Здесь думаю выкладывать какие-то свои комментарии, которые не пошли в работу по разным причинам. Так-то они достаточно информативные, отражают мое мнение и оценки по ряду вопросов. Может быть, вызовут у кого-то встречные мысли. Так вместо того, чтобы пропадать у меня в архивах, пусть лучше здесь висят.
Формат такой: новость (часто сокращенная, если на русском, а по ссылке полная, и полная, если переводная, по ссылке оригинал) - комментарий.
Публиковать придется с задержкой минимум недели на три, потому что я не знаю, какие из свежих новостей и комментариев пойдут в работу.
Курсивом текст, добавленный уже здесь.
13 декабря 2017 г.
США раскрыли подробности создания противоракетного лазера
Стали известны детали нового проекта создания в США беспилотного летательного аппарата, оснащенного лазером, чтобы сбивать межконтинентальные баллистические ракеты противника. Об этом сообщает портал Defense News.
По информации американского Агентства ПРО на первом этапе будут созданы демонстраторы технологий беспилотников с лазерами многокиловаттной мощности. Их используют для испытаний системы прицеливания и стабилизации лазерного луча на цели.
В рамках начального этапа заключено соглашение с тремя компаниями на девять миллионов долларов с каждой, которые разработают демонстраторы. Проверки прототипов систем проводились на беспилотниках MQ-9 Reaper и Phantom Eye, разработанных компаниями General Atomics и Boeing соответственно.
Как заявил куратор проекта генерал-лейтенант Самуэль Гривз, испытания системы наведения с помощью наземных станций начнутся уже в будущем году. С 2019-го и по 2023 годы будут проведены ее летные испытания на пилотируемых летательных аппаратах с боевым лазером небольшой мощности.
https://vpk.name/news/201165_ssha_raskryili_podrobnosti_sozdaniya_protivoraketnogo_lazera.html Комментарий: Согласно техническим требованиям, которые Агентство ПРО раскрыло в техзадании для индустрии, высота, на которой аппарат сможет поражать цели, должна составлять более 63 тыс. футов (19 км), продолжительность полета - более 36 часов, крейсерская скорость на высоте менее 0,45 М (551 км/ч), и масса полезной нагрузки - по меньшей мере 5 тыс. фунтов (2267 кг) до 12,5 тыс. фунтов (5670 кг).
Как известно, первая реальная попытка Агентства ПРО США задействовать систему ПРО, в которой основным поражающим фактором был бы лазерный пучок высокой мощности, стала программа ABL (Airborne Laser), где массивный химический лазер устанавливался на широкофюзеляжный самолет Boeing 747-400F. На программу было выделено более $5 млрд, однако после ряда испытаний с поражением корпуса баллистической ракеты из специальной лазерной турели, установленной в носу самолета, проект был признан слишком дорогим и нежизнеспособным в реальных условиях. Теперь же Агентство ПРО решает ставить твердотельный мощный лазер на беспилотный летательный аппарат, у которого нет недостатков предыдущего варианта (высоко токсичные химические вещества для работы лазера, сложное обслуживание системы, проблемы с разрушением оптики в турели), однако вопросы возникают к мощности лазера. В настоящее время твердотельные лазерные системы при приемлемых для подвижных платформ массогабаритных характеристиках могут выдавать мощность максимум до 150-200 кВт, в то время как для повреждения корпуса БР необходимы мегаватты мощности. В этом случае, возможно, потребуется несколько платформ, которые будут работать по одной цели.
Кроме того, оперативное развертывание данных ЛА также остается под вопросом, так как разгонный участок (участок возвышения БР), где имеет смысл перехватывать ракету с помощью лазера, во временном отношении составляет порядка 300 секунд (где-то больше, где-то меньше, зависит от класса и модификации БР). Таким образом, лазерный дрон должен постоянно находится в воздухе, ожидая свою цель, или подниматься в небо и занимать позицию для атаки всего за несколько минут, что не представляется возможным, если только ВС США заранее не знают о том, что последует запуск БР. Пока Агентство ПРО никак не комментирует стратегию применения подобных средств ПРО.
