О зерцалах в Средние века и в XVIII веке

Feb 20, 2017 16:30


Иллюстрированное «Саксонское Зерцало». Часть 3

Часть 1: Саксонское право в картинках XIV века
Часть 2: Средневековые юридические картинки. Женская доля. изнасилования, преступления, деньги



Саксонское Зерцало и саксонское ленное право. Иллюминированный манускрипт XIV века / Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00053. Entstehungszeit: 14. Jh. Pergament. Umfang: 86 Bl. Format: 35 × 27 cm. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Source

О том, что подразумевалось под названием «зерцало» в Средние века и Новое время.

Все иллюстрации - из рукописи «Саксонское Зерцало и саксонское ленное право» /Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht, изготовленной между 1348 и 1362/71 годами, хранящейся в Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel /Библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттель, что в Нижней Саксонии, Германия - Cod. 3.1 Aug. 2°. « Саксонское Зерцало» /Sachsenspiegel - сборник права саксов, который составил между 1221 и 1235 годами Эйке фон Репков (из Репкова), об авторе имеются исторические данные, относящиеся к 1209-1233 гг.

Из издания: Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования - М.: Наука, 1985:

" Слово «Spiegel» (зерцало) употреблено в наименовании «Саксонского зерцала» не в своем обычном смысле (зеркало), а в некоторых из его многочисленных переносных образных значений, которые оно имеет в немецком языке (как и в ряде других европейских языков). Среди них известные германские филологи, писатели, историки и юристы (в частности, историки права) братья Якоб и Вильгельм Гримм отметили три значения, которые, на наш взгляд, непосредственно важны для правильного понимания выражения «Саксонское зерцало» [42. Deutsches Woеrterbuch von J. und W. Grimm. Leipzig. 1905, Bd. X, т. 1, S. 2236-2237].


2.


Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. 14. Jh. Cod. 3.1 Aug. 2°, 00050. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Source

Во-первых, «Spiegel» часто означает книгу ученого содержания. Заглавие такой книги нередко состоит из этого слова и другого, указывающего на конкретный предмет данной книги. Пожалуй, к числу самых старинных «зерцал» в этом смысле принадлежат труды о праве - прежде всего, само «Саксонское зерцало», затем «Немецкое зерцало» и др. Примерами могут также служить многочисленные книги поучительного содержания в стихах и прозе, появившиеся позже, главным образом в XIV-XVI вв., и предназначенные для различных групп и слоев населения [43], для воспитания тех или иных нравственных качеств [44] или иных достоинств [45] и т. п.

3.


Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00053. Entstehungszeit: 14. Jh. Pergament. Umfang: 86 Bl. Format: 35 × 27 cm. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Source

[43] Таковы, например, были «зерцала»: рыцарское (Ritterspiegel), княжеское (Fuerstenspiegel), для духовенства (Spiegel der geistlichen Leuten), для мирян (Layenspiegel), для женщин (Frauenspiegel), для мирского, т. е. недуховного, начальства (Spiegel der weltlichen Obrigkeit), для юношей (Der jungen Knaben-Spiegel) и т. д.

[44] Это, в частности, «зерцала»: нравов (Spiegel der Sitten), справедливости (Spiegel der Gerechtigkeit), благочестия (Spiegel der Frombheit), чести (Ehrenspiegel), веры (Glaiibensspiegel), добродетели, жизни, пороков и т. п.

[45] Таковы были «зерцала»: здоровья (Gesundheitsspiegel), красноречия и мн. др.

4.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00060

Большое распространение получили «зерцала» и в других странах Западной Европы. Приведем в качестве примера французские: «Тройное (или большое) зерцало» Венсана де Бове (1190-1264), включавшее три «малых зерцала» - доктрины (т. е. теологии и философии), природы и истории; «Образцовое зерцало» архиепископа Эгидия Колонны (XIII в.), посвященное морали и политике, поучавшее, как надо править в мирное время и во время войны.

5.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00064

Специально правовым вопросам было посвящено испанское «Зерцало всех прав», известное также под соответствующим его структуре названием «Семь частей», оконченное до 1255 г. при короле Альфонсе X Мудром.

6.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00064

Латинский текст многих из «зерцал», известных в Германии, имел общеевропейское распространение: зерцало нравственности (speculum morum), зерцало здоровья (speculum salutis) и т. д.

7.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00068

Традиция составления и распространения различных «зерцал» сохранялась в Германии очень долго - по крайней мере, до «Золотого зерцала» В. Виланда 1722 г. [здесь, насколько я понимаю, ошибка, правильно так: Кристоф Мартин Виланд «Золотое зерцало», 1772 год. Об этом Зерцале - ниже. Примечание gorbutovich] Это был трактат о политике и управлении, рассматриваемых с точки зрения исторического опыта и нравственности. В нем разбирались недостатки и достоинства государей (князей), хороших и плохих, и выдвигался идеал «образцового» монарха.

8.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00076

Во-вторых, в Нижней Германии «зерцалом» долгое время назывался вывешиваемый для общего сведения официальный указатель таможенных пошлин.

