«БРЕСТ. 31 АВТОБАТ" (часть 3)

Jul 05, 2021 13:57


ЮРИЙ ФОМИН (РОССИЯ, БРЯНСК)



Расположение батальона. Фото 1939 года.





Расположение батальона. Фото 1939 года.

Сержант Смеликов И.И. - командир автомобильн. отделения батальонной школы 31 ОАТБ:  «...Тов. Минакова я узнал по возвращении из двухмесячного отпуска, который я получил после пребывания на излечении в госпитале. В отпуск меня провожал, это я хорошо помню, капитан Дорофеев. В отпуске я пробыл с начала августа по конец сентября 1940 года. По возвращению в часть капитану Дорофееву было присвоено очередное воинское звание «майор» и его перевели в другую часть. А вместо Дорофеева батальон принял капитан Минаков, это было примерно в октябре 1940 года. С октября 1940 года я служил под командованием капитана Минакова и до начала войны. Капитан Минаков был небольшого роста, средних лет, примерно 40-45 лет. Как командира батальона капитана Минакова я узнал, когда проходили зимние маневры в декабре 1940 года Белорусского военного округа, в которых участвовала наша дивизия и наш 31 отдельный автобатальон. Он умело руководил батальоном, за что после окончания маневров батальону была объявлено перед строем благодарность. Капитан Минаков, во первых был требовательным к своим подчиненным, был честным, преданным Советской власти. В беседе с бойцами был добрый и вкладывал всю душу, и все знания старался передать бойцам. И им были всегда довольны, проводимым им беседам, не только на учебе, но и в свободное от учебы время...».

Красноармеец Харин Ф.Ф. - шофер роты подвоза боепитания 31 ОАТБ: «…Встретился с тов. Минаковым, когда я был в учебной роте. Командир был отзывчивый, хороший ко всем бойцам. От него я получил благодарность по соревнованию по лыжам. Все командиры были очень хорошие. Последний раз с ним я встретился в субботу в 1941 году, перед войной. Вместе со мной были два друга: Ашихмин Иван из полковой школы (прим.- батальонной школы) из д. Восковцы и Пономарев Михаил из моей части (прим.- роты)…».



Красноармеец Челобанов Василий Нестерович. Фото 1941 года.

Красноармеец Челобанов В.Н. - фельдшер санитарной части 31 ОАТБ:   «…Автобат занимал складское помещение на втором этаже, полы были бетонные. По бокам в проемах располагались двухъярусные железные койки, а в середине проход. Вентиляция плохая, форточная, окна на запад с железными решетками. В проемах были отсеки для хранения винтовок, каптерка. В одном из проемов была отгорожена и Ленинская комната, где проводились политзанятия, комсомольские собрания, писали письма родным, играли в шашки, хранили музыкальные инструменты. Посередине стоял длинный стол, покрытый красным материалом. На стенах портреты Ленина-Сталина и изречеие вроде: «Тяжело в учении, легко в бою» - Суворова и другие. Впервые встретил Минакова Я.Д. в конце октября 1939 года, когда он был в звании ст. лейтенанта и занимал должность заместителя командира 31 автобата, куда я был направлен для прохождения срочной службы в качестве лекпома (военфельдшера). Затем автобат переименовали в 29 автотранспортную роту, которой командовал капитан Минаков. И уже позднее восстановили вновь 31 автобат, и его командиром был капитан Минаков Яков Дмитриевич (прим.- Челобанов ошибается, т.к. 31 автобат был сформирован на базе 29 автороты еще в сентябре 1939 года). Он был один из старых кадровых командиров, имевший медаль «20 лет РККА». Капитан Минаков пользовался большим уважением и любовью среди подчиненных и мне кажется, среди командиров других частей. О капитане Минакове у меня лично сохранились самые наилучшие воспоминания, как о человеке честном, принципиальном и чутком. Мне, как лекпому, часто приходилось обращаться к нему по службе. Всегда он оказывал содействие в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и требовал исполнения от подчиненных. Ежедневно бывал в расположении рот, мастерских, автопарка, кухни. Не любил долго засиживаться в штабе. Ежедневно интересовался бытом, питанием бойцов и кто чем болеет, и никогда не отказывал в средствах, если нужно приобрести медикаменты в городских аптеках. Очень любил рыбачить и почти ежедневно по несколько часов вечером рыбачил в Мухавце, в районе автопарка автобата. Жил в домах начсостава, вправо от санчасти 125 сп. Помню, что детей у него не было. Старший сержант Кузьмич Вячеслав родом из г. Бобруйска, Могилевской области, по специальности агроном. Зеленов Михаил был в учебном взводе, обращался он и в санчасть, в которой я работал…».



