Реформа образования (третье место финала конкурса эссе для КС)

Oct 21, 2012 11:16


Всем ясно, каких государственных реформ мы хотим в первую очередь. Выборы, суды, сми, полиция - без них никуда.

Однако, прошедший недавно единый день голосования в очередной раз подтвердил, что коренной причиной слабости демократии в России является низкая активность граждан. Пока такой уровень самосознания в обществе будет сохраняться, о парламентской республике не приходится даже мечтать. В лучшем случае - просвещённый авторитаризм, по сценарию Сингапура. Понятно, что созданная сверху система сдержек и противовесов моментально развалится в отсутствии общественного запроса на демократию и народовластие. Какая бы хорошая она не была.

Конечно, благодаря непрекращающемуся потоку нефтедолларов благосостояние граждан растет, а вместе с ним растет и запрос на демократию. Но этого мало.

Даже среди политических активистов не каждый понимает разницу между управой и муниципалитетом. Тем более, разграничение полномочий между ними. А между мэром и губернатором? Некоторые юристы не видят ничего странного в том, что федеральная антимонопольная служба контролирует региональные закупки. А как насчет знания и уважения законодательства? Хотя бы ПДД? Не удивительно, что власть может произвольно менять государство образующие законы без тени недовольства граждан.

Решение этих проблем возможно только в плоскости системы образования. Образование - будущее нашей страны. Попытки залить систему деньгами или даже локальные позитивные изменения не могут дать устойчивый результат. Нужна долгосрочная концепция, четкое понимание того, каким мы хотим видеть наше образование, каких людей оно должно готовить, принципов преобразований.

Начать нужно с инвестиций в кадры. Профессия учителя должна снова стать престижной и уважаемой. Главное в школе - учитель, а не новые компьютеры или хороший ремонт. Именно здесь государство может и должно радикально поднять зарплату и сформировать мощнейший запрос на подготовку высококвалифицированных специалистов, расширять, а не сокращать соответствующие ВУЗы. Это абсолютно решаемая уже сейчас задача, нужно только правильно расставить приоритеты и перестать, наконец, на силовые органы тратить в разы больше денег, чем на образование.

Школьные учителя, профессора, преподаватели вузов, студенты и школьники - по определению самая прогрессивная часть общества. Где как не в образовании внедрять демократию, самоуправление и общественный контроль? Только так можно добиться того, чтобы бухгалтер в школе не получал больше учителя. Именно в образовании не нужно регламентировать бумажками каждый шаг, не нужна централизация. Можно смело положиться на самоуправляемые коллективы преподавателей и учащихся, контролируя лишь результаты образовательных учреждений. Гражданская ответственность и активность должна закладываться со школы.

Необходимым условием введения саморегулирования является максимальная прозрачность всех образовательных учреждений, как для сотрудников, так и для граждан. От бюджета до результатов работы и всех показателей.

Списывание является основой нашей системы образования. Как наше государство не может функционировать без коррупции, так и учиться, не списывая, в России нельзя. Так устроены «законы» образования, такова нагрузка и требования. Это необходимо решительно прекратить, радикально снизив нагрузку, но, одновременно, начав бескомпромиссно бороться со списыванием. Как можно с детства приучать к тому, что единственный способ преуспеть - нарушать правила? Не это ли корень наших проблем? Нам нужно общество независимых личностей, а не стадо, единственный способ выжить в котором - делать как все.

В старших классах и, тем более, в ВУЗах, необходимо больше выборных предметов, индивидуальных проектов, которые в принципе нельзя списать. Автоматизированные системы антиплагиата отлично работают в цивилизованных странах. Вот их и нужно централизованно разрабатывать и повсеместно внедрять. В качестве обязательных предметов необходимо давать основы юридической и экономической грамотности, государственное устройство, риторику.

Нужно учить учиться, а не зубрить. В современном мире человек с поверхностными знаниями отличается от всезнайки только тем, сколько дополнительного времени ему потребуется, чтобы найти нужную информацию в сети. Наиболее востребованные через десять лет профессии сейчас еще не имеют названия. Сегодня нет никакого смысла помнить формулы интегралов, исторические даты и имена литературных героев. Необходимо разрешить пользоваться справочниками на экзаменах: книгами, википедией и другими онлайн энциклопедиями и словарями. В том числе и на ЕГЭ. Естественно, при этом необходимо соответствующе ограничить экзаменационное время, чтобы нельзя было успеть найти ответы на все вопросы.

ЕГЭ нужен. Не как универсальная мера всего, но как достаточно объективный и единый для огромной страны способ сравнения. Как реализация социального лифта. Конечно, его нужно улучшать и дополнять другими показателями. Когда мы снизим нагрузку и требования до адекватных, сама собой отпадет необходимость весь образовательный процесс строить как подготовку к ЕГЭ. Тогда единые экзамены для девятых классов и бакалавриата станут благом, а не злом.

В стране остались считанные ВУЗы, чье название в резюме говорит о соискателе хоть что-то. Создана порочная система, когда у ВУЗа нет никаких стимулов готовить качественного специалиста, но выгодно иметь как можно больше студентов. Государство должно платить за обучение только тех, кто действительно хочет учиться. Отличники и просто хорошо успевающие, служившие в армии, закончившие техникумы и колледжи, берущие образовательные кредиты, приезжие из других регионов и готовые работать на государство после окончания обучения -  всё это примеры самостоятельных и ответственных людей. Именно им государство должно помогать получать высшее образование бесплатно или на льготных условиях.

Условия обучения остальных прекрасно отрегулирует рынок. Несомненно, одновременно требуется пропаганда рабочих профессий, инвестиции в систему средне-специального образования, создание равных рыночных условий с трудовыми мигрантами, исключение из лексикона понятий «нелегальная миграция» и «черная зарплата».

Ключевыми показателями работы вузов, колледжей и техникумов должно стать трудоустройство выпускников по специальности и уровень их зарплаты. Для ВУЗов необходимо отдельно рассматривать научные достижения: количество публикаций в авторитетных журналах и соответствующих премий сотрудников и учащихся. Необходимо расширить поддержку научной работы в ВУЗах, прежде всего в области фундаментальных наук, где без государственной поддержки обойтись невозможно. Нужно поставить на поток справедливое распределение грантов авторитетными научными комиссиями, привлекать больше специалистов мирового уровня для научной работы в России.

Только так можно потратить миллиарды нефтедолларов с пользой для будущих поколений.

-------------------------------------
Я в: FacebookTwitterВКонтакте

Профиль кандидата в КС
Программа
Первые шаги в КС 
Основные контуры политической реформы в России (победитель второго тура конкурса эссе)
Второй тур дебатов (!)
Первый тур дебатов 
Листовка 
Ролик

Некоторые посты про политику:
Итоги политического сезона 
про Митинг 10.03.12 
Почему я не пошел на митинг 24.12.11 
про Прохорова и компанию

политика, гражданские выборы, государство

Previous post Next post
Up