Франц Шехтель - self made man Серебряного века

Jun 28, 2019 16:30

В рамках цикла: « Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке» про некоторых героев, закрученных вокруг особняка, построенного Саввой Тимофеевичем Морозовым по проекту и под авторским надзором Франца Шехтеля, и про сам этот дом.
Ранее: Часть 1: Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке. Особняк МИД
Сейчас: Часть 2: Франц Шехтель - self made man Серебряного века. От начала до расцвета.



Особняк Морозова на Спиридоновке. Вестибюль и аванзал. Не позднее 2012 года. Фотография из книги: Савва Морозов. Федор Шехтель. История шедевра. Сайгина Л., Датиева Н. - М., 2012. Фотограф - Владимир Скляров. Source

Городская усадьба Морозовых на Спиридоновке стала важным этапом в жизни 33-летнего архитектора, чей 160-летний юбилей будет отмечаться в июле 2019 года. Иллюстрации - фотографии главного героя цикла - морзовского особняка, а также изображения некоторые других шехтелевских произведений.

Сейчас общепризнано, что Федор Шехтель - один из самых крупных архитекторов России конца XIX - начала XX века, либо самый крупный. Если в современной иностранной книге по искусству/архитектуре упоминается российский Art Nouveau, то и имя Шехтеля там будет. Он - олицетворение бренда русского модерна. В Советской России, конечно же, ни Art Nouveau, ни Шехтеля долгое время не ценили: лет на 50 его имя стало синонимом упадка и бессодержательности предреволюционной архитектуры. Шехтелевский интерьер в стиле модерн Ярославского вокзала в Москве уничтожили в ходе «реставрации» 1960-х годов как не представляющее ценности произведение буржуазного искусства. При этом, как раз во второй половине 1960-х - начале 1970-х в СССР с Запада докатилась волна увлечения модерном.

Шехтели, выходцы из Баварии, переселились в Поволжье в конце XVIII века при Екатерине II. В память об обретении новой родины старших дочерей в семье Шехтелей по традиции называли Екатеринами в честь императрицы, а старших сыновей - Осипами в честь главы семьи переселенцев. Примерно с 1830-х годов богатая купеческая семья из немецкой колонии обосновалась в Саратове. Помимо обширной торговой и предпринимательской деятельности Шехтели сыграли важную роль в развитии саратовского театра.

1859. Начало

26 июля (7 августа) 1859 года в Петербурге родился Франц Альберт Осипович Шехтель (1859-1926), который станет Федором в 1915 году при переходе в православие.

2.


Дореволюционная фотография. Особняк Морозовых на Спиридоновке. By Ekaterina Kuzmina. Source

В этом же 1859 году в центре Саратова сломали сильно обветшалое деревянное здание старого Городского театра и стали строить новый деревянный театр. Труппу саратовских актеров, оставшихся без работы, пристроил к себе купец Франц Осипович Шехтель - полный тезка своего племянника, в будущем всемирно известного. В своем загородном саду Франц Осипович к «летнему вокзалу для танцев» пристроил деревянный открытый театр с партером и ложами. В театре Шехтеля в летнее время игрались водевили и комедии, народные, цирковые, экзотические представления, драматические спектакли, читались лекции, демонстрировались всякого рода «опыты» и даже запускался «аэростический шар» Например:
- 1864, июнь - выступает выдающийся негритянский трагик Айра Олдридж.
- 1865 - Александр Николаевич Островский присутствует на премьере «Грозы». Он сам принимал участие в постановке пьесы труппой Константина Берга.
- 1866, конец мая - труппа итальянских певцов дает 11 или 12 оперных постановок.

3.


1900-1917. Москва, улица Спиридоновка. На заднем плане смутные очертания готческого особняка. Архив ЦИГИ. via pastvu.com

Театр располагался в увеселительном летнем саду «Шехтель» в двух верстах за городом, куда Шехтель для подвоза публики организовал движение специальных омнибусов от центральной Театральной площади. В саду были устроены беседки для питья искусственных минеральных вод, буфеты, бильярдная, помещение для «музыкальной машины о 34 валах», эстрады, где играли два духовых оркестра. Сад был украшен транспарантами, вечером загоралась иллюминация, устраивались «великолепные бриллиантовые китайские фейерверки». Здесь устраивались маскарады и летние народные гулянья.