Сержант Медведев Виктор Алексеевич (слева) с товарищем. Фото 1940 года.

Сержант Роговой В.А. - командир автомоб. отделения роты подвоза боепитания 31 ОАТБ:  «…Мы призваны в ряды Красной Армии с Козелецкого района Черниговской области в составе 120 человек, и прибыли в Брестскую крепость на воинскую службу. Через некоторое время я стал шофером автомашины в 131 артполку. В октябре 1940 года был переведен в 31 автобат. Помкомвзвода регулировщиков был старший сержант Иванов. Боевая и политическая подготовка находилась на высоком уровне. Много внимания уделялось освоению новой техники и ремонту машин. Ежедневно в канун войны проводились политзанятия о международном положении, о бдительности Советского солдата, изучали рубежи границы…»



Красноармейцы батальона во дворе западной полубашни кольцевой казармы (до размещения 44 сп - территория автобата). Справа красноармеец Макаров Валентин Макарович. Фото 1941 года.

Сержант Козлов И.П. - командир автомобильного отделения батальонной школы 31 ОАТБ: «…Щербаков Николай ездил на дивизионной кинопередвижке, жил в Бресте…».

Красноармеец Возяков Р.А. - санинструктор санитарной части 75 ОРБ: «…Шлыкова, из Тамбовской области, перед войной перевели в автобат в крепости…».

Красноармеец Урыков Г.П. - регулировщик взвода регулирования 31 ОАТБ: «…Я служил в рядах Красной Армии в г. Бресте, в крепости, в 333 стрелковом полку, в 1 автобатальоне, в отдельной роте регулирования. Со мной вместе также служил Ваня Сазанов…».

Сержант Аренда Н.В. - командир огневого расчета артиллерийской батареи 333 СП: «…Пашковский Борис Петрович служил в РККА со мною в одном полку в городе Брест-Литовске с 6 января 1940 года до начала войны. Носил звание замполитрука при военном автобатальоне 333 стрелкового полка…».



Старший сержант Ерофеенков Петр Матвеевич (слева) с товарищем. Фото 1940 года.

Техник-интендант 2 ранга Белоглазкин А.М. - начальник технической службы 31 ОАТБ: «…Читались лекции на международные темы, работали кружки по изучению истории ВКП(б) и источников марксизма-ленинизма…».



Сержант Медведев Виктор Алексеевич. Фото 1940 года.

Красноармеец Домбровский Т.П. - электросварщик автомоб.-ремонтной роты 31 ОАТБ:  «…Я был переведен за 2 месяца до войны из 111 осб. Исаев - руководитель художественной самодеятельности, акробат, кажется, был в школе командиров. Сержант Божко хорошо пел. Романовский Виктор играл на всех музыкальных инструментах. Раджабов, кумык с высшим образованием, с острой бородкой. Хорошо знал среднеазиатские языки. Перед войной из Ленинградского училища пришло 2 младших лейтенанта…».



Курсанты батальонной школы. Фото 1941 года.

Нижний ряд слева направо: - пятый - красноармеец Кулик Филипп Филиппович.  - шестой - красноармеец Гончаренко.  Верхний ряд слева направо:  - первый - красноармеец Романовский Виктор Семенович.  - третий - красноармеец Росс Александр Моисеевич. - четвертый - красноармеец Росс Михаил Моисеевич.  - пятый - красноармеец Потоманов Михаил.

Из политдонесения отдела политпропаганды 6 сд «О выполнении Директивы N 32 о работе с женами начсостава»:  «…Мало привлекаются к участию в красноармейской самодеятельности семьи начсостава в 31 автобатальоне - секретарь партбюро старший политрук Яковенко…».

