В архив. Видеоматериалы выставки
Taddeo di Bartolo /Таддео ди Бартоло (около 1362 - 1422). Двусторонняя выносная икона. Сан Доннино с членами братства. Распятие. Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Фрагмент
Видеоматериалы к завершившейся выставке
«Сиена на заре Ренессанса», 25 июня - 10 октября 2021, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
С одной стороны мы не увидели в Пушкинском музее летом 2021 года большую выставку «Сокровища Акротири», но с другой - благодаря ее отмене /переносу(?) Сиенскую выставку музей сделал гораздо более масштабной относительно изначальных планов в 10 работ. Выставка под кураторством Виктории Эммануиловны Марковой прошла великолепная, а уж для наших странных времен просто сказочная, как и сиенская живопись Дученто, Треченто и Кватроченто.
2.
Taddeo di Bartolo /Таддео ди Бартоло (около 1362 - 1422). Двусторонняя выносная икона. Сан Доннино с членами братства. Распятие. Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Фрагмент. Скриншот видео
Из выставочного плана на 2021 год: "Также весной состоится открытие выставки «Сиенская школа» (май 2021). В экспозиции будет представлено порядка 10 работ, рассказывающих об эволюции сиенской школы в период с XIII по XV век. Школа известна своей невероятной многогранностью: с самого начала ее истории на нее оказало влияние византийское искусство, что отразилось в работах Дуччо ди Буонинсеньи. Братья Лоренцетти перевели эту традицию в готический стиль, внедряя новые приемы в живописи, получившие свое развитие во Флоренции. Даже когда в XV веке Сиена столкнулась с экономическим и политическим упадком, ее искусство все еще процветало, пока, наконец, не уступило первенство флорентийской школе." 22.12.2020 [*]
Плейлист Сиена на заре Ренессанса:
https://youtube.com/playlist?list=PLaQcphOc_UI9I9AgPpGOl2i4b_Gcb0jry В плейлисте:
Искусствоведы о произведениях:
1) Сиена на заре Ренессанса: Мадонна Джованни Ди Паоло. Виктория Маркова, куратор выставки в ГМИИ:
Click to view
Маркова Виктория Эммануиловна. Джованни Ди Паоло. Мадонна Смирение. Сиена, около 1400 - 1482. Дерево, темпера. Национальная пинакотека, Сиена. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/_GHng-_zJ4Y Особое место в экспозиции выставки занимала работа Джованни Ди Паоло «Мадонна Смирение». Неслучайно именно она воспроизведена на обложке каталога выставки.
Джованни ди Паоло - один из наиболее интересных и плодовитых мастеров в панораме сиенской художественной жизни второй и третьей четверти XV века. С одной стороны в работе «Мадонна Смирение» видны традиции сиенской живописи, с другой стороны - те новаторства, которые выдают в Джованни ди Паоло художника Раннего Возрождения. Образ восходит к типу «Мадонна. Смирение». Это традиционная иконография, которая сложилась в XIV веке.
Как развивалось искусство Сиены XV века и какую роль в нем занял Джованни Ди Паоло? Что характерно для его живописи и благодаря кому он обрел свой особый язык? Почему картина производит впечатление «сказочного видения»? На какие детали необходимо обратить внимание?
Рассказывает Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, хранитель итальянской живописи, куратор выставки «Сиена на заре Ренессанса». Виктория Эммануиловна - один из ведущих в России и мире экспертов по искусству Италии, эпохи Ренессанса и барокко.
2) Сиена на заре Ренессанса: Сенья ди Бонавентура. Маркова Виктория Эммануиловна, куратор:
Click to view
Маркова Виктория Эммануиловна. Сенья ди Бонавентура. Распятие. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/sT8ayj6iUZU Начало формирования картинной галереи ГМИИ им. А.С. Пушкина было ознаменовано поступлением в музей произведений ранней итальянской живописи из коллекции Михаила Сергеевича Щекина. Одним из редчайших произведений из этой коллекции и гордостью собрания музея стало «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, самого известного среди учеников Дуччо ди Буонинсеньи.
Когда тема распятия появляется в живописи? Кому принадлежало «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры до того, как оказалось в коллекции Пушкинского музея? Какие части этой работы были утрачены?
Рассказывает Виктория Эммануиловна Маркова.