К наступлению холодов осенью 1859 года Франц Осипович устроил небольшой театральный зал со сценой в доме Шехтелей на Московской улице. В сезоны, когда здание Городского театра отстраивалась после сноса или пожара, здесь выступала труппа саратовских актеров. Здесь также выступали многие из приезжавших в Саратов артистов.

4.


Крыльцо и вид церкви Спиридона. Фото 1890х годов. Особняк С.Т. Морозова на Спиридоновке, проект 1893 г. // Из книги: Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи, 2011

Другой брат Осип Осипович Шехтель в середине 1840-х годов был послан в Петербург, где окончил Технологический институт, после чего продолжил работать в столице и держал лавку на Невском проспекте. В 1855 году он женился на Дарье Карловне /Розалии Доротее Гетлих. В столице у семьи родились Осип (1858), Франц Альберт (1859), Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863).

5.


Территория Дома приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

1865. "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов"

Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьей в Саратов случился в 1865/1866 году, когда будущему зодчему было лет 6. Франц Осипович старший тяжело заболел, а братьев - Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей уже не было в живых. Осип стал руководить производством на фабриках братьев. Кроме того, осенью 1865 года в Саратове должен был открыться новый каменный Городской театр. Франц Осипович опасаясь потерять зрителей в своем загородном саду «Шехтель», решил взять театральную антрепризу в городе в свои руки. Прежних сил у него уже не было, поэтому он рассчитывал на участие младшего брата Осипа. Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. На этот же срок сдала ему загородный летний театр официально владевшая им Анна Ивановна Шехтель - жена Франца.

6.


Осторожно, злой дракон! / Особняк Морозова на Спиридоновке. 23.06.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

1867. Поворот судьбы

В феврале 1867 года Осип Осипович простудился в театре и в конце месяца скончался. Франц Осипович взял на себя антрепризу брата и заботу о его семье, но и он через два месяца умер, оставив запутанные торговые дела и огромные долги.

Вдова Франца Осиповича срочно сбыла с рук имущество, а также записанный на нее загородный сад с театром. После этого она предусмотрительно выехала на время в Москву, отказавшись как от наследства, составлявшего одни долги, так и от опекунства.

7.


Деталь фасада. Особняк Саввы Морозова, конец XIX в. 23.06.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Современники свидетельствовали: «Шехтели лишились всего своего состояния от неудачного предприятия: они вздумали добывать в Сибири золото, почему один из братьев поселился в Красноярске. На приисках Шехтели потратили весь свой капитал и влезли в большие долги. Дома их продали с аукциона.»

Архитектор вспоминал: «Материальное положение в семье было настолько тяжелое (детей было 7 человек), что двух младших сыновей после смерти Осипа Осиповича отдали чужим людям, их усыновили и увезли в Петербург».

Вдова Доротея Карловна с детьми жила в описанном за долги доме дяди на Московской улице. Между вдовами братьев Шехтелей - Доротеей Карловной и Анной Ивановной возникла острая неприязнь из-за «наследства». Франц Шехтель старший под принадлежавшую братьям недвижимость взял в долг значительные суммы, которые потом отошли к его супруге и она сумела сохранить за собой значительное состояние. Судебное разбирательство по делам Франца Шехтеля длилось практически до 1880 года.

8.


Детали водостока и фасада. Особняк Морозова, конец XIX в. Москва, ул. Спиридоновка, 17. 23.06.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Родственник семьи купец Тимофей Ефимович Жегин, коллекционер и меценат, будучи приятелем Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), рекомендует ему для службы экономкой вдову Осипа Осиповича. В сентябре 1871 года Доротея Карловна Шехтель с дочерью перебралась в Москву в дом Третьяковых за вознаграждение 15 рублей в месяц [1]. Она тогда даже не имела денег на проезд до Москвы.

Семья Жегиных взяла на себя заботу о воспитании оставшихся в Саратове детях Осипа Осиповича. У них в то время уже жили сироты - дочери Алоиза Шехтеля. Жегины около 1872 года внесли более 600 рублей за обучение Франца и двух его сестер. В большой семье Жегиных тогда было всего два мужчины: отец семейства Тимофей Ефимович и Франц Шехтель. Так что, любовью в детстве, надо думать, будущий зодчий не был обделен. Много позднее, в 1887 году, младшая дочь Жегина Наталья станет женой Шехтеля.

