Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+

Oct 02, 2017 16:30


Выставка Шиле в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 1



Эгон Шиле (1890-1918). Портрет рыжей девочки. 1910. Альбертина, Вена / Egon Schiele. 1910. Half-Length Portrat of a Red-Haired Girl / Brustbild eines rothaarigen Mädchens. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß auf braunem Packpapier. 24 x 31,5 cm. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В Вене в музее Альбертина с 22 февраля по 18 июня 2017 года проходила масштабная выставка Эгона Шиле. Бо́льшая часть работ - из собственных фондов музея, обладающего одной из самых значительных в мире коллекций графики.

Часть произведений Шиле из собрания Альбертины на три месяца перемещается в Москву. С 10.10.2017 по 14.01.2018 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). Рекомендованный возраст посетителей 18+. В Москву предоставляется около 100 работ двух художников. К слову, в начале 2017 года объявлялось, что будет 120 рисунков.

В преддверии московского события - некоторые произведения, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017.

А также: краткая справка о художнике, статья Аркадия Ипполитова про Шиле, его время и среду, лекция Ирины Кулик.


2.


1911. Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Self-portrait with peacock waistcoat /Selbstporträt mit Pfauenweste. Standing 1911. Gouache, watercolour and crayon. 51.5 x 34.5 cm. Private collection © Sammlung Ernst Ploil. Source

Кратко об Эгоне Шиле

Эгон Шиле / Egon Schiele (1890-1918) - австрийский живописец и график, проживший очень короткую жизнь - 28 лет. Творческое наследие художника насчитывает более трехсот картин и около двух с половиной тысяч рисунков. Наряду с Оскаром Кокошкой, считается наиболее выдающимся представителем австрийского экспрессионизма. Будучи учеником Венской академии, познакомился с Густавом Климтом (1862-1918), который признал талант юноши, покровительствовал ему и оказал сильное влияние на модернистский стиль молодого Шиле.

3.


1908. Вероятно учебный рисунок, сделанный на занятиях в Венской академии художеств / Egon Schiele. Reclining Female Nude. 1908. Pencil and chalk. Albertina / Liegender Frauenakt. 1908. Bleistift, Kreide, auf blaugrauem Papier. 22,1 x 36,4 cm. Inventarnummer 29981. Photo by Tatiana Gorbutovich. Сопроводительный текст. Вариант изображения из каталога музея

За короткое время с 1906 по 1909 г., во время учебы в Венской академии художеств, Шиле быстро прошел через несколько творческих периодов. Он начинал с академичности, затем перешел к декоративному ар нуво а-ля Климт, а затем к радикальной экспрессии.

4.


1910. Egon Schiele. Seated Nude Girl. Pencil, chalk, watercolor, and gouache, Albertina / 1910. Sitzender Mädchenakt. Bleistift, Aquarell, Kreide, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 37,2 cm. Inventarnummer 33356. Albertina. Foto: © Albertina, Wien. Source. Другая цветопередача: фотография с выставки by Hyperallergic.com

К 1910 г. Шиле обладал собственным неповторимым стилем. Доминирующей тематикой его работ были обнаженная натура и портрет.

5.


21 апреля 1912. Рисунок сделан во время тюремного заключения / 21. April 1912. Egon Schiele. «The Door to the Open» / Die Tür in das Offene. Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,3 x 32 cm. Signatur: "EGON / SCHIELE / 21.IV.12". Inventarnummer 31160. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source

В 1912 Шиле был ненадолго заключен в тюрьму по обвинению в нарушении приличий и «распространении порнографических рисунков». Несколько произведений мастера сожгли.

Его искусство вызывало раздражение во многих слоях общества, однако были у него и преданные почитатели, благодаря которым организовывались выставки и продавались работы - чаще в Германии, чем в Австрии.

6.


Вечерние туфли Эдит Шиле, жены художника. Выставка Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017. Wiener Werkstätte. Edith Schiele’s evening shoes, 1912. Wiener Werkstätte, print design: “Osterglocken” [Easter Bells] (1910/12). Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Каталожный вариант - без лент-шнурков

Незадолго до смерти к нему пришло мировое признание. Художник умер через три дня после своей беременной жены в 1918 году во время эпидемии гриппа-испанки.

Подробнее о художнике: в сорокаминутном рассказе Ирины Кулик - в конце записи.

7.


