Транспорт на Васильевском острове

Jan 06, 2015 21:30

Арсений Афиногенов плотно занимается вопросами транспорта в Санкт-Петербурге. Мы попросили Аресния рассказать нам и вам о ситуации с транспортом на Васильевском острове.
Вот Арсений:



А вот его рассказ:

Так уж вышло, что в Санкт-Петербурге довольно крупный район города располагается на острове. На многострадальном Васильевском острове, в простронародье именуемом «Васькой».
Что он из себя представляет? На самом деле то, что мы называем «Васькой», представляет себя не один остров, а как минимум два - непосредственно сам Васильевский остров, а также остров Декабристов, отделяемый от Васильевского рекой Смоленкой, и новые намывные островные территории.
Вся эта территория очень крупная, густонаселённая - на данный момент в Василеостровском районе живёт более двухсот тысяч человек (почти как в Сыктывкаре:)), находится огромное количество рабочих мест, различных вузов, прекрасных достопримечательностей (один вид на Стрелку и Ростральные колонны чего стоит) и других объектов притяжения людей.


Когда-то это был главный остров большой Российской Империи, тут находится Здание Двенадцати Коллегий, где некогда располагались высшие органы государственного управления страны. На все эти двести с лишним тысяч человек приходится лишь две станции метро одной ветки и всего четыре моста, увязшие в пробках и на которых нет никакого приоритета общественному транспорту. Таким образом, мы получаем остров - бутылочное горлышко, который превращается в самый настоящий ад в часы пик, когда людям нужно попасть на работу и с работы.
Вот как, например, выглядит проход к станции метро «Василеостровская» в мирное время:



А вот как это выглядит в непосредственно час пик.



Страдания.



Боль.


В общем, с метро все печально выглядит. Есть тут и автобус, и троллебуй, и трамвай. Маршутки есть, разумеется. Но наземный транспорт людей не развозит, он стоит в пробке. Линии никак не выделены и не обособлены. Вот как это выглядит в затишье. В вечерние часы никому и в голову не придет не перегорождать путь трамваю.



Но речь не только о трамвае. Дворцовый мост, через который проходят ключевые маршруты троллейбусов и автобусов, идущих далее на Невский, стоит таким же образом. Благовещенский и Биржевой мосты выглядят не сильно лучше, и через них тоже проходят маршруты общественного транспорта. Людей вынуждают отказаться от пользования общественным транспортом и пересесть на личный автомобили.

Казалось бы - куда уж хуже? Но и это ещё не всё. В сложившихся условиях приоритета личного транспорта ситуация близится к коллапсу когда начинается ремонт с перекрытием улиц (а тут есть что ремонтировать). Так, в середине 2000х отремонтировали Благовещенский мост, заодно убрав оттуда трамвай, сославшись на «низкий пассажиропоток»; недавно ремонтировали Дворцовый мост, а теперь планируют частично закрывать на ремонт и Тучков. Понятное дело, что при каждом таком закрытии попадание на остров часто превращается в настоящую пытку. Впрочем, и без таких пыток попадание на «Ваську» сильно затруднено. Либо вы вбиваетесь в битком набитый троллейбус или автобус, садитесь в автомобиль и встаёте в жуткую пробку на подъездах к мостам.



Приходится пробиваться в метро, хотя идея сомнительная, фото вы уже видели. Страданий мало не бывает.

В ближайшее время городом будут реализовываться следующие проекты:
• Ремонт «Василеостровской» с закрытием примерно на год. Той самой «Василеостровской», чьи фотографии были выше. Впрочем, тут городским властям надо отдать должное, они к этому ремонту действительно готовятся. Так, «Василеостровскую» не закроют до тех пор, пока не откроют второй выход со станции «Спортивная», находящийся как раз недалеко на Васильевском острове. А помимо этого они обещают сделать выделенную линию для трамваев к этой станции метро. Вот официальный ответ городского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры:


Так что тут вопросов нет (кроме того, что выделенную полосу можно сделать и на Тучковом мосту, где постоянно случаются пробки из-за автомобилистов, едущих по трамвайным путям), и если Город сделает так, как обещает, коллапса закрытия «Василеостровской» можно не ожидать.

• Продление 3 линии метро от «Приморской» через стадион на Крестовском до станции «Беговая», находящейся на Северо-Западе города. Мало того, что это, мягко говоря, не первоочерёдный проект - в Санкт-Петербурге сначала необходимо строить совершенно другие линии метро, - так ещё он ещё больше загрузит уже еле справляющуюся с потоком на Ваське «зелёную» ветку метрополитена! А самое главное - они на это хотят потратить более 30 миллиардов рублей и построить за три с половиной года. Делается станция к чемпионату мира по футболу.

