Свидетельства о Великих пирамидах. Ретроспектива

Jun 30, 2022 22:48




Этой литографией открыл IV том своего труда The Holy Land : Syria, Idumea, Arabia, Egypt & Nubia выдающийся шотландский художник-документалист и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним историческим местам.

Несомненный деятель создателей истории, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов, изобразивший проект колоссов Абу-Симбела еще до откапывания их учеными из песка в 1850-х гoдах и проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, зарисовавший проект и тем фактически сдавший проектировщиков скального города идумеев, набатеев и римлян Петры, сделанного строителями с фатальными недоделками...

За год до первого дагерротипа 1839 года с верхушкой пирамиды Хеопса, большей частью еще заваленной строительным грунтом, Робертс близко к правдоподобной передал форму Хеопса и абсолютно фантастично - Хефрена и Микерина, подтвердив, что они еще в грунте. Заодно в последний раз показал проект вековой давности с четвертой пирамидой. После него будут уже первые в мире реальные описания и изображения, изданные в 1839-42 годах в трех томах Джоном Перрингом...

И второй своей работой уважаемый художник-востоковед трижды показал, что она не с натуры.




Во-первых, ему неведомо взаимное расположение двух пирамид и Сфинкса. При таком ракурсе Сфинкса единственный максимально близкий вид - этот, фото 1880 и 1890 годов. Пройди художник левее Сфинкса, чтобы он стал правее Хеопса, Хефрен уйдет из поля зрения, отображаемого на картине.







Во-вторых, художнику не известна форма пирамид. Он их показал с одинаковыми, прямыми углами, хотя в реальности с этого и любых близких ракурсов угол Хеопса больше прямого, Хефрена - меньше.

В-третьих, художнику не известно, что гизские пирамиды сориентированы гранями одинаково по сторонам света, у него они смотрят в разные стороны.

*
Российский ученый, писатель, Министр народного просвещения, брат декабриста В. С. Норова и поэта А. С. Норова, ветеран Бородинского сражения Авраам Норов в книге Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. умудрился в многословной главе о пирамидах не сказать ничего, кроме своих эмоций и пересказа Геродота, сопроводив сие картинкой из головы. Хефрен без шапки, Сфинкс из фантазий, расположение невозможное.



С этого ракурса со Сфинксом можно видеть только Хефрена и Микерина, и с квадракоптера - две из Пирамид Цариц за Микерином.



Можно их увидеть и с головы Сфинкса. Этой возможности у посторонних фотографов не было с 1920-х годов, поэтому фото из 1920-х.



Но перечень объектов у будущего министра был правильный, без сомнений.
Может, с условием соучастия в историческом спектакле и становятся министрами?

*

В 1831 году дипломат, академик, лингвист-египтолог, оппонент Шампольона и друг Пушкина И.А. Гульянов (1789-1842) встречался с поэтом, делился записями-зарисовками, по результату которых Пушкин набросал рисунок незавершенной Великой пирамиды, как обычно римской формы.



Историки утверждают, что это ступенчатая пирамида Джосера. А что им еще остается утверждать?

Пирамида Джосера и Великая пирамида.





*

В 1798-1801 годах объекты Гизы фиксировал для науки и потомков главный ученый Наполеона, глава ряда исторических ведомств, основатель и первый директор Лувра Доминик Виван, по титулу барон Денон (Dominique Vivant Denon, 1747-1825), издавший свой труд Voyage dans la basse et la haute Égypte, pendant les campagnes du général Bonaparte в 1802 году.

[Не смог реалистично изобразить ни Сфинкса, ни местоположение его.]
Не смог реалистично изобразить ни Сфинкса, ни местоположение его.




Сравнение с оригиналом без вариантов показывает: автор не рисовал его с натуры, это подложный Сфинкс.

А до сих пор это мало кем замечено, потому что такого же ракурса не существует. Фото головы Сфинкса с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались крайне редко. Хотя они есть. Например, это.




Но под точкой съемки этого фото раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх III. Холм срыт.



Гробница была найдена археологом Джорджем Рейзнером (George Andrew Reisner, 1867-1942) 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с этой точки съемки невозможно. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д. Но и одного редкого фото 1920 года хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.

Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, видевшего недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, это не удивительно. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы, пропорцией лица и прически. Разумеется обращаем внимание на верхнюю часть головы: у Денона она целая, хотя стала такой только в 1931 году. Денон - можете убедиться в альбоме на ссылке выше - исключительно точный и педантичный рисовальщик, он ко всем прочим своим достоинствам еще и настоящий ученый дофотографической эры, которому рисунок заменял фотографию, почти все его рисунки других памятников, готовых к году начала Египетского похода, феноменально и фотографически точны, и только на гизских объектах, Великих пирамидах и Сфинксе, он вдруг растерял свои навыки и изобразил фантазию по мотивам.



Место расположения Сфинкса тоже было ему неизвестно. Смотрим карту Денона.




Сфинкс унесен очень сильно на юг и уведен с плато. Денон и Комиссия Наполеона не знали местоположения Сфинкса.





На гравюре в одном из экземпляров издания, странным образом отсутствующей в других, начертил Хеопса с 8 гранями, Хефрена без шапки, Микерина без "разреза" - пролома, якобы сделанного султаном аль-Малик аль-Азизом в 12 веке. Эти детали невозможно не видеть, еще и ученому, знакомящему мир с комплексом величайших сооружений древности...




Показывая так называемую "Битву у пирамид" (которая в принципе не могла вестись на фоне или возле пирамид, т.к. от них до места сражения 14 км), начертил их в обратном порядке.




Показал ложное расположение пирамид.



Даже в Гугле не вывернуть 3d-картинку, чтоб получилось так. Чистое творчество, которое не может принадлежать человеку, видевшему пирамиды Гизы.



В Описании Египта 1810 года, еще одном свидетельстве рисования по эскизам и фантазиям, показал четыре пирамиды в ряд, Хефрена без шапки, грани, смотрящие в разные стороны, невозможное расположение Сфинкса.



*
Комиссия по науке и искусству Наполеона, также работавшая в 1798-1801 годах, многотомный отчет полностью издала только в 1828 году.

Картина из того же Отчета, публиковавшегося в 1809-28 годах. Шапку на Хефрене уже утвердили и может быть стали делать. У Денона в 1802 году ее еще не было. Пирамида Хеопса в форме церковного купола. Линии Микерина полностью из головы - сравните с фото.



Есть и прямые свидетельства подлога в Отчете. Длина сторон Хефрена 207,9-240,0 м (реальные равны - 210,5 м). Так не ошибаются. Высота Микерина вообще не указана, хотя стороны указаны верно; только что заложили, как видно.




Карта у Комиссии точнее других, но Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и трех других тумб туловища еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин мастаба); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...




Только с этого рубежа можно сказать, что Гиза вчерне готова.

Карту сопровождает противоречащая ей зарисовка из времен четырех Великих пирамид и повернутого к к северо-востоку Сфинкса. Вид абсолютно невозможный, нарисовать его человек, реально видевший Гизские объекты, не мог.




Но карта скорее добавка издателя. А в рисунке непосредственно по впечатлению 1798-1801 годов у Комиссии та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна.





*
Луиджи Майер, живописец школы Пиранези, итальянец из немецкой семьи (или немец из римской - сие без разницы, сам он подписывался по настроению и по-немецки, и по-итальянски, и на латыни) (Luigi [Ludwig] Mayer, ок.1755-1803) был другом английского посла в Османской империи, много путешествовал, посетил основные исторические места, в том числе Египет в 1790 году, оставил множество картин исторических объектов по заказам друга-покровителя и других джентльменов, и себя в истории живописи исторических мест.

Абсурдно разбрасывал Сфинкса из головы и пирамиды, разворачивая их гранями в разные стороны, по всей Гизе.











А кроме того, в книге 1801 года с названием во весь титульный лист Views in Egypt, from the original drawings in the possession of Sir Robert Ainslie, taken during his embassy to Constantinople by Luigi Mayer / engraved by and under the direction of Thomas Milton with historical observations, and incidental illustrations of the manners and customs of the natives of that country начертил четыре пирамиды на Гизе.



Залез на вершину пирамиды Хеопса, не похожую никаким местом на реальную.



Побывал в ее Большой галерее, еще меньше похожей на реальную.



Проник в несуществующую погребальную камеру при Сфинксе.



И в неведомую камеру близ пирамид Гизы.



Нашел три пирамиды и обелиск в Гелиополе - древнем городе к северу от Каира и востоку от Нила.



Очень активный свидетель!

