На днях, проходя в библиотеке мимо стеллажа с подбором книг в честь очередной даты героя.
У Кончаловского много дат - профессия режиссера это фильмы, премьеры, призы кинофестивалей. История неудач, уходов "на полку", изгнаний из профессий - всего этого мы не увидим, но есть и четко очерченные даты как триумфов так и трагедий.
У меня в медицине не так - ты не запоминаешь когда спас чью-то судьбу, да и нет такого очерченного дня, да и ты ли спас её, эту судьбу? Так, помог, скорее.
Я завидую режиссерам, даже некончаловским. Немного)
Андрея Кончаловского я смотрю с удовольствием как в виде некоторых (не всех) фильмов, так и в в виде интервью, так что на ходу схватил какую-то книгу. Издание оказалось старым - самый коней 90х, точнее 98й - тот самый год когда я переехал в Москву, а заодно в России бомбанул действительно жуткий экономический кризис.
Книга как бы делится на две части: первая это описание сказочно прекрасного детства, иностранный список имен и фамилий от которых хочется жмуриться и даже не умирать от зависти, а просто качать головой - "вот как у мужика сложилось", а во второй видна это культуральная неуверенность человека из-за железного занавеса, попытки перестать быть "русским" и калифорнийские восторги.
Нам, поколению попавшему "туда" довольно рано это и просто и непросто понять. Одни, имеющие опыт встречи как с Западом, так и с Востоком думают, а откуда такое коленопреклонение (к которому автор, в значительной степени критичен), другие просто с детства впадают в чужую культуру и мне иногда с итальянцем роднее, чем с таким человеком.
По этому выдающемуся человеку интересно наблюдать историю нескольких эпох:
Такие разные 50е
Оттепельные, но ненадолго 60е
Застойные 70е когда Кончаловский (и не только рвется из СССР)
интегрирующийся в мировое пространство 80е
Капитулирующие и заискивающие 90е
(дальше в книге нет, можете продолжить какие для нашего героя нулевые, десятые и двадцатые)
С одной стороны, интересно, особенно первая часть про жизнь в 50х и 60х, да и прочитал книгу в бумаге, с другой, как-то немного удивился за содержание что ли?
Мой К, к которому я привык содержателен, ярок и оригинален. В книге автор, во многом, вторичен и не то что пустоват, но поймал себя на стремлении во торой части книги перелистнуть снова и снова
И все это внушает надежду и сдержанный оптимизм - когда автор писал книгу ему было 60. А я смотрел его уже за 70 лет. За 10-15 лет человек значительно вырос как интеллектуал и человек способный создавать смыслы, генерировать оригинальные идеи.
Недавно пересмотрел его Дворянское гнездо и, оставаясь милым, оно показалось мне каким-то детским. Да и сам К пишет, что в фильме очень много про дом деда и воспоминаний из детства. главный герой там какой-то очень уж пассивный и жалкий. И снова автор честно пишет, что во многом главный герой про тему одной из его любовей.
Последнее время мне все больше кажется, что формирование зрелости, словно в детстве, уплотняет время - за год удается то к чему медленно шел десятилетия. Да, большинству из нас сложно оставаться "живыми" после 40, но история выдающегося режиссера, усиленная неоднозначным впечатлением от его книги, важна как один из редких маяков в такой тёмной и неясной истории как середина человеческой жизни.