...к сожалению, многие люди путают цели общей системы образования и профессиональной системы образования, несмотря на похожие названия это разные системы с разным целеполаганием. Из первой во вторую люди переходят по степени своей психологической готовности.
задача общего образования - обтесать мозг, приучить его думать и что-то понимать. В себе, в социуме, в системе. На начальных этапах это почти дрессировка. Потому что мозг лет до 10-11 крайне несложный с простыми конкретными желаниями. При этом абсолютно неважно чему учить - от биологии польза на начальном этапе примерна такая же как от математики. это просто массив, на котором развивается мышление.
некоторые на этапе 10-11 лет застревают надолго.
Лично я помню, как меня лет в 11-12 за чтением учебника биологии озарило по взаимосвязям всего живого и каким это для меня было открытием. Помню, как также внезапно осознала химию лет в 15. Потрясающее чувство понимания и открытия. Я не стала биологом или химиком, но это были важные этапы моей эволюции мышления. Внутренней, самостоятельной.
Глубже всего озаряло на литературе и на математике. что и предопределило, так сказать, направления деятельности.
Многие, испытывая фантомные боли от прошлых насилий над собой, предлагают убрать школу. У меня тоже хватает печальных воспоминаний за 10 лет, потраченных в основном на борьбу с собой и одноклассниками. Но чем заменить школу?
если ребенка не заставлять учиться (а для большинства учеба это насилие над собой), то он с удовольствием останется обезьяной, выбирающей простые физические радости - пожрать, побухать, потрахаццо. Я видела примеры (видела и исключения, но лишь оттенившие контраст)
школа это именно массовое образование. штампованное. одинаковое. Местами насильственное - прочитать, выучить, законспектировать. Без которого невозможно общество и понимание в обществе. Ибо стадо обезьян это не общество. Отменив школу, мы получим стадо недрессированных обезьян. Ключевое слово - недрессированных.
Почитайте истории, как репетиторы сталкиваются с избалованными отпрысками на домашнем обучении. Там описано реально поведение обезьяны - дайте, хочу, интересно только новое и ровно пять минут, желательно в картинках. Обезьянке может быть уже лет 14-15 причем. «Вы что, никакого насилия, заинтересуйте!« а там просто нечего заинтересовывать. Выросла только физическая составляющая человека.
да, настоящую пользу от школы получают 10-20 процентов ребят. Которые испытывают потребность развиваться. Да, только ради них школа уже имеет смысл. Именно с этими ребятами работают по олимпиадам, эти ребята часто ходят и к репетиторам. эти глаза дают мотивацию издерганным педагогам, которым тоже не очень нравится быть дрессировщиком. Но выбора у них нет.
если доля заинтересованных вырастет хотя бы до 30 процентов - они зададут вектор всему классу и тогда успехи в обучении будут частью системы социальной иерархии. И это здорово. Но так бывает нечасто. потому что переход на уровень внутренней мотивации к учебе невозможно гарантированно организовать внешне. Это очень многофакторный процесс. Начинающийся с насилия - ведь надо заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Смысл чего он пока не понимает.
И пару фраз о домашнем обучении - безусловно, есть мамы, способные обучать, и идеальные обучаемые дети. есть очень приятные методы дрессировки и мотивации. Однако если ребенок упрется (а это происходит с половиной детей), без разных форм морального (а то и физического) насилия не обойтись. Вы реально думаете, что это не оставит следа на семейных отношениях?!