Политдонесение отдела политпропаганды 6 сд N 0111, от 1 марта 1941 года, «О самовольной отлучке и пьянке ВРИД начальнка мастерской 75 орб Пантюхина Ивана Макаровича»:  «Пантюхин Иван Макарович, 1907 года рождения, крестьянин, беспартийный, за пьянку с дебошем исключен из членов ВКП(б), в Красной Армии с 1937 года. Приказом по войскам ЗапОВО допущен к исполнению обязанностей начальника мастерской 75 орб. 24 февраля 1941 года, около 5.00., дежурным по крепости в 75 орб доставлен в состоянии опьянения Пантюхин, который зайдя в мастерскую, закрылся изнутри. На требования дежурного, открыть дверь Пантюхин отказался. Только в 6.30., по вызову командира 75 орб, открыл дверь, заявив дежурному, что идет к командиру части. Пользуясь знанием всех выходов из мастерской, Пантюхин к командиру части не явился, а вышел не замеченным из расположения части. Командиром части были немедленно организованы розыски Пантюхина. В течение 24 и 25 февраля разыскать его не удалось. В часть Пантюхин явился сам в 18.00. 26 февраля 1941 года. Произведенным расследованием установлено следующее: 23 февраля 1941 года, Пантюхин совместно с мл. лейтенантом 31 автобатальона Козловым зашли к знакомой Пантюхина, гражданке Бронецкой, проживающей в г. Бресте, по ул. Госпитальной, д. 10. Выпили там бутылку водки. После чего Козлов (по его словам), оставив Пантюхина в квартире Бронецкой, ушел в свою часть. Пантюхин, возвращаясь в крепость, около 2.00. 24 февраля 1941 года, направился к квартире гражданина Опельбаума, начал стучать и требовать, чтобы его впустили в квартиру. Получив отказ в этом, он произвел из пистолета выстрел в окно квартиры гражданина Опельбаума и направился в крепость. Сбежав из расположения части 24 февраля 1941 года, Пантюхин в течение 24, 25 и 26 февраля 1941 года пьянствовал. И в эти дни несколько раз приходил к квартире гражданина Опельбаума с целью совершить убийство. Сделать это ему не удалось, т.к. в квартиру его не впустили. В квартире Опельбаума (ныне арестованного органами НКВД), в декабре 1940 года Пантюхин вместе с пом. командира 75 орб капитаном Степановым, пьянствовал и тогда же в результате употребления метилового спирта произошло отравление со смертельным исходом для Степанова (донесение N 001327 от 19 декабря 1940 года). По словам Пантюхина, он решил отомстить семье Опельбаума за смерть своего собутыльника Степанова, и намеревался семью Опельбаума перестрелять. Это подтверждается его письмами к командиру 75 орб и к своей жене, которые были найдены у него на квартире. В письмах Пантюхин также заявляет, что он должен семье Опельбаума, за смерть Степанова отомстить, а затем покончить жизнь самоубийством.   Выводы: 1. Пантюхин, находясь в 75 орб с 1933 года, все это время пьянствовал, дебоширил, был тесно связан со Степановым - пьяницей и морально разложенным человеком. 2. Неоднократно Пантюхина предупреждала парторганизация о его непартийном и некомандирском поведении. Много раз я лично занимался Пантюхиным. Каждый раз он давал обещания исправиться и честно работать, но неизменно нарушал свои обещания и продолжал пьянствовать.  3. Совещания начсостава, на которых неоднократно ставился вопрос о поведении Пантюхина, собрания семей начсостава, где ставился вопрос о быте командира, все это в положительную сторону на Пантюхина не повлияло. 4. В декабре месяце 1940 года, Пантюхин совместно со Степановым и другими, во время пьянки отравился метиловым спиртом и едва был спасен от смерти. И этот случай Пантюхину уроком не послужил. В декабре месяце 1940 года он был исключен из членов ВКП(б).  5. Было возбуждено ходатайство перед Военным Советом ЗапОВО об увольнении Пантюхина из Красной Армии. В настоящее время приказ о его увольнении уже получен. Мероприятия:  1. Пантюхин задержан, и находится под арестом.  2. Дело о покушении на убийство семьи Опельбаум, о самовольной отлучке Пантюхина, передано военному прокурору для привлечения его к судебной ответственности. 3. С комначсоставом 75 орб будет проведено совещание с постановкой вопроса о данном случае. 4. На очередном совещании начсостава дивизии также будет поставлен вопрос об этом случае. 5. Зам. командира батальона по политчасти - политруку Дубровскому указано на усиление воспитательной работы среди начсостава и его семей. 6. Вопрос о младшем лейтенанте Козлове разрешен в дисциплинарном порядке. Зам. командира 6 сд по политчасти, начальник ОПП полковой комиссар Бутин».

Забегая наперед, младший воентехник Козлов С.Ф. встретил войну в крепости и погиб в ходе ее обороны.

Из политдонесения отдела политпропаганды 6 сд «Об итогах инспекторской проверки политзанятий 6 стрелковой дивизии»: «…В период с 15 по 27 марта 1941 года в частях 6 сд была произведена проверка политических занятий, согласно Приказа НКО N 30 и указаний ГУППКА... В 111 осб и 31 отдельном автобатальоне комсомольские организации добились того, что ни один комсомолец не имеет плохой оцени по политической учебе...».

(Продолжение следует)

Юрий Фомин, 31 оатб

Previous post Next post
Up