Мы все этот "Взвод"

Jun 18, 2020 14:44


Пересматриваю фильм Оливера Стоуна «Взвод». Я его смотрела много раз, и полностью, и отрывками. Фильм, что называется, вошел в массовую культуру, разобран на цитаты. Много других фильмов снято о войне во Вьетнаме, многие можно даже назвать шедеврами, но пересматривать хочется только «Взвод».

Мне тут написал друг из командировки, он сейчас отрабатывает навыки в настоящих азиатских джунглях, конкретную страну я не знаю, но где-то там, в том районе. По приглашению партнеров, международное сотрудничество, все такое. В общем, он мне впервые пожаловался на то, как ему тяжело. «Нас здесь отжимают, сильно похудел. Очень душно, влажность высокая, падали столько всякой под ногами, тут всё живое. Тут жопа, если честно», - его примерные слова. В «песочнице» на порядок проще, он сказал.

И вот я после такого комментария вспомнила про «Взвод», решила пересмотреть, чтоб еще лучше представить обстановку. Там это все классно передано: когда герой Чарли Шина впервые попадает в рейд по джунглям, ему трудно дышать, продираться через непролазные заросли мучительно, все вокруг мешает и кусает, при том есть хорошо адаптированный ко всему этому враг. Действительно жопа.

Но я бы не стала тут что-то писать, если бы фильм был только об этом. Кино вообще, можно сказать, о другом. В очередной раз меня поразило его глубокое гуманистическое содержание, как бы книжно это ни звучало. Фильм о человеке в невыносимых условиях, о его духовной войне в условиях войны обычной.



Письма главного героя к бабушке наполнены его по-детски наивными переживаниями, но вместе с тем они и глубокие, и подлинные. Разговоры солдат на философские темы, в которых они пытаются объяснить себе все, что испытывают, отражают их духовную борьбу с безнадегой и соблазном скатиться в звериную бессознанку.

Основной конфликт в фильме при этом обозначен очень четко - он не между американцами и «гуками», а между человеком, уже отдавшим свою душу ненависти, и другим - который просто смотрит на звезды и уже не ищет ни правых, ни виноватых, но все же отягощен чувством какой-то справедливости, законности, правильности.

Эти двое в одном взводе и становятся смертельными врагами. Их конфликт в войне духа разделяет солдат на войне реальной. Грани «свой - чужой» размываются. Вот об этом всем фильм. И можно его пересматривать в разные периоды жизни и каждый раз видеть новое.

Стало грустно, что таких фильмов больше не снимут. Потому что Оливер Стоун это не просто ветеран Вьетнама, он ведь наверняка еще кучу книжек прочитал, чтобы напитаться этим гуманизмом, как-то его внутри себя переварить, соединить со своим личным и коллективным военным опытом и все это художественно выразить. При этом он еще и четко показывает, на чьей он стороне, что он за того, кто смотрит в небо, за его если не буквальную, то хотя бы моральную победу. И, главное, что он в нее верит.

Сейчас это никому не надо. Книжек не читают глубоких, сложных. Опыт переварить не могут. Один примитив и шаблонность. И еще преклонение перед силой, а не перед правдой.

Я читаю отрывки книги, которую пишет ветеран Донбасса Владлен Татарский. Он неплохо пишет, но я не вижу там позиции в этом основном духовном конфликте. Там много боли, много ненависти, презрения, много такого упаднического в общем-то, безнадеги. Там нет уже взгляда в небо, нет борьбы за справедливость, есть только констатация, что справедливости нет... и боль.

Куда все это годится? Что мы своим детям оставим...

Previous post Next post
Up