Что даёт беглецу получение убежища в другой стране
Практически в 100% случаев человек сбежавший от уголовного преследования оказывается в новой и необычной для него ситуации. Вроде как и ареста избежал, и из страны убежал, а что делать дальше непонятно. При этом, в стране исхода происходят малопонятные для беглеца процессы, связанные с его объявлением в федеральный и международный розыски, какие-то суды с заочной мерой пресечения в виде ареста и внесением его данных в розыскную базу Интерпола. Подобного ранее у человека не было и он пытается первым делом противостоять этому всему на расстоянии, нанимая хороших адвокатов и иногда даже пиарщиков, рассказывающих в СМИ о беспределе следственных органов. И это самая главная ошибка, потому что «порешать как-нибудь вопрос там» уже невозможно, а выплаченные адвокатам и пиарщикам деньги - это пустые траты, которые не приведут ни к какому положительному результату, а упущенное время приведёт только к аресту сотрудниками Интерпола по международному ордеру. Ещё хуже ситуация, когда «порешать вопрос» берутся разного рода адвокаты - решалы из страны исхода, которые имеют множество совместных фотографий с различными руководителями силовых структур, «вхожи в любые кабинеты» и способны за крупную сумму «развалить любое уголовное дело». По моему личному наблюдению подобное «решалово» заканчивается только взятием денег у клиента, проблема не решается. Единственный вариант для беглеца - это обращение за международной защитой в любом демократическом государстве и делать это нужно как можно скорее. Что такое экстрадиция, депортация и политическое убежище я писал здесь
https://gordeev-deputat.livejournal.com/70819.html.
Конечная цель для беглеца от уголовного преследования - это добиться международной защиты в любом демократическом государстве.
После обращения в хоум - офис по вопросам миграционной политики (в различных странах этот орган называется по-своему), беглец представляет историю своего преследования миграционному офицеру. Оценивают эту историю в разных странах по-разному, но если в истории есть элементы политики, нарушения прав человека, УПК, угрозы или шантаж от правоохранителей, есть показания свидетелей, подтверждающих незаконность преследования, а также есть заключения экспертов или правозащитных организаций, указывающих на нарушения законодательства или общегражданских прав беглеца - в совокупности все это «по крупицам» и позволяет получить ту самую международную защиту (статус беженца), которая позволяет спокойно жить дальше и посещать любые страны, кроме страны исхода. По какой категории будет предоставлена международная защита (статус беженца), на мой взгляд не так важно, главное, что беглец получает ВНЖ на 2-3 года и заграничный паспорт для выезда «трэвел паспорт», который выглядит так:
Путешественнику с таким документом не грозит экстрадиция в страну исхода - так гласит международное законодательство по защите прав беженцев и оно соблюдается. По прошествии 2-3 лет статус беженца продлевается автоматически и уже на более длительный срок, поскольку причина предоставления международной защиты (уголовное преследование в стране исхода) как была, так и остаётся. В случае восстановления нарушенных прав беженца, то есть прекращения уголовного преследования на Родине, статус беженца может быть прекращён, если беглец не докажет, что ему там по-прежнему угрожает опасность. Подчеркну, что я лично я и мои знакомые, которым была предоставлена международная защита, не сталкивались с благосклонным отношением правоохранителей на Родине и прекращением преследования. «Навешиванием» дополнительных статей - да, сколько угодно случаев, особенно после побега фигуранта уголовного дела за границу, а вот с прекращением - нет, да и возобновление расследования уголовного дела согласно российского УПК возможно только после устранения причины объявления обвиняемого в розыск, то есть, после возвращения в Россию. Второй вариант потери статуса беженца - это добровольное возвращение в страну исхода. В данном случае также происходит автоматическая отмена международной зашиты, потому что беглец самостоятельно решил, что опасности на Родине для него больше не существует, а следовательно, согласно закону о беженцах, статус беженца ему больше не требуется. Пока мне известен только один случай добровольного возвращения беженца в Россию - имеющий статус беженца в Великобритании участник «Лондонского списка Титова» Сергей Капчук вернулся в Россию и добровольно предстал перед судом:
Отсюда -
https://m.e1.ru/news/65165771Скоро Сергею Капчуку вынесут приговор и можно будет оценить как информационную поддержку омбудсмена Бориса Титова в его ситуации, так и отношение правосудия в России по отношению к возвращенцам. Как я понимаю ситуацию, ему должны дать условно - своё он «уже отбыл», проведя в бегах около 15 лет. Про «Лондонский список Титова» и личную встречу с ним я писал здесь -
https://gordeev-deputat.livejournal.com/68439.html.
В реальности же, при возбужденном уголовном деле в стране исхода, и нежелании беглеца терять статус беженца из-за тяги вернуться на Родину, нахождение под международной защитой может длиться до бесконечности. Опять же, статистика такова, что через 5-7 лет беглецы-беженцы получают гражданство страны, которая ранее предоставила покровительство.
Для перемещений по миру в «трэвел документе» беженца предусмотрены изменение имени, фамилии и года рождения, а в некоторых странах предусмотрена даже банковская карта к загранпаспорту с изменёнными данными беглеца. То есть, для безопасности беженца делается очень многое со стороны государства, предоставившего ему защиту и покровительство.
Фактически обладатель статуса беженца ограничен только в посещении своей бывшей Родины и избирательных правах на новой Родине, других ограничений не существует.
Ценность международной защиты.
Не далее как вчера мы разговаривали с одним беглецом из России, уже более 5 лет проживающим в Южной части Кипра и имеющего гражданство Кипра за инвестиции. Сбежав в своё время от уголовного преследования в страну купленного гражданства и оказавшись в международном розыске, человек не смог добиться своего исключения из розыскной базы Интерпола, комиссия по контролю за файлами отказала ему окончательно три года назад и сейчас новоиспечённый киприот испытывает большие проблемы из-за невозможности покинуть новую Родину. Безусловно, лучше иметь гражданство Кипра и жить там же не опасаясь ареста и экстрадиции, но не каждого человека устроит безвылазная жизнь на небольшой территории. Да и на большой территории, наверное, тоже непросто жить, имея возможность выезжать и путешествовать и одновременно не имея такой возможности, по причине быть немедленно арестованным в любой другой стране. Заграничный паспорт («трэвел документ») беженца можно сравнить с дипломатическим паспортом, поскольку оба обладают рядом специфических свойств для облегчения жизни при прохождении паспортного контроля на границе и общению с заграничными правоохранителями. Может такое сравнение и неуместно, но в принципе так оно и есть, владельцы таких паспортов обладают определённым иммунитетом, ещё раз скажу, что в случае с беженцем - это невозможность экстрадиции в страну исхода из третьей страны.
И напоследок, как я уже писал ранее в своих постах, единственная возможность у человека жить полноценной жизнью после побега от несправедливого уголовного преследования - это обращение за международной защитой в любом демократическом государстве. И лучше это обращение делать не после того, когда арестуют по международному ордеру для экстрадиции.