• Строительство моста с Васильевского острова на Петроградскую сторону через остров Серный. Ещё один многомиллиардный проект. Решит ли он проблему выезда с Васильевского острова? Частично и на какое-то время - да. Но это не изменит общую концепцию «Васьки» как бутылочного горлышка, и дороги имеют свойство плотно заполняться автомобилями.

• Строительство продолжения четвёртой линии метрополитена до станции «Большой проспект». Вот это однозначно нужный проект, который сможет значительно разгрузить существующую 3 линию метрополитена, а также создать альтернативный выход с Васильевского острова.

• Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД). Это даже не многомиллиардный проект - в эту (платную для автомобилистов, между прочим) дорогу вкладываются сотни миллиардов рублей! Пройдёт эта скоростная трасса между Островом и новыми намывными территориями на Западе. Диаметр создаст альтернативный способ проезда на Васильевский остров, но нужно будет очень тщательно спланировать схему транспортного планирования в районах съездов с ЗСД.

• И, наконец, строительство жилья и деловых зданий на новых намывных территориях. Как мы знаем, Россия - очень маленькая страна, едва превосходящая по площади Монако и Ватикан, и поэтому в ней катастрофически не хватает своих территорий (присоединение Крыма является только тому подтверждением). Поэтому в такой тяжёлой ситуации в Санкт-Петербурге пришлось намыть новые территории западнее Васильевского острова. Делалось это в первую очередь под морской терминал для пассажирских паромов, но почему бы «заодно» не залудить там какого-нибудь жилья и общественных центров, на радость уже существующим двумстам тысячам жителей на острове? Что будет с перенаселённостью острова лет через десять-пятнадцать, остаётся только догадываться. Боюсь никакая новая линия метро от этого уже не спасёт.

Как видим, проектов достаточно, многие из них спорные и крайне затратные. Как говорится, тяжело жить в эпоху перемен, особенно - таких неоднозначных.

Выход из сложившейся ситуации мне видится в следующем:
1. Незамедлительно сделать выделенные полосы через мосты, особенно - для трамвая на Тучковом мосту, на 1/Кадетской линиях и на Среднем проспекте, а также для троллейбусов и автобусов на Дворцовом мосту, Университетской набережной, 1/Кадетской линиях и Большом проспекте. Минимум затрат, максимум эффекта.

2. Отказаться от проекта продления 3 линии метро далее на Север, решив вопрос вывоза посетителей стадиона во время матчей с помощью уже существующей станции метро «Крестовский остров», а также специальных рейсов трамваев или автобусов со строительством соответствующей инфраструктуры. Будет в десяток раз дешевле, чем строительство метро, которое будет востребованным только на время матчей. Что касается «Беговой», то там сейчас можно ситуацию решить усилением/модернизацией существующей ж/д ветки, а также ускорением существующей трамвайной линии.

3. Форсировать строительство 4 линии метро на Васильевский остров - этот проект, безусловно, нужный;

4. Мы понимаем, что новые территории уже намыты. Но ведь можно обустроить их по-человечески! Во-первых, пересмотреть плотность застройки в меньшую сторону. Во-вторых, создать новые рекреационные территории, особенно - пляжи. Впрочем, это заслуживает отдельного поста;

5. Создать новые пешеходные зоны на Острове. Во-первых, это 6/7 линия между Средним и Малым проспектами; во-вторых, это «Университетская» часть «Васьки» между Стрелкой и 1/Кадетской линиями. Часть улиц вполне можно перевести режим «только для пешеходов». Благо, и пример хороший имеется: 6/7 линия между Большим и Средним проспектами уже является пешеходной, и, вопреки всем «экспертным» оценкам про-автомобилистов, посещаемость пешеходной улицы огромная, а стоимость аренды - бешеная.




Сюда частенько проезжают охамевшие водители, но это вопрос решаемый. Вот так должен выглядеть центр города:



А не так:



Еще фото общественного транспорта. Трамваи:



Троллейбусы:



Автобусы:


Велопарковки зимой не пустуют:


В семье не без урода. Маршрутки. Об их существования будущие поколения будут знать только по нашим рассказам и фото:



Кстати, на Ваське есть милый памятник конке:



Так же на Васильевском острове располагается целый музей городского электрического транспорта с уникальной коллекцией подвижного состава на улицах Петербурга. Кто ещё не был - обязательно посетите. А нам следует хорошенько поработать и решить проблемы с транспортом на острове.





Фото Фаиля Байназарова и Романа Соколова.

Васильевский

Previous post Next post
Up