Идиократию.
Вы понимаете логику изменений - если раньше школа создавалась для того, и работала на то, чтобы дать что-то ДОПОЛНИТЕЛЬНО, то есть то, что не может дать социум. То сейчас школа - это не школа вообще, в этом понимании.
А школа должна давать именно то, что не может дать социум. А что нынешний Идиократический социум никак НЕ может дать? Независимость мышления, критический подход, способность к генерации СВОИХ оценок, и возможность иметь свое пространство оценки. То, что было у крестьянина из чеховского рассказа.
Ты что, хочешь, чтобы повторились сюжеты из Чехова? - может спросить кто-то из читателей.
Конечно нет. Однако, не бывает хорошим что-то одно - либо полная шаблонизация, либо полная упертость в своих личных тараканов в собственной голове. Обязательно должен быть МИКС, смесь, гибрид.
Но куда же это засунуть, спросите вы? И так, школа настолько загружает детей учебой, что времени ни на что не остается. Куда же еще все то, о чем ты говоришь?
А давайте прикинем, и отделим мух от котлет. Что современная школа дает именно для того, чтобы это было потом нужно. А что - только для того, чтобы форматировать мозги.
Вот возьмем среднего человека приблизительно 40-летнего возраста. Который уже забыл все то, из того, что ему давалось в школе - потому что ему это было в жизни не нужно. И возьмем даже не просто среднего, а среднего с высшим образованием. Инженера самых разных специальностей, врача, журналиста, юриста и т.д. И положим перед ними список вопросов из школьного курса. Математика и физика, химия и биология, грамматика и правописание, география и история.
Вы не поверите. Получится настолько смешной минимум, что вы будете шокированы. На пару лет обучения после начальной школы, после арифметики и чтения. И все! Потому что инженер не помнит тычинки и пестики, врач не помнит физику, журналист не помнит математику, юрист не помнит вообще ни хрена. :)
Вот этот минимум на выхлопе и дает современная школа. Все остальное - это так называемый "белый шум". Фейк. Имитация образовательной деятельности, и waste heat от основной деятельности по форматированию мозгов.
Все остальное, что может кому-то конкретно позже понадобится, именно в той части, которая нужна именно в конкретной профессии, может быть дано в профильном институте буквально за год.
То есть 4-5 лет в школе можно заниматься чем-то другим. Кто-то из детей, кто родился с интересом или талантом к какой-то профессии, может постепенно может уходить на профильные курсы высшего образования - математика, физика, биология и т.д. Кто-то заниматься спортом или социальной активностью...
И тут можно сделать ошибку. Именно ту, которую мы уже сделали в предыдущем абзаце. И еще кое-кто, не будем показывать пальцем.
Возникает вопрос - а где здесь функции ШКОЛЫ? Та самая, основная функция - дать то, что не может дать социум или профильное образование. А нету в этой схеме этих функций.
Потому что в нынешнем Идиократическом социуме функция школы должна заключаться в том, чтобы мешать абсолютизации Идиократии.
Но не ломать навязываемые социумом, политиками и бизнес-интересами шаблоны - это было бы слишком жестко, согласитесь. :)
А просто хотя бы доносить то, что любой шаблон - не является абсолютной Истиной. А является просто одной из ее проекций, и не важно даже насколько полной или узкой, главное, что уже автоматически неверной в общем смысле, и для всех ситуаций.
И это можно сделать, изучая много лет именно этот указанный выше минимум. Только изучать его несколько раз, с разных проекций, чтобы охват этим минимумом был 100%, а не как сейчас.
Не заучивать дикое количество теорем, которые 90% школьников в жизни и нафиг будут не нужны. А отобрать самые важные. И пробовать самостоятельно выводить их, по многу раз, разными способами, пытаясь повторить ход мысли математиков древности, которые это делали в первый раз. История - тоже самое, минимум событий, но рассматривать с разных сторон, что двигало одними, и что другими, и почему появлялись те или иные конфликты. Основные законы страны. Почему так, а не иначе, и что будет, если сделать по другому. И т.д. - по всем предметам.
Кстати, и этот минимум окажется гораздо выше, чем остается сейчас, даже у тех, кто потом идет в профильные ВУЗы.
Если попробовать покомпактнее сформулировать все вышесказанное, то получится следущее: Новая школа в новой реальности должна учить детей формировать свое собственное пространство оценки, БОЛЕЕ ПОЛНОЕ, чем сейчас имеется в наличии у поколения индустриальной эпохи. Просто для того, чтобы быть более приспособленными к новому укладу.