9.


Решетка ограды. Особняк Морозова, конец XIX в. Москва, ул. Спиридоновка, 17. 23.06.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Франц Шехтель учился в Саратовской мужской гимназии с 1871 по 1873. Выпускники этой гимназии без экзаменов принимались в Казанский университет. В гимназии чистописание, а на деле еще и рисование с черчением, преподавал выпускник Академии художеств Андрей Сергеевич Годин, у которого в 1865-1867 годах учился «технике рисования с натуры» живший тогда в Саратове юный Врубель.

10.


«Бог - в деталях». Аби Варбург (1866-1929) / Решетка ограды особняка Морозовой на Спиридоновке. Деталь. 23.06.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

В 1873 Шехтель был переведен в третий класс гимназии, но платить за обучение стало некому: осенью 1873 года неожиданно умер Тимофей Ефимович Жегин. Франц Альберт перешел на казенное обеспечение - в подготовительное училище при Римско-Тираспольской католической семинарии, которое окончил в 1875 году. Католическая семинария предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители. Уровень преподавания был достаточно высоким. Все, знавшие архитектора, подчеркивали его образованность и свободное владение языками.

Документ об окончании училища Шехтель получил с большим опозданием - в 21 год. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф.О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Выпускники училища имели льготы по воинской службе. Шехтель писал в одном из писем: «Это училище отвечает курсу прогимназии, свидетельством чего служит то, что ставится к отбыванию воинской повинности по второму разряду». Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии Шехтель получил документ, по которому он «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобожден от службы». [2]

11.


Шехтель. Эскиз декорации «Кухня людоеда» к феерии « Мальчик с пальчик или Людоед Лу-Лу», 1887 г. // Из книги: Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи - М, 2011

1875. Москва

Федор Шехтель говорил, что уехал из Саратова в Москву «лет шестнадцати», то есть в 1875 году.

Провинциальный юноша появился в нужном месте в нужное время, а судьба ему послала встречи с необходимыми для начала карьеры людьми. Москва имела достаточно богатых заказчиков, которым требовались талантливые и надежные исполнители для их строительных потребностей.

В 1875 году в Москве, благодаря матери, 16-тилетний Шехтель оказался своим в доме создателя Третьяковской галереи, в центре художественной жизни Москвы, в тесном мире знаменитостей того времени. Сестра Павла Михайловича Третьякова, Софья Михайловна, была замужем за известным архитектором Александром Степановичем Каминским (1829-1897). Сразу по приезде юноша начал работать в мастерской Каминского. Тогда же - в 1875 - он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества /МУЖВиЗ.

Друзьями Франца (1859-1926) становятся художники Исаак Левитан (1860-1900) и Михаил Врубель (1856-1910), братья Николай (1858-1889) и Антон Чеховы (1860-1904).

12.


Шехтель. «Астрономическая обсерватория». Эскиз декорации к феерии «Путешествие на луну», 1883 г. // Из книги: Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи - М, 2011

1875-1893. Массовое искусство, сценография, иллюстрации, архитектура

Вечный замкнутый круг студента: чтобы жить, веселиться и платить за учебу надо работать, а из-за работы приходится пропускать учебу. При этом мама болеет, надо заботиться о ней и содержать семью.

В 1878 году студента Шехтеля отчислили за «плохую посещаемость». Один из самых знаменитых, модных и дорогих российских дореволюционных архитекторов не получил диплома архитектора. В свои первые трудовые годы он работал в мастерской Каминского, также с середины 1880-х сотрудничал с двумя другими известными московскими архитекторами Дмитрием Николаевичем Чичаговым (1836-1894) и Константином Викторовичем Терским (1851-1905).

13.


Шехтель. Афиша к феерии «Путешествие на луну», 1883 г. // Из книги: Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи - М, 2011

Параллельно с работой в мастерской Каминского, Франц брался за разнообразную деятельность, связанную с изобразительным искусством. В качестве «графического дизайнера» делал эскизы театральных афиш, обложек для нот, меню, торжественных адресов. Занимался оформлением книг, до 1890 работал штатным художником в московских юмористических журналах и газетах.

Одновременно до начала 1890-х годов много работал в театре. Он создавал декорации к спектаклям и эскизы костюмов для Большого Драматического театра, а главное - работал на проектах знаменитого антрепренера Михаила Лентовского, который был уроженцем Саратовской губернии и начинал свою артистическую карьеру в «Саду Шехтель» в Саратове.