*

Очень забавные пирамиды с припирамидными храмами, галереями, пилонами, колоссами, обелисками, сфинксами и аллеями сфинксов представил современникам выдающийся французский пейзажист, скульптор, архитектор, археолог и антиквар, сотрудник посольства Франции в Османской империи Луи-Франсуа Кассас (Louis-François Cassas, 1756-1827), сопровождавший посла в поездках по историческим регионам империи и посетивший Египет в 1785 году. Любуемся молча.










*

В 1737 году два маститых исследователя, авторитетных, неизменно уважаемых египтологами мира и в наши дни, отправились изучать Египет и его памятники и оставили труды с графикой по итогам изучения. Упоминать египтологи их упоминают, уважать - уважают, но не акцентируются на Великих пирамидах в их трудах. Потому что они зафиксировали не больше не меньше, смену цехового проекта с пяти Великих пирамид до четырех.

Ричард Поукок (Richard Pococke, 1704-1765) англиканский священник-египтолог, писатель, путешественник, член Королевского общества, первым снявший планы гробниц Рамсеса II, Мернептаха, Сети II, женщины-фараона Таусерт... в 1737 году проследовал из Александрии в Нубию и обратно, о чем написал в книге A description of the East, and some other countries в 1743 году.

Разумеется, пирамида Хеопса такой же небывалой формы, повторяющей пирамиду Цестия в Риме, как и у всех свидетелей до него и до самого начала 19 века - после. Доделанные части мастабы, Большая Галерея, камеры Царя и Царицы отображены верно. Всего пирамид на Гизе, как и у Лукаса в 1699-1703 годах, и де Монкониса в 1647 году, пять. Никаких сомнений, что таков был на начало 1737 года проект.




Когда Поукок возвращался Нилом в Нижний Египет, в утренних сумерках в районе Карнака его корабль разминулся с кораблем исследователя-современника Фредерика Нордена (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742), направлявшегося в Египет Верхний с полномочиями от датского короля, миссией установления торговых отношений Дании с Эфиопией и исследования страны следования. Они не встретились, хотя были не против такой встречи. Возможно, поэтому состоялся уникальный прецедент: два исследователя в один год исследовали один - пять Великих пирамид Гизы, второй - четыре. Наверняка согласовали бы этот момент; у Нордена, вышедшего позже, был уже уточненный проект гизского комплекса.

В его книге Voyage d'Égypte et de Nubie, впервые изданной также на год позже труда Поукока, в 1744 году, впервые отражено сокращение Великих пирамид до четырех, все стоят рядком.




Бросается в глаза, что Сфинкса планировали поставить значительно восточней, увести с плато и поставить у подножия охранять его. Подняли его на плато, примерно на 15 метров, без сомнений, потому что первые после постройки аномальные разливы Нила уже начинали затапливать и рушить сделанные ранее памятники, например,[тот же многострадальный Луксор...]тот же многострадальный Луксор...




Две малых пирамиды возле Сфинкса и две на полпути к Хефрену убрали из окончательного проекта, добавили три малых пирамиды к Микерину, четвертую Великую убрали совсем. Похоже, произошла замена одной большой пирамиды на три малых, что дало существенный выигрыш во времени строительства.

Заодно взгляните на Гизу без песка - каменистое плато со скалами. В окончательной версии его выровняли, как столешницу, строительным песком пирамид.




Карте соответствует зарисовка плато. Все четыре пирамиды в ряд. Сфинкс стоит перед плато. Перевод: Bид на пирамиды Мемфиса, нарисованный из дома Каймакана.






Подтверждают смену проекта и ведущие картографы.

В 1716 году ведущий картограф Германии, главный географ Священной Римской империи, академик Пруссии Иоганн Баптист Гоманн (Johann Baptist Homann, 1664-1724) издал, впоследствие сын, зять и другие наследники продолжили издавать выдающийся труд, атлас мира Grosser Atlas über die ganze Welt с пятью пирамидами Гизы на карте Египта (и еще с двумя - по другую сторону от Каира)))






А в 1737 году картограф, астроном, математик профессор Иоганн Матиас Хасе (Johann Matthias Hase, 1684-1742) подготовил для издательства Хоманнов карту с четырьмя пирамидами на Гизе.






Вполне добротно представил Норден и Великую пирамиду. Все верно, кроме формы.







И впервые в истории показана реальная часть Хефрена - пока только вход, коридроры, камеры, т.е. мастаба. Т.е. ее уже заложили в 1737 году.