9.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00076

В-третьих, с XIV в. по примеру «Саксонского зерцала», получившего официальное признание в качестве источника права, «зерцалами» стали называть различные «правовые книги», т. е. своды правовых предписаний. Таково, например, «Швабское зерцало», которое официально носило название «Императорская книга по земскому и ленному праву» [46. Термин «правовая книга» (Rechtsbuch) во многом аналогичен позднейшему термину «Gesetzbuch» (книга законов, уложение, кодекс)].

10.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00111

В аналогичных значениях термин «зерцало» употреблялся и в России. При Петре I «зерцалами» назывались устанавливавшиеся в государственных учреждениях трехгранники с текстом некоторых указов, а известное поучение для молодежи носило заглавие «Юности честное зерцало». В 1798 г. Вольным экономическим обществом было издано «Деревенское зерцало, или Общенародная книга». "

Фрагмент из книги: Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В. М. Корецкий; авт. ст. Л. И. Дембо, Г. А. Аксененок, В. А. Кикоть; Институт государства и права АН СССР. - М.: Наука, 1985. - С. 245-247 // «Саксонское Зерцало» и его автор в свете новых исследований / 4. Возникновение и развитие «Саксонского Зерцала». [Vostlit.info]

11.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00111

Про «Золотое зерцало» 1772 года Кристофа Мартина Виланда / Christoph Martin Wieland (1733-1813)

Из статьи: Р. Ю. Данилевский. Виланд и его «История Абдеритов» // Виланд К. М. История абдеритов. - М., 1978:

" Поэтика литературной сказки послужила Виланду для построения фабулы политического романа "Золотое зеркало, или Правители Шешианские" ("Der Goldene Spiegel, oder die Könige von Scheschian", 1772), к которому в виде эпилога была прибавлена "История мудрого Данишменда" ("Geschichte des weisen Danischmend", 1775).

12.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00130

Повесть о правителях вымышленного государства, рассказанная в назидание индийскому "шаху" и переведенная якобы на китайский, с китайского на латынь, а с нее на немецкий, скрывала за восточным колоритом сказок "1001 ночи" серьезные общественно политические идеи. Виланд назвал роман "книгой для королей" и прилагал старания, чтобы книга попала в руки молодого императора Иосифа II, с которым просветители связывали надежды на прогрессивные перемены в германских государствах. Надежды эти не осуществились, как не сбылось и желание Виланда оказаться в роли "мудрого Данишменда", советчика при императоре "германской нации". В 1794 г. Виланд дописал в книге главу о вырождении потомков просвещенного монарха Тифана, выразив этим скептическое отношение к своей прежней мечте об идеальном государе.

13.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00135

Писатель изложил в романе гуманистические принципы своего мировоззрения, которым всегда сохранял верность: он был убежден в равенстве людей от рождения, возвышал голос против порабощения и унижения любого человека, говорил о необходимости братства и "взаимного долга" между людьми. Но роман не был сухим поучением.

14.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00137

Каждая страница его была насыщена смехом, иронией. Виланд считал смех не менее действенной силой, чем разум, и видел в смехе союзника Просвещения. "Важнейшая цель шутки, - писал он в "Золотом зеркале", - состоит в том, чтобы все, что во мнениях, страстях и поступках людей не согласуется со здравым смыслом и всеобщим чувством истины и красоты, т. е. все, что нелепо, изобразить достойным осмеяния" (I, 10). "

Из книги: Виланд К.М. История абдеритов. (Geschichte der abderiten). Издание подготовили: Г.С. Слободкин, Р.Ю. Данилевский. Ответственный редактор Б.И. Пуришев. - Москва: Издательство 'Наука', 1978. - Серия "Литературные памятники". // Приложения / Р.Ю. Данилевский. Виланд и его "История абдеритов" (С. 221). [djv, pdf]

15.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00139

16.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00175

17.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00179

18.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00183

19.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00184

20.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00186

21.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00189

22.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00189

23.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00190

24.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00192

25.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00193

26.


Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°, 00194

Источники:

Оцифрованная рукопись: Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel: Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht (Cod. Guelf. 3.1 Aug. 2°; Heinemann-Nr. 1642)
Описание рукописи: Handschriftencensus: Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°
Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В. М. Корецкий; авт. ст. Л. И. Дембо, Г. А. Аксененок, В. А. Кикоть; Институт государства и права АН СССР. - М.: Наука, 1985. - 272 с. [Vostlit.info]
Виланд К.М. История абдеритов. (Geschichte der abderiten). Издание подготовили: Г.С. Слободкин, Р.Ю. Данилевский. Ответственный редактор Б.И. Пуришев. - Москва: Издательство 'Наука', 1978. - Серия "Литературные памятники". [djv, pdf]

Ранее про Саксонское зерцало:

Часть 1: Саксонское право в картинках XIV века, 2017-02-01
Часть 2: Средневековые юридические картинки. Женская доля. изнасилования, преступления, деньги, 2017-02-03

18 век, Германия, быт, право, средние века, 14 век, средневековая миниатюра, литература

Previous post Next post
Up