1914. Anton Josef Trčka. Egon Schiele Posing. Отпечаток на выставке: Gelatin silver print. Albertina, Vienna. Здесь: via

О Шиле, его времени и среде

Статья искусствоведа Аркадия Ипполитова «Эгон Шиле жил в Вене», опубликованная в 1994 году в «Коммерсанте».

« Вена начала века была странным феноменом европейской культуры. Сочетание унылых блестящих парадов и приемов императорского двора с роскошью буржуазного комфорта знаменитых венских миллионеров создавало в городе атмосферу застойного озера. В жестких рамках бюрократической габсбургской системы расцвела манящая и пугающая культура Вены, превратившейся в начале века, наряду с Парижем, Лондоном и Берлином, в одну из столиц стиля модерн.

8.


1918. Egon Schiele. Secession 49. Exhibition. Color lithograph on wove paper. 48.3 x 63.5 cm (image). Изображение: Google Art: экземпляр Museum of Fine Arts, Houston; на выставке был такой же постер из Албертины. via

Венский вариант этого стиля, сецессион, получивший свое название благодаря зданию, специально построенному в Вене для выставок современного искусства, стал наряду с арт нуво, югендстилем и стилем либерти именем нарицательным для того, что в России обычно называется модерном.

9.


1910. Egon Schiele. Field landscape (Kreuzberg near Krumau) / Felderlandschaft (Kreuzberg bei Krumau). Schwarze Kreide, Aquarell, Deckfarben auf braunem Packpapier. 30,7 x 44,5 cm. Inventarnummer 26668. © Albertina Wien. Source

Самым крупным событием эпохи сецессиона, определившим всю культуру ХХ века, оказалось, однако, не какое-либо явление художественной жизни, а творчество гения психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не очень-то жаловал современных ему художников и никак не соотносился впрямую с художественными процессами, но появление школы психоанализа именно в Вене глубоко симптоматично.

10.


1914. Старые дома в Крумау /Чески-Крумлове / 1914. Egon Schiele. Old Houses in Český Krumlov /Krumau. Brush, body color, pencil on Japan paper. © Albertina, Vienna. Google Art. via. Original (4601 x 3087)

Вена была городом, наиболее располагающим к неврозам и фобиям как из-за мертвящего регламента габсбургского абсурда, так и из-за удушливой элегантности фешенебельных особняков оппозиционной буржуазии. Венский публицист начала века Карл Краус назвал Вену "тюремной камерой, где каждый может вопить сколько хочет".

11.


1910. Полуобнаженная девушка, откинувшаяся назад (полулежащая). Альбертина, Вена. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Обладая внешне добропорядочным и сытым фасадом, Вена была идеальным городом психопатов. Распространены были ранние самоубийства, причем и среди психоаналитиков. В 23 года покончил с собой гениальный Отто Вейнингер, написавший знаменитую книгу "Пол и характер", самоубийством кончили один из самых блестящих учеников Фрейда Виктор Тауск и лучший поэт сецессиона Георг Тракль.

12.


1910. Черноволосая обнаженная девочка. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Schwarzhaariger Mädchenakt / Black-haired nude girl. © Albertina Wien. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich. Вариант изображения из каталога музея

Перманентная венская истеричность определила искусство Эгона Шиле, одного из самых ярких австрийских художников начала века. Жизнь самого Шиле дает возможность бесконечных фрейдистских толкований. Его отец умер от сифилиса, когда Эгону было пятнадцать лет, и мальчик вырос в исключительно женском окружении.

13.


1911. Egon Schiele. Junger Mädchenakt im ockerfarbigen Tuch / Young nude girl in ochre cloth. © Albertina Wien. Photo by Tatiana Gorbutovich. Изображение по клику: © Albertina. Этикетка

Всю жизнь он был тесно связан со своей сестрой, которая часто позировала ему обнаженной. Он считался вундеркиндом, но был абсолютно неспособен к учебе в нормальной школе. Когда профессора Венской школы прикладных искусств впервые увидели рисунки Шиле, они отказались поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша, но потом художник почти не получил официального признания. Оказавшись в Вене после провинциального Клостернойбурга, где он провел детство, Шиле попал в самую гущу интеллектуальной жизни столицы.

14.


1914. Egon Schiele. Selbstbildnis in gelber Weste / Self-Portrait in Yellow Vest. © Albertina Wien. Source

Своим формированием как художник Шиле, современник Фрейда и Шенберга, был обязан венскому сецессиону. Аура Вены начала века была проникнута истеричной красотой, красотой демонических женщин Густава Климта, одного из самых декоративных художников этого периода.