14.


1883. Шехтель. Проект китайского павильона для благотворительного бала в залах Московского Благородного собрания, 1883 г. // Из книги: Кириченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи - М, 2011

Сотрудничество Шехтеля с Лентовским продолжалось по меньшей мере лет 10 - с 1877 по 1886 год, а практически до 1893 года, когда разорившимся Лентовским была сделана последняя попытка поправить дела. Университеты Лентовского и театра помогли Шехтелю прийти к модерну.

Через Лентовского пришел первый крупный успех молодого Шехтеля - аллегорическое шествие «Весна-Красна», приуроченном к коронации Александра III в 1883 году. Позже, в 1896 году Шехтель будет участвовать в художественном оформлении Москвы к коронации Николая II.

15.


1896 г. Временная архитектура Шехтеля. Праздничное оформление площади Тверской заставы (сейчас площадь Белорусского вокзала), приуроченное к коронации Николая II. Триумфальные колонны, увенчанные «Шапками Мономаха» // Из книги: Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М, 2000

Сообщения некоторых людей, знавших Шехтеля в молодости:

Художник Виктор Андреевич Симов (1858-1935):

Говоря о художниках, окружавших Антона Чехова, называет и Шехтеля: «Это один из наиболее давних московских знакомых писателя, свой человек в семье Чеховых. Его любили за простоту, находчивость, веселый общительный характер.

В начале 80-х годов, одновременно с А.П. Чеховым Шехтель сотрудничал в юмористических журналах, помещая в них свои рисунки. Он выступал и как театральный художник, оформляя красочные спектакли-феерии в популярном тогда театре Лентовского. Шехтель делал обложку к сборнику “Пестрые рассказы”, очень нравившуюся Чехову. Уже в то время Шехтель считался крупным архитектором». [Балабанович Е. Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине. М., 1976. 4-ое изд. С. 200]

Антон Павлович Чехов (1860-1904), из письма издателю Роману Романовичу Голике, 1886:

«<...> Ф. О. Шехтель, который сейчас сидит у меня, уверяет меня, что виньетки не будет. Это жаль... А всё из-за того, что я не соглашаюсь быть завтра у него на блинах. Если уверение его не пустая угроза, то ведь книжка будет печататься без виньетки. <...> Впрочем, ура!.. Ф.О. сжалился и показал виньетку. Виньетка восторг. Запьешь, на нее глядючи, как говорит один знакомый художник.» [3] [Чехов А. П. Письмо Голике Р. Р., 20 февраля 1886 г. Москва.] Под псевдонимом Финь Шампань Шехтель оформил сборник «Пестрые рассказы», написанный Антошей Чихонте - Антоном Павловичем Чеховым, его первый сборник, вышедший большим тиражом: Чехонте А. Пёстрые рассказы. - СПб.: Издание журнала «Осколки», 1886.

Михаил Павлович Чехов (1865-1936), младший из братьев:

«Мы были знакомы с Ф.О. Шехтелем по крайней мере лет тридцать пять. Сын инженера-технолога из Саратова, он приехал в Москву в 1875 году, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и сошелся близко с моим братом Николаем. Их дружба продолжалась до самой смерти художника [1889]. Еще будучи совсем молоденьким учеником, посещавшим архитектурные классы, Шехтель часто приходил к нам в 1877 году, когда мы были особенно бедны, и стоило только нашей матери пожаловаться, что у нее нет дров, как он и его товарищ Хемус приносили ей под мышками по паре здоровенных поленьев, украденных ими где-то из чужого штабеля по дороге.

Очень изобретательный и одаренный от природы прекрасным общительным характером, Шехтель скоро обогнал своих сверстников, и уже в 1883 году на большом народном гулянье на Ходынском поле в Москве по случаю коронации Александра III по его рисункам была выполнена грандиозная процессия «Весна Красна» и с тех пор его популярность начала возрастать с каждым днем. В антрепризе известного Лентовского в его саду «Эрмитаж» и в театре на Театральной площади Шехтель ставил головокружительные феерии, которые до него не знал еще ни один театр. Достаточно указать на «Путешествие на Луну» и на «Курочку - золотые яички», где Шехтель удивлял публику всевозможными сценическими трюками. Ему принадлежит масса построек в Москве и в провинции... После смерти брата Николая Шехтель перенес свою дружбу на Антона Павловича и всегда считал его своим лучшим другом». [Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. М., 1980. С. 209-210.]