12 декабря 2017 г.
Армейская система оперативного управления и связи ПВО IBCS показала устойчивость к РЭБ
В настоящее время все системы ПВО США используют свои РЛС и пункты боевого управления (ПБУ), система IBCS должна связать их в одну сеть.
Разработчик системы, компания Northrop Grumman, доложила о результатах октябрьских испытаний системы оперативного управления войсковой ПВО IBCS. В отличии от постоянных сбоев программного обеспечения на ранней стадии проекта система точно отслеживала все: от беспилотных ЛА до вертолетов и истребителей. Система сводила данные от РЛС ЗРК Patriot и РЛС Sentinel, которые не были разработаны для совместной работы. Испытания проводились в течение многих дней в условиях постановки активных помех со стороны условного противника.
«Для меня это стало сюрпризом, очень позитивным сюрпризом», - заявил руководитель программы IBCS в компании Northrop Роб Джесси. - «Наша воздушная картина становится настолько точной, что некоторые из стандартных инструментов тестирования, которые мы используем в подобных испытаниях.... становятся недостаточно хороши для их оценки. Теперь мы должны улучшить инструменты тестирования».
Еще в 2016 году система IBCS давала сбои каждые шесть-восемь часов во время ограниченного тестирования. Напротив, в одном из испытаний этого года в Форт-Силл система работала в течение 72 часов подряд, находясь под постоянной симуляцией атаки.
Система IBCS также продемонстрировала способность исправлять смещения радаров и распознавать близко расположенные объекты, что значительно повышает точность общей картины воздушной обстановки в интересах всех пользователей спутникового канала связи Link-16.
Это очень важная новость для программы IBCS, так как породившая ее программа Army Integrated Air & Missile Defense (AIAMD) отстает в сроках уже на 4 года, срок ее первоначального оперативного развертывания был смещен с 2018 на 2022 год. (уже даже на 23 год)
IBCS - это «корпоративная» программа, объединяющая РЛС наземного и воздушного базирования, командные пункты и средства поражения всей армейской противовоздушной и противоракетной обороны, многие из которых изначально не предназначались для совместной работы. Вместо того, чтобы, например, радиолокатор Patriot обнаружил цель, подал данные на командный пункт Patriot, а затем запустил ракету Patriot, система IBCS должна собирать данные со всех доступных датчиков, а затем подавать их на любую пусковую установку, с который удобнее всего совершить обстрел цели. Системы Sentinel, Patriot, THAAD, перспективная мобильная армейская система ПВО IFPC, будущие системы, такие как лазеры - система IBCS должна работать со всеми ними.
Интегрируя датчики и перехватчики, IBCS обеспечивает более широкий обзор и зональное покрытие. Благодаря принципам открытой архитектуры система IBCS позволяет объединять существующие и перспективные датчики и системы вооружений, а также взаимодействовать с другими системами оперативного управления и связи.
https://breakingdefense.com/2017/12/army-icbs-missile-defense-system-tracks-jets-despite-jamming/ https://news.northropgrumman.com/news/releases/northrop-grumman-us-army-successfully-demonstrate-multi-domain-joint-air-and-missile-defense Комментарий: Интересная концепция интеграции всех систем ПВО-ПРО для оптимизации и повышения оперативности их работы. Особенно важен тот факт, что данная командная система показывает хорошие результаты работы в условиях радиоэлектронной борьбы. Однако все же минус ее в ее сложности, что подразумевает высокую вероятность сбоев, ошибок, особенно при внешнем активном воздействии не условного, а реального противника.
11 декабря 2017 г.
Подразделения ПВО в Чечне осваивают комплекс средств автоматизации «Барнаул-Т»
Военнослужащие подразделений ПВО мотострелкового соединения общевойсковой армии ЮВО, дислоцированной в Чечне, приступили к освоению современного комплекса средств автоматизации (АСУ) «Барнаул-Т».
Комплекс позволяет эффективно управлять силами и средствами ПВО соединения всех уровней, способствует повышению их мобильности и живучести при любых условиях современного боя.