Реальная форма ее, естественно, не известна. Шапка отсутствует; ее только в начале следующего века утвердят.




*

В 1732 году английский антиквар, историк, географ, писатель, много путешествовавший по Востоку, Томас Сальмон (Thomas Salmon, 1679-1767) издал, а гравер Ян Каспар Филипс (Jan Caspar Philips, 1690-1775) проиллюстрировал книгу Hedendaagsche historie, of Tegenwoordige staat van alle volkeren.

Понятно, что ни мэтр, ни иллюстратор в глаза не видели то, что изобразили. Формы, расположение, входы и шапка им неизвестны, а пирамиды стоят каждая на своем плато.



*

Григорович-Барский (Василий Григорьевич Григорович-Барский, 1701-1747) путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 рисунков, изданных в 1778 по инициативе Потемкина. Третье издание "Путешествия" тут .
В 1727 году он 8 месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, упомянул пирамиды одной фразой. За которой следует другая, с нынешней точки зрения очевидная глупость: построены фараонами для спасения от разливов Нила.



Если учесть, что Иглу Клеопатры, памятник несравнимо меньший, Барский описал и зарисовал настолько подробно и детально, что по его описаниям можно весьма уверенно датировать 1730 годом время ее достройки, то одна фраза про величайший памятник планеты, чудо света и пр. - абсолютный нонсенс и вещь немыслимая.

Только в одном случае могут быть не вбросом издателей, а правдивыми свидетельствами фразы про пирамиды Барского. Видные как на витрине из любой точки старого Каира, напомню. Пирамиды в их бытность в Каире действительно были еще кучами грунта, фараоновыми горами, до засыпания мастаб песком и обкладывания его по периметру рядочками блоков, формованных на месте - реальной технологии постройки Великих пирамид, в тысячу крат более простой и менее затратной, нежели у всех историков официоза и альтернативы.

Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира с противоположным берегом и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, описал весьма подробно, крепость в самом высоком месте города. Пирамид нет.

*
Подробное свидетельство оставил по итогам путешествия в Египет 1699-1703 гг французский антиквар, натуралист Пауль Лукас в книге Voyage Du Sieur Paul Lucas Au Levant (Band 2), выпущенной в Гааге в 1705 году.

Всех памятников - Сфинкс и пирамиды из головы, колонна Помпея еще без капители, понятий о письменности - ноль.[Египет даже не начинался.]Египет даже не начинался.






Отметим высоту великой пирамиды в 1400 франузских футов, или 454 метра.



К сему приложена карта.

В гамбургском издании 1707 года Reise nach der Levante(Band 1) она была повторена. Рассмотрите как следует, она стоит того!

Условных пирамид пять на Гизе, одна в Луксоре, три в Асуане.
Колонна Помпея унесена на средний Нил.
В плане есть даже колоссы Мемнона, но пока еще стоящие с руками в стороны. Сидячими со сложенными руками их сделали в следующем проекте, осознав технические сложности постройки стоящих фигур и вытянутых рук.
Песня!







Видел ли исследователь пирамиды Гизы в нынешнем, привычном нам виде? Однозначно нет.

*

Французский египтолог, глава иезуитской миссии в Египте 1708-1712 годах, первым идентифицировавший Карнак и Луксор как часть древних Фив, Клод Сикар Father Claude Sicard, 1677-1726) на Карте пустынь нижней Фиваиды в окрестностях монастырей Святого Антония и Святого Павла отшельников с планом мест, через которые, вероятно, прошли израильтяне, выйдя из Египта , схитрил. Нанес полторы пирамидки на кромке, написал "пирамиды" во множественном числе, карту сверстал так, чтоб это выглядело естественным образом. Наверняка просто не знал, сколько надлежит нанести пирамид возле Вавилона-Каира. Наверняка у осмотрительного иезуита были источники и с пятью, и с семью, иезуиты - просвещенный контингент, сам же он посчитать пирамиды не мог, ибо нечего еще было считать, кроме куч грунта.







Но нашелся в библиотеке "Галлика" прекрасный документ - Карта Египта, скопированная в 1726 году на карту отца Сикарда деду отца Сикарда 1722 года. Главный королевский картограф Гильом Делиль (Guillaume Delisle, 1675-1726) за несколько дней до смерти вдруг решил увековечить таким образом карту осмотрительного иезуита, имея доступ к не опубликованной ее версии. В результате мы имеем версию иезуита, где на Гизе семь пирамид.