3) Сиена на заре Ренессанса: Франческо д'Антонио да Анкона, 1393. Виктория Эммануиловна Маркова:
Click to view
Виктория Эммануиловна Маркова. Франческо д’Антонио да Анкона. Мадонна с младенцем. Христос и святые. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/03-UquNUnTs Особой ценностью обладают произведения, дошедшие до наших дней в своем первозданном виде, как, например, подписной и датированный 1393 годом полиптих Франческо д’Антонио да Анкона. «Мадонна с младенцем. Христос и святые» - единственная известная на сегодня работа этого мастера, находящегося под влиянием сиенской школы живописи. Других подписных произведений художника в мире больше не существует. Полиптих по праву можно назвать бесценным документом, который дает нам представление о творчестве мастера.
Кто такой Франческо д’Антонио да Анкона? Что известно о происхождении полиптиха и кому он принадлежал? Как оказался в Пушкинском музее и что может рассказать о развитии итальянского искусства?
Рассказывает Виктория Эммануиловна Маркова.
4) Сиена на заре Ренессанса: Лоренцо Монако. Мадонна Смирение. Дарья Колпашникова, ГМИИ им. Пушкина:
Click to view
Дарья Колпашникова. Пьетро ди Джованни, прозванный Лоренцо Монако. Мадонна Смирение со святыми Николаем и Иоанном Крестителем. 1400. Национальная пинакотека, Сиена. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/nxJBR-c-1IM Лоренцо Монако работал и как мастер фресковой живописи, и как автор станковых произведений, и как миниатюрист. Его мастерская создавала масштабные алтари для церквей и храмов, но особенно драгоценны его камерные произведения, выполненные по частным заказам. Одним из таких произведений является переносной алтарь «Мадонна Смирение со святыми Николаем и Иоанном Крестителем» - удивительно тонкий и изысканный памятник интернациональной готики.
Сколько просуществовала мастерская Лоренцо Монако? Почему иконография Богоматери Смирение была характерна для тосканского искусства конца XIV - первой половины XV века? Какие техники использует художник, прорабатывая поверхность этого небольшого полиптиха-складня? И как Лоренцо Монако воплотил в одном образе сразу несколько иконографий?
Рассказывает Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, сотрудник отдела стратегии регионального развития ГМИИ им. А.С. Пушкина.
5) Сиена на заре Ренессанса: Симоне Мартини. Марина Лопухова, МГУ:
Click to view
Марина Лопухова. Мадонна с младенцем. Симоне Мартини. Национальная пинакотека, Сиена. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/SQLdLHTmgYQ На мастерскую Дуччо, которая отличалась новаторством идей и решений ориентировались многие художники, в том числе, представленные на выставке «Сиена на заре Ренессанса» Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколо ди Сенья. Среди них и Симоне Мартини, в чьем исполнении сцены жития святых, отличающиеся умелым построением пространства, обретали новую ясность формы и убедительность. Влияние стиля Симоне Мартини на последующую сиенскую живопись ощущалось во всем, его развивал целый ряд художников, его «товарищей», как называли их в то время. На выставке можно увидеть несколько работ Симоне Мартини. Работа «Мадонна с Младенцем» свидетельствует о том, как формировался готический живописный язык в сиенском искусстве и какую роль в этом сыграло творчество Симоне Мартини.
Утонченный художник, внимательно следивший за модой и ювелирным искусством, пользовался огромной известностью. Кто такой Симоне Мартини и когда он дебютировал на сиенской художественной сцене? Как стал одним из основателей интернациональной готики в европейском искусстве?
Рассказывает Лопухова Марина Александровна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
6) Сиена на заре Ренессанса: Дуччо ди Буонинсенья и мастерская. Маэста. Триптих. Анна Пожидаева, ВШЭ:
Click to view
Анна Пожидаева. Дуччо ди Буонинсенья и мастерская (Симоне Мартини). Маэста, История Христа и Богоматери. Национальная пинакотека, Сиена. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/68U9jkiWrns Около 1300 года Сиена оказывается на пересечении византийских и заальпийских готических влияний, что проявляется как в стиле, так и в иконографии произведений сиенских живописцев. Эти особенности можно заметить, изучая триптих Дуччо ди Буонинсеньи и мастерской - небольшое произведение «Маэста, История Христа и Богоматери» содержит изображения, которые явственно говорят о нескольких традициях.
Произведение, известное как «Триптих 35», относится к поворотному моменту в истории сиенского искусства: опыт мастерской Дуччо, которому принадлежит заслуга обновления живописи в начале XIV века, соединяется с тем, что привносит молодой Симоне Мартини.
С точки зрения иконографии «Маэста, История Христа и Богоматери» бесценный памятник, который показывает сиенскую мастерскую на пересечении нескольких влияний. К каким иконографическим традициям восходит композиция? И какими важными деталями изобилует иконография? Чем интересен формат произведения и какую роль играют изображения на боковых створках произведения?