Основные задачи, решаемые базовым комплектом «Барнаул-Т», - разведка воздушных целей, прием и отображение информации о воздушной обстановке, распределение целей и выдача целеуказаний средствам поражения.
При этом модули планирования, разведки и управления огнем подсистемы ПВО «Барнаул-Т» могут использоваться как мультимедийный тренажер, а управление ударами средств ПВО ведется по виртуальным целям.
Применение комплексов АСУ значительно сокращает время на принятие решений командирами различных уровней при выполнении боевых задач, сообщает пресс-служба Южного военного округа.
http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2017/1211/144044550/detail.shtml Комментарий: Наш скромный, но, будем надеяться, не менее эффективный ответ на тренд интеграции автономных сил и средств с помощью единой системы оперативного управления и связи для создания общей оперативной картины и управления средствами войсковой ПВО.
27 ноября 2017 г.
Американский эсминец УРО USS James E. Williams вошел в воды Черного моря
Направлявшийся в Черное море эсминец УРО USS James E. Williams (DDG-95) был замечен в Босфорском проливе в 25-26 ноября.
Фотографии американского ракетного эсминца проекта «Арли Бёрк» 26 ноября выложил в соцсеть Twitter фотографом-любителем из Стамбула. Ожидается, что судно зайдет в украинский порт Одессы, сообщил представитель ВМС США порталу USNI News.
Эсминец УРО James E. Williams 23 мая отбыл из порта приписки в Норфолке в составе 5-го и 6-го флотов ВМС США. В соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года, международным соглашением, регулирующим морское движение через Босфорский пролив, американский эсминец может оставаться в Черном море не более 21 дня. Сообщается также, что когда корабль покидал Норфолк в мае, экипаж ожидал возвращения на родину к Рождеству.
https://news.usni.org/2017/11/27/guided-missile-destroyer-uss-james-e-williams-enters-black-sea Комментарий: нашим военным и гражданским судам следует остерегаться американских эсминцев и избегать провокаций, так как, как показал недавний доклад ВМС США, где был произведен разбор причин многочисленных происшествий и столкновений с участием американских боевых кораблей в последнее время, экипажи эсминцев и крейсеров ВМС США крайне измотаны физически и морально из-за высокой нагрузки в связи с повысившейся востребованностью судов данного класса в ВМС. Причиной этого, как сообщается, служит активизация действий России и Китая в мировом океане. Кроме того, ВМС США испытывают постоянные трудности с подбором квалифицированных кадров, времени на переподготовку и повышение квалификации персонала также не хватает ввиду их высокой занятости и отсутствия резерва для ротации.
17 ноября 2017 года
ВМС США передан эсминец УРО DDG-114 «Ральф Джонсон» проекта «Арли Бёрк»
Компания Huntington Ingalls Industries (HII) объявила о состоявшейся 15 ноября на предприятии Ingalls Shipbuilding церемонии передачи командованию ВМС США эскадренного миноносца УРО (DDG-114) «Ральф Джонсон» проекта «Арли Бёрк».
«Ральф Джонсон» стал 64-ым кораблем серии Flight IIA. Резка стали для постройки эсминца началась в сентябре 2013 года, закладка киля состоялась 23 сентября 2014 года, спуск на воду - 12 декабря 2015 года, церемонии крещения прошла 2 апреля 2016 года. Как ожидается, корабль будет принят в боевой состав ВМС США в ходе церемонии, запланированной на 24 марта 2018 года в Чарльстоне (шт. Южная Каролина).
В настоящее время в стадии постройки на предприятии Ingalls Shipbuilding находятся еще четыре корабля серии Flight IIA. Кроме того, с HII заключен контракт на поставку эсминца «Джек Лукас» (DDG-125). Этот корабль станет первым эсминцем «Арли Бёрк» новой серии Flight III («Флайт 3»).