*
Те же семь пирамид Гизы нанес в 1700 году на Генеральную карту пустынных мест, где проживают святые старцы, французский географ, картограф Николя де Фер (Nicolas de Fer, 1646-1720).

Египет у него еще античный, найдем в топографии и Геракла, и Аполлона, и Афродиту, Каир еще Вавилон.

Издание этой карты 1717 года.




Издание 1738 года.






*
В 1681 году якобы видел, в книге 1698 года описал пирамиды художник-путешественник Корнелис де Брюйн.

На его карте возле Каира 4 пирамиды.





В панораме - 7, все римские, само собой. Сфинкс из головы.






В Большой галерее разумеется не был. Она сделана абсолютно по-другому. Но идея подобной Галереи уже была.



*

Голландская Ост-индская компания, пока ее будущий директор Николаас Витсен (Nicolaes Witsen, 1641-1717) (тот самый, что стараниями сегодняшней тартарской орды рунета стал главным свидетелем Великой Тартарии, государства эпохи интернета для генерации жертв ЕГЭ) вояжировал в Московию и Татарию, в книге 1664 года Relations de divers voyages curieux, qui n'ont point esté publiees; : ov qvi ont esté traduites d'Haclvyt; de Purchas, & d'autres voyageurs anglois, hollandois, portugais, allemands, espagnols; et de qvelqves Persans, Arabes, et avtres auteurs orientaux. Enrichies de figures de plantes non décrites, d'animaux inconnus à l'Europe, & de cartes geographiques de pays dont on n'a point encore donné de cartes скомпилировала все точные сведения о Великих пирамидах, имевшиеся на тот момент.




Откройте в новой вкладке и рассмотрите. Сторона равна высоте, а высота составляет 693 английских шага. Русский старинный шаг составлял 0,71 м, если английский был вроде того, то высота пирамиды 492 м, или в три с половиной раза выше реальной. Понятно, что никакой исследователь реального объекта такую пирамиду Цестия граниозной величины не видел. Само собой, никто не видел и пирамиду Хефрена - исходя из одного отсутствия шапки на изображении. Про Микерина составитель даже не вспомнил, вряд ли третья Великая пирамида вообще закладывалась в 1664 году. Ей еще и в 1798-1801 годах Комиссия Наполеона, изучавшая Великие пирамиды, не сумела измерить высоту и, печатая 37 томов Отчета двадцать лет, до 1828 года, так и не смогла ее уточнить; в Отчете есть только длина сторон, причем длина одной из них сильно наврана...

*

Франсуа де ла Булле Ле Гуз (François de La Boullaye-Le Gouz, 1623-1668) ничего не исследовал, по примеру многих праздных аристократов своего времени путешествовал до 1647 года от Англии до Индии для своего удовольствия, разумеется, заезжал и в Египет, о чем в 1653 году издал книгу Les voyages et obseruations du Sieur de La Boullaye-Le-Gouz, gentil-homme angeuin : où sont décrites les religions, gouuernemens, & situations des estats & royaumes d'Italie, Grece, Natolie, Syrie, Perse, Palestine, Karamenie, Kaldée, Assyrie, grand Mogol, Bijapour, Indes orientales des Portugais, Arabie, Egypte, Holande, grande Bretagne, Irlande, Dannemark, Pologne, isles & autres lieux d'Europe, Asie & Affrique, ou il à seiourné, le tout enrichy de belles figures ; et dedié à l'Eminentissime Cardinal Capponi. Пирамиды роскошны, 12 штук, и не менее прекрасен Сфинкс, разумеется, подсказка издателя.










*
В 1647 году французский физик, судья, дипломат Бальтазар де Монконис (Balthasar de Monconys, 1611-1655) видел на Гизе 5 пирамид, третью в стороне от двух в 100 шагах. Сын опубликовал его дневник в виде книги Voyages de mr. de Monconys, conseiller du roi в 1665 году.



*
Английский антиквар, астроном, математик, путешественник в Египет в 1639 году Джон Гривс (John_Greaves, 1602-1652) в первой в мире книге о пирамидах смело и подробно показал три Великих пирамиды в книге Pyramidographia: or, a Description of the pyramids in Egypt в 1646 году.



Описал семь пирамид, помимо трех, единственно реальных.
Эти три - цифровыми описаниями и графикой.
Естественно, все три очень сильно не похожи на Великие пирамиды Гизы ни цифровыми параметрами, ни формой - все три, ни кладкой - две.