15.


1910. Эгон Шиле. Авторопртет со спины. Альбертина. Этикетка. Photo by Tatiana Gorbutovich

Эта же красота стала навязчивой манией Эгона Шиле. Но чувственность в искусстве Шиле превращается в болезненность. Необычайная нервность каждого мазка художника передается зрителю, и созерцание его картин мучительно.

16.


1910. Egon Schiele. Nude Self Portrait. Black chalk, brush, watercolour, bodycolour, opaque white, on brown packing paper. © Albertina, Vienna. Source

Главная тема творчества художника - автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.

17.


1910. Эгон Шиле. Стоящий обнаженный (автопортрет). Карандаш, акварель, белая темпера. 55,8 х 36,7 см. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Grimassierendes Aktbildnis / Nude Self-Portrait, Grimacing. Bleistift, Kohle, Pinsel, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 36,7 cm. Albertina, Vienna. Albertina Sammlungen Online. © Albertina Wien www.albertina.at. Вариант цветопередачи: Google Art

Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я.

18.


1916. Egon Schiele. Aktselbstbildnis / Nude self-portrait. © Albertina Wien. Source

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен - очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

19.


1913. «Борец» (боец) / «Fighter» / «Kämpfer». Карандаш и гуашь. Частная коллекция. Photo by Tatiana Gorbutovich

Психоаналитическая автопортретность его творчества выразилась не только в тематике, но и в художественном языке Шиле. Очень тонкие, острые графические линии его рисунков вызывают реакцию почти болезненную.

20.


1913. Egon Schiele. Erich Lederer as a Boy / Knabenbildnis Erich Lederer. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, auf Japanpapier, grundiert. 47,9 x 32 cm. Inventarnummer 31120. Albertina Sammlungen Online. Текст на выставке. Photo by Tatiana Gorbutovich.

Его живопись также графична, контур необычайно жесток. Шиле всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Между его живописью и зрителем устанавливаются те же отношения психоаналитика и пациента, что установил художник со своим собственным изображением.

21.


1915. Egon Schiele. Female Lovers. Gouache and pencil. Albertina, Vienna. Google Art Project, via. Original (4561 x 3053)

В результате все произведения Шиле - его портреты мужчин, детей и женщин, его акты, пейзажи и городские виды - кажутся автопортретами. В этой живописи, столь откровенно садомазохистской, рождается новый идеал красоты ХХ века, красоты уродливого.

22.


1914. Egon Schiele. Girl with green stockings. Gouache on kraft paper. 31,5 x 43,5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich. Текст

С обретением новой красоты, в корне отличающейся от красоты сецессиона своей субъективностью, Эгон Шиле становится одним из столпов искусства нашего времени, наряду с немецкими экспрессионистами и Оскаром Кокошкой.

23.


1914. Two Reclining Nude Girls. Pencil on brown paper. 31 x 46.5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

Не случайно, что пик популярности Эгона Шиле падает на 1960-е. В это время расцвета абстрактного экспрессионизма в Америке и повального увлечения психоанализом состоялась огромная выставка 1965 года в музее Гугенхайма в Вашингтоне. Интерес к Шиле стимулировался также пристальным вниманием к эпохе, ставшей питательной средой фашизма.

24.


1910. Sitting nude girl with a shirt over her head. Albertina, Vienna. Photo by Tatiana Gorbutovich

В книге, где фиксировались оценки поступавших в Венскую академию, имя Шиле, получившего "удовлетворительно" за свои рисунки, соседствует с именем Адольфа Гитлера, получившего "неудовлетворительно".

25.


1910. Female Nude with Green Pillow. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum, Graz, Austria Photo by Tatiana Gorbutovich

Параллельность гуманистического искусства Шиле, культивирующего слабость и незащищенность, и фашизма с его волевой жестокостью необычайно показательна для Вены начала века.

26.