Эсминцы проекта «Арли Берк» - это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для решения широкого спектра задач в мирное и военное время, включая урегулирование кризисов, обеспечение господства на море, проецирование военной силы.
http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2017/1117/152044189/detail.shtml Комментарий: Цельностальные эсминцы проекта «Арли Бёрк» являются одним из самых массовых и самых успешных проектов боевых кораблей ВМС США, на основе данного проекта строятся также корабли союзников, например, японские эсминцы проекта Kongo и Atago. Но самое примечательное в данных кораблях теперь то, что они стали одним из ключевых звеньев американской глобальной системы ПРО, так как именно на этих платформах развертывается и в дальнейшем будет развертываться региональная система ПРО морского базирования «Иджис» (Aegis).
Все новые корабли, включая принятый ВМС США «Ральф Джонсон», несут новейший пакет ПО и аппаратного обеспечения ПРО «Иджис» версии 5.0, где реализована функция интегрированной системы ПВО и ПРО (IAMD), позволяющая выполнять данные задачи параллельно. Данная версия системы «Иджис» полностью совместима с новой запущенной в серию модификацией противоракет линейки «Стандарт» - SM-3 Block IB с дальностью полета до 350 км, способной сбивать разделяющиеся БРСД. Ее также обязательно интегрируют и с ракетой следующей модификации - американо-японской SM-3 Block IIA с дальностью полета до 1000 км (по другим источникам до 2000 км, но лично мне не верится, я бы ей больше 500 км не дала).
Данные корабли с установленным пакетом оборудования для выполнения задач региональной ПРО уже базируются на всем пространстве мирового океана, 4 из них с постоянным базированием в испанской Роте, регулярно появляются в Черном море. Еще 6 (правда, 2 пока выбыли на серьезный ремонт) приписаны к японскому порту Йокосука. Остальные базируются в портах США, однако ведут дежурство по всему мировому океану, сопровождая авианосные ударные группы.
Количество эсминцев с пакетом ПРО «Иджис» в настоящее время составляет уже от 30 до 35 кораблей. К 2020 году ВМС США рассчитывает нарастить их количество до 48 единиц. (Но у них такими темпами вряд ли получится, 5 крейсеров ушли на глубокую модернизацию, 2 эсминца налетели на контейнеровозы и выбыли на 2 года, плюс еще время на переподготовку персонала).
14 ноября 2017 года
Армия США продолжает испытания системы IBCS
Армия США завершила очередной этап тестирования системы оперативного управления интегрированной воздушной и противоракетной обороны IBCS (Integrated Air and Missile Defense (IAMD) Battle Command System), разработанной компанией Northrop Grumman. Испытание, получившее название «Проверка операторов» (SCOE, soldier checkout event), проходило на базе Форт-Блисс в штате Техас в течение трех недель в августе с привлечением военного персонала баз Форт-Блисс и Форт-Силл штата Оклахома.
Система IBCS выполняет функцию управления и контроля (C2, command and control) в системе ПВО-ПРО IAMD. Она будет объединять существующие и будущие системы ПВО по принципу открытой архитектуры, позволяя операторам задействовать целый ряд датчиков и вооружений. Она использует коммерческое программное обеспечение и создает стандартные интерфейсы, составляя расширенные комбинации датчиков и оружия с помощью интегрированной сети управления огнем.
http://www.janes.com/article/75656/us-army-progresses-ibcs-testing Комментарий: Интересна идея интеграции разных видов датчиков и вооружений в единую систему и их задействование в зависимости от необходимости. Однако вопросы вызывает мода последних лет в США сложные военные системы вооружений переводить на коммерческое ПО и аппаратную часть. Плюсы серийного коммерческого оборудования и софта очевидны - они дешевле обходятся, гибче, удобнее, оптимальнее в плане настроек. Но есть серьезные минусы. Под вопросом качество оборудования и надежность поставщиков. Уже доказано, что американские компании-подрядчики Пентагона заказывают комплектующие для военных систем в Китае, что может иметь свои негативные последствия для американских военных. Кроме того, у коммерческих систем есть такая неприятная черта, как часто выходящие пакеты обновлений, что для военных систем неприемлемо, так как обновления занимают время, и на это время техника и ПО выводятся из эксплуатации. Иногда в связи с этим приходится переобучать личный состав, что в отдельных случаях может растягиваться на срок до 6 месяцев.
Ну, и пока хватит, продолжение ожидается)