Пирамида Хеопса сделана ступенчатой, Хефрен и Микерин - гладкими кладками. Что означает: Хефрена с Микерином даже не начинали. Ибо невозможно смотреть на реальные объекты и не видеть, что они также ступенчатые.

И конечно, невозможно не увидеть шапку Хефрена. Раз ее нет в свидетельстве, то на момент освидетельствования не было и в проекте.

Впервые в истории была составлена схема Великой пирамиды. Камера Царя не перекрыта, над Большой Галереей еще нет неповторимого свода. Такова была стадия готовности.



Еще четыре пирамиды описаны на словах.
Не надеясь на свой английский, даю также и скрины страниц, может быть, кто-то переведет точнее.

стр.8

"Помимо этих трех, мы находим упомянутые у Геродота и Диодора имена и авторов некоторых других, не намного уступающих им по значению, давно разрушенных и испорченных временем... После Микерина, согласно Геродоту (ибо Диодор здесь молчит), Асихис преуспел в Царстве, *который, желая превзойти своих Предшественников, оставил в качестве памятника Пирамиду из кирпича со словами, выгравированными на камне: "Не сравнивай меня с Пирамидами, построенными из камня, которые я так же превосходил, как Юпитер других богов".



Стр.10

"Царь, они по общему согласию построили Лабиринт над озером Моэрис: под углом, где заканчивается Лабиринт, находится Пирамида XL Orgyiae (то есть из CCXL футов), на которой выгравированы огромные изображения бестий, проход к ней находится под землей. И это та Пирамида, которую, возможно, идентифицируется Страбоном как пирамида, в которой похоронен Имандес, которого мы, вероятно, можем считать ее строителем..."

XL Orgyiæ - 40 оргий; оргия - древнегреческая мера длины, 1,8514 м; 40 оргий - 74 м. CCXL - 240 футов, 73 метра.



стр.11

"Задолго до этих четырех Пирамид Хеопса, Цефрена, Микерина и Асахиса, которые сразу же сменили друг друга в Царстве, но после этого Исманда, Мириса, как его называет Диодор; но Геродот, Страбон и Плиний, называют его Мэрис. Другой египетский царь построил две замечательные пирамиды; описание которых, хотя и приведено у Геродота, сразу следует за описанием двенадцати царей..."



Стр 13

"Помимо тех, с которыми мы имели дело и создатели которых зафиксированы в трудах древних, на краю ливийской пустыни, где она подходит к Египту, есть много других, о которых нет особого упоминания ни у греков, ни у латинян, ни у арабов... Есть еще три пирамиды, каждая сторона которых составляет двести футов..."



*
В 1635-37 годах писатель-купец Василий Гагара (Василий Яковлевич Гагара (Гогара) , последняя треть XVI века - после 1637) прожил 2 года 3 месяца в Каире, но пирамид не видел, а передал, что знал, в книге Житие и хождение в Иерусалим и Египет (запасная ссылка, еще одна) . В литературе их все еще делали евреи, коротая египетское рабство, настроили их неопределенное число, в описании они являли собой вольную фантазию.

Пожалуй, это самые удивительные пирамиды во всех свидетельствах. Вот кто мог наговорить удачливому купцу, человеку конкретному и твердо мыслящему, про пирамиды с башнями на вершине? Таких не было даже у Мюнстера...



*
В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и игл Клеопатры, и пирамид в труде Проскинитарий. (Иеромонах Арсений, в миру Антон Путилович Суханов, 1600-1668).

"Свидетельства" у Суханова - три строки. Количество - неопределенное. Пристроены в конец главы о Египте между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями:

Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.

Это всё.



Ясно, что нынешних пирамид Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников. Они строились, но были еще в стадии куч грунта, фараоновыми горами - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов, увидев их.

*
Такими увидел пирамиды Египта бенедектинец из Зеландии Ян Сомер (Jan Somer, 1560-1640) путешествовавший по Египту в 1591 году. Отчет о путешествии был издан после смерти, в 1649 году. Посмотреть отчет можете в амстердамском издании 1661 года Jans Somers zee en landt reyse, gedaen naer de Levante .





Когда откроете книгу, обратите внимание: в нее грубо вклинили иллюстрацию и гранки двух с половиной страниц с описанием пирамид. Сделали это другим шрифтом другого размера, антиквой среди готики, наспех и в спешке, т.е. выполняя указание перед самым выходом книги в тираж. Не было бы спешки, уж как-нибудь подобрали бы и нужный готический шрифт, и сделали бы грамотную верстку.