16.


Проекты главного и бокового фасадов. Арх. Шехтель. Особняк З.Г.Морозовой на Спиридоновке в Москве. 1893-1895 // Из книги: Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М, 2000

Николай Александрович Попов (1871-1949), старший из племянников Шехтеля, видный театральный деятель:

«Ф.О.[Шехтель] очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть их исчезла бесследно. <...>

<...> Шехтель работал полушутя, между чертежным столом и бутылкой шампанского, работал, как добродушный гуляка, разбрасывая кругом блестки своей фантазии <...>. Это был фонтан жизнерадостности, почти беспечного наслаждения жизнью, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского.

Спектакли, создававшиеся в театре Лентовского при участии Шехтеля как художника, почти неповторимы. <...>

Дело народных развлечений и театров Ф.О. любил и понимал. К нему его тянуло несмотря на то, что это не могло дать никаких материальных благ» [Попов Н.А. Шехтель как театральный деятель (восстановленная по памяти речь моя на вечере в память Ф.О. Шехтеля в архитектурном обществе 15 ноября 1926 года) // РгАЛИ, ф. 837, оп. 1, д. 7, л. 2-9.]

17.


Май 2019. Особняк Морозовой. Вестибюль. Вид с лесницы, ведущей в аванзал. Photo by Tatiana Gorbutovich

Николай Александрович Попов:

«Детьми мы его [Ф.О. Шехтеля] знали как веселого дядю Адю, молодого архитектора, у которого в его рабочем кабинете можно было всегда увидеть много нового и интересного - и вещей, и книг, и картин, и рисунков. Он был очень общителен, почти всегда весел, любил шутить с нами, а мне как старшему из племянников, да и к тому же увлекавшемуся театром, любил показывать, слегка даже похвастываясь, свои проекты всяких фантастических декораций и костюмов, которые он в 80-х годах с непонятной для меня тогда быстротой набрасывал для феерических и опереточных постановок Лентовского. <...>

Мне иногда удавалось застать Адю за работой и удивляться тому, с какой быстротой набрасывались им разные театральные эскизы или компоновались всякие эффектные плакаты, виньетки.» [РгАЛИ, ф. 837, оп. 2, д. 1344, л. 2.]

18.


Самые впечатляющие интерьеры - готические. Аванзал. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

1882-1883. Начало самостоятельной практики

Поворотными стали 1882-1883 годы. С этого времени Шехтель начинает успешно вести самостоятельную архитектурную практику, подписывая проекты и наблюдая за их выполнением. Архитектурой он занимался наряду с театром и работой рисовальщиком.

В связи с отсутствием законченного образования, он не обладал официальным правом производства строительных работ. Поэтому начинал Шехтель вне Москвы - в загородном усадебном строительстве, где не было жесткого контроля за наличием или отсутствием нужных документов. Учитель и работодатель Шехтеля Александр Каминский проектировал и строил сооружения Московско-Рязанской железной дороги. Он рекомендовал железнодорожным магнатам фон Дервизам молодого талантливого архитектора. С выполнения заказов фон Дервизов началась известность Шехтеля в кругах московского купечества.

19.


Одни из самых знаменитых перил в Москве. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

К концу 1880-х годов материальное положение архитектора вполне прочное.

В 1887 году, в связи с женитьбой на Наталье Тимофеевне Жегиной, своей двоюродной племяннице.

В 1889 году московский купец Франц Осипович Шехтель строит за официальной городской чертой для своей семьи дом, который в 1895 году будет продан. Всего за 20 лет Шехтель построит для своей семьи поочередно три дома, продавая предыдущий. Еще будет загородная дача в районе современного Крылатского.

20.


Аванзал. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

В восхождении Шехтеля к вершинам архитектурной славы самыми важными явились два заказа: 1893 и 1901 годов.

1893. Первое этапное произведение

1893 год стал переломным. В это время Лентовский отходит от антрепренерской деятельности, а Шехтель направляет энергию на создание своего первого архитектурного шедевра. Отныне главным делом его жизни окончательно становится архитектура.