Рассказывает Пожидаева Анна Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
7) Сиена на заре Ренессанса: Сан Доннино с членами братства флагеллантов и Распятие. Ольга Назарова, ВШЭ:
Click to view
Ольга Назарова. Таддео ди Бартоло. Двусторонняя выносная икона «Сан Доннино с членами братства: Распятие». Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/fwN7WuwOrxg Даже после того, как сиенская живопись утратила свои лидирующие позиции во второй половине XIV века, и ее золотой век остался позади, сиенские мастера оставались востребованными в разных регионах Италии. Об этом свидетельствует и произведение Таддео ди Бартоло, созданное в Пизе по особому заказу.
С чем связан двусторонний характер иконы Таддео ди Бартоло? По чьему заказу было создано произведение «Сан Доннино с членами братства: Распятие»? И какое отношение к созданию иконы имело братство флагеллантов?
Рассказывает Назарова Ольга Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
8) Сиена на заре Ренессанса: Бернардино Фунгаи. Сципион Африканский и любовная трагедия. Марина Пивень, РГГУ:
Click to view
Марина Пивень. Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса. Бернардино Фунгаи. осударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/S7A03oSGbKc Сюжет картины «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса» заимствован из книги «Валерий Максим. Достопримечательные деяния и высказывания».
Римский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший, завоеватель Испании и Карфагена, победил в союзе с царем Восточной Нумидии Масиниссой царя Западной Нумидии Сифакса. Жена Сифакса Софонисба, дочь карфагенского царя Газдрубала, умолила покоренного ее красотой Масиниссу дать обещание избавить ее от римского плена. Масинисса, союзник Сципиона, победил Сифакса и женился на Софонисбе, чем вызвал гнев римского полководца, узнавшего об этом браке от пленного Сифакса. Чтобы не нарушить верность союзнику и спасти Софонисбу от римского плена, Масинисса послал ей яд.
Изображения на тему истории Сципиона получили широкое распространение в искусстве этого времени. Какие эпизоды в композиции изобразил Бернардино Фунгаи и какие задачи он перед собой ставил? Является ли вообще эта работа картиной? Что воплощал образ Сципиона? Почему его прозвали Африканский? Когда была создана картина и как попала в музей? И какая картина является парной к работе из собрания ГМИИ?
Рассказывает Пивень Марина Георгиевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ.
Произведение: Бернардино Фунгаи. Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса. Конец XV - начало XVI века. Холст (перевод с дерева), темпера, позолота. 66 × 166 см. В ГМИИ с 1930. В 1902 приобр. для Эрмитажа у Ф.К. Руссова (Петербург). Ж-2677. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина:
https://pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/zh_2677/index.php Герои: Сципион Африканский, царь Сифакс, царь Масинисса и их оспариваемая жена Софонисба.
3.
Taddeo di Bartolo /Таддео ди Бартоло (около 1362 - 1422). Двусторонняя выносная икона. Сан Доннино с членами братства. Распятие. Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Фрагмент. Скриншот видео
ТВ сюжеты:
9) Сиена на заре Ренессанса. Подготовка к выставке в ГМИИ. Виктория Маркова и итальянские коллеги. Россия Культура, 22.06.2021:
https://youtu.be/lqcEm6LoSeU10) Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Виктория Маркова и итальянские коллеги. Россия К. Новости культуры, 24.06.2021:
https://youtu.be/sVkvka037ko11) Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Виктория Маркова и итальянские коллеги. Россия 1, Вести-Москва, 24.06.2021:
https://youtu.be/e-5RaGgidOY12) Сиена на заре Ренессанса. Виктория Маркова, куратор выставки в ГМИИ. Первый канал, 25.06.2021:
https://youtu.be/xsIy20IJPN413) Сиена на заре Ренессанса. Виктория Эммануиловна Маркова. Сюжет про выставку в ГМИИ. Россия 24, 25.06.2021:
https://youtu.be/HScVZDQKvT0 Кинематограф:
14) Святой Франциск в итальянском искусстве. Средневековье и кино. Виктория Маркова, Наталья Нусинова. Дискуссия «Религиозная проблематика в итальянском искусстве», 28.08.2021:
Click to view
«Ночь кино - 2021» в Пушкинском музее: дискуссия «Религиозная проблематика в итальянском искусстве». Видео: © ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://youtu.be/48POV0eZb3U Участники дискуссии:
- Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, куратор выставки Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/siena/index.php - Наталья Ильинична Нусинова, киновед, доктор искусствоведения, преподаватель курса «История кино и кинотеории» в Московской школе кино.