Судя по всему, издатель получил уже готовые гранки описания пирамид и не получил времени для перенабора готикой.



Мы уже видели такие манеры. На картинах старых мастеров с египетскими сюжетами, в которые халтурно врисовывали пирамиды. И Стоунхендж так же вклинивали в старые книги, набранные готическим шрифтом - тут найдете пример.

О чем говорит конкретное вкрапление в книгу Сомера? О многих вещах. Во-первых, что в 1591 году бенедектинец не видел и не мог видеть никаких пирамид, потому что их еще не было. Во-вторых, что решение о будущей постройке и начале вброса в источники было принято. В третьих: что облик, размер, число, локация пирамид не были разработаны, вклинивалась только голая идея. И четвертное: вброс шел в издательствах. Издателей в 17 веке было не так много, они работали и с живыми авторами, и с рукописями умерших, в тех центрах, где они находились, были фактическими монополистами, через них и делалась история.

*

В самом первом проекте, напомню, пирамиды строили не фараоны, а евреи в плену египетском.
Это включили в книгу Хождение в землю святую в 1582-1584 годах литовского князя Радзивила Сиротки (Mikołaj Krzysztof Radziwiłł (Sierotka), 1549-1616), якобы осматривавшего пирамиды Каира, все 17)) , в 1583 году.

Любуемся, что означенный князь самъ видѣлъ.
300 локтей, сторона и высота самой большой пирамиды - 126 м (реальная сторона 230 м, высота 138 м). 70-80 локтей третьей пирамиды блудницы Родоппы - 29-34 м (реальная высота 62 м).









Внутренние ступени "художные и довольно широкие", своды с гробами королей, резьбы и узоры на стенах вытесанные... - чистое фэнтэзи, разумеется.

Свидетельство Радзивила Сиротки самое старое свидетельство о пирамидах, где называется их количество. 17, напомню.

*

В 1572 году нидерландский живописец Мартен ван Хемскерк (Maarten van Heemskerck, 1498 - 1574) написал специально для коммерческого гравирования, а гравер Филипп Галле (Philip Galle , 1537-1612) сделал гравюру The Pyramids of Egypt. На основе представлений современников.





Возле Великой Пирамиды - обратите внимание - лежит забавный Сфинкс из времен, когда они еще были земноводными.



Ясно, что ни художники, ни источники-современники в глаза не видели реальных пирамид.

*

Для чего мы так подробно рассматривали свидетельства о Великих пирамидах?

Для того, чтобы подытожить их следующей, заключительной частью.

***

Главная загадка Великих пирамид

Каир поглотил Гизу, станцию-порт и плато с Великими пирамидами, еще в 19 веке. Еще в начале 20 века у пирамид трамваи ходили.

image Click to view



Сейчас трамваев в Каире нет, они отжили свой век, а на Гизу ходит метро. Плато Гиза давно часть города.








Так пирамиды выглядят с Нила.




До того, как британские колонизаторы и братский народ СССР построили в два этапа Асуанский гидроузел, Нил не раз плескался под самыми пирамидами в разлив.






А если учесть, что большинство топ-памятников Египта находится ниже пирамид относительно Нила, без этого гидроузла они вряд ли вообще пережили бы 20 век.

Откройте на карте Старый Каир, средоточие христианских памятников города. Выберите любую точку, с помощью сервиса Google Earth посмотрите с нее на Нил. В любой точке Старого Каира Великие пирамиды будут как на витрине. Все три. Не семь, не пять, не четыре Великих пирамиды.

К чему это все?

К простейшей мысли. Всякий, кто плыл по Нилу и/или был в Каире, безусловно, обязан был видеть пирамиды именно эти, именно в таком количестве, в таком расположении, такой формы, и никак иначе.

А величайшая загадка состоит в том, что никто из исследователей Египта и гостей Каира вплоть до самого начала XIX века включительно не видел Великие пирамиды именно такими, именно в таком количестве, в таком расположении, такой формы.

Ума и здоровья.

[Приходится ставить это]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. Яндекс-кошелек 410013946572302.

Другие материалы о создании истории

пирамида Хеопса, пирамида Микерина, история, пирамида Хефрена, литература, пирамиды Гизы, Египет

Previous post Next post
Up