1914. Egon Schiele. Sitzender weiblicher Akt mit aufgestützten Ellbogen / Seated Female Nude, Elbows Resting on Right Knee. © Albertina Wien. Source

Неврастеническое очарование этого города стало фоном для знаменитой сентиментальной драмы Лилиан Кавани "Ночной портье", так как только этот город, в самой архитектуре которого столь экстравагантно смешаны "коммерция и чувственность", по выражению Чарльза Дженкса, может быть сценой, где разыгрывается любовь жертвы и мучителя, где непонятно - кто жертва, а кто мучитель, и где могло появиться искусство Эгона Шиле. »

Источник: «Эгон Шиле жил в Вене». Выставка в Национальной галерее Вашингтона // Газета «Коммерсантъ», номер 083 от 07.05.1994

Аркадий Ипполитов (род. 1958) - искусствовед, писатель, куратор, в том числе куратор выставки « Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджио.» в Государственной Третьяковской галерее, Москва, 2016-2017. С 1978 года работает в Государственном Эрмитаже.

Истерия и Шиле

Важные детали в портретах и автопортретах Шиле: руки, жестикуляция кистей, V-образные жесты пальцев. И руки, и общий излом стиля Шиле отсылают к психиатрии.

27.


Photograph of a case of macrodactyly in the ‘Nouvelle Iconographie de La Salpêtrière’, table XVI, Planche VIII. Lejars, 1903. / Иллюстрация из статьи: Egon Schiele and Dystonia. Erbguth F.J. из книги: Neurological Disorders in Famous Artists - Part 3. Editor(s): Bogousslavsky J. (Montreux). Hennerici M.G. (Mannheim). Bäzner H. (Stuttgart). Bassetti C. (Lugano). - Karger AG, Basel, 2010 / Photograph provided by the Bibliotheque Charcot, UPMC - Université Pierre et Marie Curie, Hôpital de la Salpêtrière, Paris. Книга на Google Books

В конце XIX - начале XX века предметом большого интереса, как психиатрического, так и культурного, становятся истерички.

28.


From: 'Contracture hysterique, Nouvelle iconographie de la Salpetriere. By: J. Babinski. Published: 1891. Volume 4. Plate 13. L0020547. Wellcome Library, London. Source

Это заслуга Жана-Мартена Шарко /Jean-Martin Charcot (1825-1893), французского врача-психиатра, учителя Зигмунда Фрейда, создателя душа Шарко.

29.


Серия фотографий из госпиталя Сальпетриер, Париж / Women under Hysteria. Série de l’Iconographie photographique de la Salpêtrière. via

Жан-Мартен Шарко исследовал истерию и первый определил природу истерии как психогенную. В парижской больнице Сальпетриер /Hôpital de la Salpêtrière он производил фотодокументирование поведения истерических пациенток. Фрейд помогал Шарко в исследованиях.

30.


12 поз истерички / Iconografia fotografica del Grande Isterismo-Istero-Epilessia /Photographic Iconography of the Great Hysteria-Hysteric Epilepsy. Photos by Gaetano Rummo in 1890. via 1, via 2. Пример листа из альбома с сериями фотографий из больницы Сальпетриер: Photo by Albert Londe in 1885

Фотоархивы больницы Сальпетриер издавались и были весьма популярны в Вене - родине психоанализа.

Ирина Кулик в своей лекции в числе прочего рассказывает про популярность темы истерии в обществе рубежа веков, про опыт соприкосновения Шиле с душевными заболеваниями: отец художника Адольф Шиле в последние месяцы жизни впадал в безумие и про многое другое.

Лекция Ирины Кулик про Эгона Шиле, 2015

31.

image Click to view


Рассказ про Шиле меньше 40 минут: с начала до 38:37. Лекция Ирины Кулик. Образовательный центр Музея «Гараж», 19 августа 2015. Source

Лекция Ирины Кулик «Эгон Шиле - Ханс Беллмер» прочитана 19 августа 2015 в образовательном центре Музея «Гараж» в рамках цикла «Несимметричные подобия».

Ирина Кулик (р. 1970) - арт-критик, культуролог, преподаватель, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке. В 2000 году защитила докторат по сравнительному литературоведению в Университете Париж VIII.

Литература, помимо источников, указанных в тексте:
Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists. Edited by Ian Chilvers. Oxford University Press, 1990, 1996. Пер. с англ. - М.: Радуга, 2004. Стр. 662.
Норберт Вольф. Экспрессионизм. / Expressionismus. Norbert Wolf. Перевод с английского И.Д. Голыбиной. - TASCHEN/Арт-Родник, 2006. Стр. 88-89.

Продолжение следует.

художник, Австрия, экспрессионизм, архив, 20 век, #Шиле., #schiele, неприличное, Вена, выставки, #ГМИИ, живопись XX века, медицина, #живопись, шедевр

Previous post Next post
Up