- Модератор: Аддис Гаджиев, куратор программы «Художественная постановка» в Московской школе кино.
Тема разговора - религиозная проблематика в итальянском искусстве.
В ходе встречи демонстрируются фрагменты из фильмов:
1)
Пьер Паоло Пазолини (1922-1975). Евангелие от Матфея / Il Vangelo secondo Matteo, 1964.
2)
Роберто Росселлини (1906-1977). Франциск, менестрель Божий / Francesco, giullare di Dio, 1950.
3)
Франко Дзеффирелли (1923-2019). Брат Солнце, сестра Луна / Brother Sun, Sister Moon, 1972.
4)
Лилиана Кавани (род. 1933). Франциск / Francesco, 1989. В роли Франциска Ассизского - Микки Рурк.
Анонс ГМИИ: "28 августа 2021 г. Пушкинский музей присоединился к ежегодной акции «Ночь кино». В Итальянском дворике музея состоялся показ отрывков из фильмов Роберто Росселлини, Франко Дзеффирелли, Пьера Паоло Пазолини и других итальянских режиссеров.
Важной частью вечера стала дискуссия, в которой приняли участие главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Эммануиловна Маркова и киновед, доктор искусствоведения, преподаватель курса «История кино и кинотеории» в Московской школе кино Наталья Ильинична Нусинова. Тема разговора - религиозная проблематика в итальянском искусстве. Модератором беседы выступил Аддис Гаджиев, куратор программы «Художественная постановка» в Московской школе кино.
Религиозная живопись, в том числе живопись сиенской школы, представленная на выставке в Пушкинском музее, играла важную роль в культуре Италии как один из проводников христианской духовности и католической веры. Таким образом, на протяжении многих веков формируется национальный менталитет, мировоззрение художников, работавших в разных видах творчества, в том числе в кинематографе. Пример тому - работы Федерико Феллини, отразившие сложные отношения режиссера с католицизмом; размышления на религиозные темы в фильмах Пьера Паоло Пазолини «Теорема», «Страсти по Матфею», «Птицы большие и малые», а в современном итальянском кино к вопросу веры и религии обращается, например, Паоло Соррентино в сериале «Молодой папа».
Особое внимание уделяется роли францисканского ордена, его учения, оказавшего большое влияние на итальянскую живопись и кинематограф. Так, история Франциска Ассизского (основателя католического монашеского ордена) по-разному трактуется в фильмах Роберто Росселлини («Франциск, менестрель божий», 1950), Франко Дзеффирелли («Брат солнце, сестра луна», 1972), Лилианы Кавани («Франциск», 1989). В чем состоит разница авторских концепций? Это одна из тем, которые были затронуты в ходе беседы о религиозных корнях итальянского кино.
Онлайн-трансляция дискуссия в день акции пройшла эксклюзивно на платформе «ВКонтакте». Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина LG SIGNATURE"
4.
Taddeo di Bartolo /Таддео ди Бартоло (около 1362 - 1422). Двусторонняя выносная икона. Сан Доннино с членами братства. Распятие. Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Фрагмент. Скриншот видео
Тифлокомментарий:
15) Сиена на заре Ренессанса: Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Христофором. Текст: Наталья Кортунова:
https://youtu.be/f2hMz6YApKIВ описании видео ссылка на аудиоподкасты - тифлокомментарии к экспонатам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина выставки «Сиена на заре Ренессанса».
Аудио:
Arzamas. Илья Доронченков. Как икона превращалась в картину? Итальянский Проторенессанс в ГМИИ и Эрмитаже. Подкаст «Зачем я это увидел?», 27.07.2021:
https://arzamas.academy/radio/announcements/prerenaissance 5.
Taddeo di Bartolo /Таддео ди Бартоло (около 1362 - 1422). Двусторонняя выносная икона. Сан Доннино с членами братства. Распятие. Около 1397. Национальный музей Сан Маттео, Пиза. Фрагмент. Скриншот видео
Мой YT канал:
Лекции. Искусство. История. Идеи:
https://www.youtube.com/c/gorbutovich/Плейлист Сиена на заре Ренессанса:
https://youtube.com/playlist?list=PLaQcphOc_UI9I9AgPpGOl2i4b_Gcb0jry Примечание:
[*]
https://pushkinmuseum.art/news/archive/2020/12/2021/index.php Кстати, выставка Музы Монпарнаса в музейных планах на 2021 год проходила под названием «Монпарнаски».
Плейлист Музы Монпарнаса:
https://youtube.com/playlist?list=PLaQcphOc_UI8G-dks6GO1o8O5SESHSk3a