Проект особняка Зинаиды Григорьевны Морозовой на Спиридоновке создан Шехтелем в 1893 году, через 4 года дом был торжественно освящен.

Ранее, в 1892 году, для Саввы Морозова Шехтель выполнил проект дачи в Киржаче. Дача не сохранилась.

21.


Главная лестница со скульптурой Врубеля. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова официально принадлежал его жене. В соответствии с принятыми тогда в Российской империи обычаями и юридическими нормами недвижимость официально числилась за женой.[4] Очевидно, из этого правила были исключения, но чаще всего владельцами недвижимости были супруги.

Заказ Саввы Морозова Шехтель использовал для сдачи экзамена в Строительном комитете Московской городской Управы для официального признания за ним права на производство строительных работ. Результатом стала выдача 26 января 1894 года свидетельства «сыну Саратовского купца Францу Осиповичу Шехтелю в том, что он по произведенному в Комитете испытанию... имеет право производить работы по гражданской и строительной частям. Свидетельство это не дает ему право именовать себя инженером или архитектором, а также занимать должности техника с правом государственного служащего.» Аттестация более чем скромная, но крайне необходимая.

22.


Верхняя площадка парадной лестницы. Фотограф М.П. Федина // Из книги: Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве. М., 2009

Сложилась забавная ситуация: человек, имевший к тому времени большую практику и мастерскую с несколькими помощниками, не обладал формальным правом подписывать проекты своих построек. Теперь право на производство строительных работ было получено.

Очевидно, задачами получения разрешения и объясняется огромное количество детальных чертежей по морозовскому особняку, из всего обилия которых до наших дней сохранилось около 120 листов: один из них имеет порядковый номер 756. [5]

23.


May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Строительство дома началось осенью 1893 года. Шехтель продолжал проектные работы по дому, а с 1894 года стал сам вести и архитектурный надзор. Окончательная отделка дома завершилась в 1898 году.

Шехтель перенес свой опыт работы в театре превращений Лентовского с быстрой сменой декораций в архитектуру. Здесь применен принцип смены картин - и снаружи здания, и внутри. Композиция дома рассчитана на восприятие с множества точек зрения. Войти в каждое из помещений можно несколькими разными способами.

24.


Вид на вестибюль с лестницы. Парадная лестница открывается в вестибюль тремя арками. Видимые при подъеме по лестнице сквозь пролеты арок вестибюль и аванзал выглядят совершенно иначе, чем снизу. // May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Посетитель дома с порога попадает в волшебный дворец, населенный фантастическими существами. «Готический» вестибюль ведет в напоенный светом аванзал, откуда открываются перспективы залов в разных стилях, где картины меняются.

В особняке Морозовых появился новый тип планировки, когда помещения группируются вокруг парадной лестницы или холла. Нововведение Шехтеля - здание развивается и вырастает из композиционного центра, словно из зародыша или корня. Ядро композиции и центр - вестибюль и аванзал. С ними соотносятся все остальные помещения. Размеры всех помещений являются производными от размеров вестибюля и аванзала. Все объемы здания - и снаружи, и внутри - сочетаются по заданным архитектором логике, пропорциям и пространственным отношениям.

Шехтелем было создано произведение, ставшее этапным и в его жизни, и в истории русской архитектуры.

Особняк Морозова на Спиридоновке принес архитектору всемосковскую славу.

25.


Международная выставка в Глазго. Центральный и горный павильоны. Фото 1901 г. // Из книги: Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель, 2000

В 1895 году Шехтель становится членом Московского архитектурного общества.

В 1898 году стал преподавателем в Строгановское училище.

Попытка зачислить Шехтеля, не имевшего диплома, на штатную должность преподавателя в Строгановское училище вызвала недоумение в департаменте торговли и промышленности. Директор училища Н.В.Глоба отстаивал целесообразность приглашения «известного архитектора и рисовальщика», который «своими архитектурными проектами и рисунками для художественной промышленности ...успел уже вполне справедливо приобрести в художественно-промышленном мире громкое имя...». Настойчивость имела успех и в конце 1898 года Шехтель принят в штат преподавателей «в класс композиции по ткацкому и набивному делу при 12 уроках в неделю из оклада 900 рублей в год». Поступление на государственную службу давало Шехтелю официальный статус.

26.


Лист из альбома фототипий. Постройки русского отдела на Международной выставке в Глазго 1901 г. / проект. и построил Ф.О. Шехтель. М.: Т-во А.А. Левенсон, 1901. Source

1901. Второе этапное произведение.

Ансамбль выставочных павильонов России на Международной выставке 1901 года в Глазго принес Шехтелю европейскую известность, а также присуждение Императорской академией художеств звания академика архитектуры в 1902 году.

Полное официальное признание. Расцвет творчества. Авторитет и известность.

С 1906 (или с 1907, или с 1908) и до 1922 года Шехтель неизменно избирается председателем Московского архитектурного общества.

Шехтель - почетный член Королевского общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

Self made man образца Серебряного века.

Автор: Татьяна Горбутович
Фотографии 5-10, 18-22, 24-25: Татьяна Горбутович

Продолжение следует

Примечания:
[1] Мушта А. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Альманах № 39. - Саратов: Памятники Отечества, 1998. - Стр. 108.
[2] Там же. Стр. 110.
[3] "...один знакомый художник" - это Николай Чехов, старший брат Антона Павловича. Чехов А. П. Письмо Голике Р. Р., 20 февраля 1886 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1983. // Т. 1. Письма, 1875-1886. - М.: Наука, 1974. - С. 200
[4] Про юр. норму: Е.И. Кириченко. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. - М., 2011. - Стр. 110. У Кириченко: "...недвижимость всегда официально числилась за женой", но про "всегда" я не уверена.
[5] Архитектор Фёдор Шехтель. Павильоны, банки, дома, храмы эпохи эклектики и модерна / сост. Л. В. Сайгина. - М.: Кучково поле, 2017. - Стр. 94

Основная использованная литература:
Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. - М.: Юкос-Менатрон, 2000
Евгения Ивановна Кириченко. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. - М.: Прогресс-Традиция, 2011
Архитектор Фёдор Шехтель. Павильоны, банки, дома, храмы эпохи эклектики и модерна / сост. Л. В. Сайгина. - М.: Кучково поле, 2017 (Книга основана на материалах, хранящихся в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева)
Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве / Авт. текстов: Е.А. Кириченко. Гл.ред. П.С. Уханова - М.: Комитет по культурному наследию города Москвы, «Издательский дом Руденцовых», 2009 (Еще было издание: Кириченко, Е.И. Архитектурное наследие России: Федор Шехтель / Авт. текстов: Е.А. Кириченко - Москва: Издательский дом Руденцовых, 2011.)
Московские особняки. Особняк на Спиридоновке 17.- Москва: Русское Деловое Агентство, 2011 (Издание для ГлавУпДК МИД)
Андрей Мушта. Отрочество Шехтеля // Памятники Отечества: Альманах. М., 1998. № 39 (1/2). С. 105-111.
Бурышкин П.А. Москва купеческая - М., Столица, 1990. Репринт с издания: Нью-Йорк, 1954 (было переиздание: Издательство «Эксмо», 2015)
Музей 10: Художественные собрания СССР. Искусство русского модерна / сост. А.С. Логинова - М.: Сов. художник, 1989
Кириченко Е. И. Москва на рубеже столетий. - М.: Стройздат, 1977
Gabriele Fahr-Becker. Art Nouveau. H.F.Ullmann Publishing Gmbh, 2010
Также см. ссылки в тексте

Большие издания последних лет, которые мной не использовались:
Людмила Сайгина, Наталья Датиева. Савва Морозов. Федор Шехтель. История шедевра. - М.: Красивые дома Пресс, 2012 - 286 стр.
Архитектор Фёдор Шехтель: Энциклопедия творчества / Сост. Л. В. Сайгина. - М.: Красивые дома Пресс, 2014. В двух томах. Объем - 1 750 полос (2 тома)

Ссылки:
Книги о Шехтеле, доступные в Интернете
Библиография работ о Фёдоре Шехтеле
Русский модерн. Рекомендательный список литературы. ИБО НБ НГУ, 2015. Список литературы по модерну на 215 страницах.
Также см. ссылки в тексте

Ранее по теме:
Часть 1: Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке. Особняк МИД, 2019-06-18
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, 2014-05-20

фотография, #Шехтель, #архитектура, серебряный век, модерн, 20 век, Россия, #Москва, архитектура, Москва, 19 век, Шехтель, #модерн, шедевр

Previous post Next post
Up