В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 2

Feb 23, 2016 12:00


Умберто Эко. В поисках сокровищ.
Перевод очерка «Andare per tesori» из: Umberto E. Costruire il nemico e altri scritti occasionali. Milano: Bompiani, 2011. Опубликовано: «Неприкосновенный запас» № 82 - М.: «Новое литературное обозрение», 2012. [1]

Продолжение, начало: часть 1

Иллюстрации: реликварии и их детали из Метрополитен-музея, Нью-Йорк. К тексту они не имеют отношения. Всё кликабельно.



Reliquary Shrine. Artist: Attributed to Jean de Touyl (French, died 1349/50). Date: second quarter 14th century. Geography: Made in Paris, France. Medium: Gilt-silver, translucent enamel, paint. Dimensions: Overall (open): 25.4 x 40.6 x 9.2 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source

Фрагменты священного покрова Мадонны и одеяния св. Иосифа можно найти в церкви Санта Мария ди Ликодия, где они хранятся в серебряном ковчежце искусной работы XVII века. Этот реликварий выносили на процессии вплоть до 1970-х годов в последнюю субботу августа, по случаю местного религиозного праздника.


21.


Фрагмент реликвария: илл. #20-24 / Reliquary Shrine. Artist: Attributed to Jean de Touyl (French, died 1349/50). Second quarter 14th century. Made in Paris, France. Source
[Label. The Metropolitan Museum of Art.]Accession Number: 62.96
On view in Gallery 014. This sumptuous reliquary sets the Virgin and Child, accompanied by angels, within an elaborate architectural shrine. The arches, vaults, and sculptural decorations are of gilded silver; translucent enamel panels on the wings depicting scenes from the life of the Virgin and the Infancy of Christ evoke stained-glass windows. This example, one of only four such shrines to have survived, is recorded in the eighteenth-century inventories of the convent of the Poor Clares of the Order of Saint Francis at Buda (part of the modern city of Budapest), founded by Queen Elizabeth of Hungary in 1334.


Тело св. Петра было погребено в Риме рядом с тем местом, где он принял мучения, - поблизости от цирка Нерона: на этом месте позже была возведена одноименная базилика Константина, а затем - нынешний собор Сан Пьетро. В 1964 году, после археологических раскопок, было объявлено об обнаружении мощей апостола, которые ныне размещаются в подалтарной части.

22.


Одно из положений реликвария. Илл. #20-24 / Reliquary Shrine. Artist: Attributed to Jean de Touyl (French, died 1349/50). Second quarter 14th century. Made in Paris, France. The Metropolitan Museum of Art. Source

Тело св. Иакова Старшего [20], по легенде, было принесено морским течением к атлантическому побережью Испании и захоронено в месте под названием campus stellae. В этом месте сегодня находится храм Сантьяго ди Компостела, в Средние века служивший одной из трех главнейших святынь для христианских паломников наряду с Римом и Иерусалимом.

23.


Одно из положений реликвария. Илл. #20-24 / Reliquary Shrine. Artist: Attributed to Jean de Touyl (French, died 1349/50). Second quarter 14th century. Made in Paris, France. The Metropolitan Museum of Art. Source

Тело св. апостола Фомы находится в главном соборе Ортоны (Кьети): оно было перевезено туда в 1258 году с Хиоса, острова в Эгейском море, где его сохраняли христиане после падения Эдессы [21] в 1146 году. В Эдессу оно попало из Мадраса, где апостол Фома принял мученическую смерть по приказу императора Александра Сурового.

24.


.


Створки реликвария. Илл. #20-24 / Reliquary Shrine. Artist: Attributed to Jean de Touyl (French, died 1349/50). Second quarter 14th century. Made in Paris, France. The Metropolitan Museum of Art. Source

Один из тридцати сребреников, за которые Иуда Искариот предал Христа, находится в ризнице коллегиальной церкви в Виссо [22]. Одно из тел св. апостола Варфоломея - в Риме (вновь привезенное на остров Тиберина [23] папой Пием IV), другое - в Сан Бартоломео в Беневенто. В любом случае и тому и другому должно не хватать черепной кости, поскольку одна из них хранится в кафедральном соборе Франкфурта, а другая - в монастыре в Люнебурге (Германия). Неизвестно, какому телу принадлежит третья черепная кость, ныне находящаяся в картезианском монастыре в Колонье (Испания). Рука того же св. Варфоломея хранится в Кентерберийском соборе, а Пиза всегда гордилась тем, что обладает кожей святого [24].

25.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. Dimensions: H: 5 1/4" W: 13.3 x 28.6 x 11.7cm. Source
[Label. The Metropolitan Museum of Art.]Accession Number: 47.101.65. Not on view.
Scenes of the life of Saint Margaret decorate this case, probably intended to hold a reliquary of precious material created for precious remains of the saint. Saint Margaret was particularly invoked for protection by women in childbirth, and it has been suggested that the loop at the back would have allowed the reliquary to be suspended over an expectant woman’s bed.


Тело св. Луки-евангелиста хранится в церкви Санта Джустина, в Падуе; тело св. Марка, находившееся поначалу в Антиохии, позже было перевезено в Венецию. В Милане с античных времен хранились предполагаемые останки волхвов. В XII веке император Фридрих Барбаросса захватил их в качестве военного трофея и перевез в Кёльн, где они по сей день и хранятся. Некоторые останки были возвращены Милану в 1950-х годах и переданы в Сан-Эусторджио. Останки св. Николая из Бари, или же Санта Клауса, хранились в Мире, в Малой Азии. В 1087 году они были похищены несколькими барийскими моряками и перевезены в их город.

26.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. The Metropolitan Museum of Art. Source

Тело св. Амвросия, покровителя Милана, захоронено в крипте базилики, ему посвященной, вместе с телами св. Гервасия и Протасия. В базилике Сан Антонио в Падуе хранятся язык и пальцы святого; рука св. Стефана Венгерского находится в базилике в Будапеште; сосуды с кровью св. Януария, естественно, - в Неаполе; часть тела св. Юдифи сохранена в кафедральном соборе Неверса, тогда как фрагмент костной ткани сохранен в ценном реликварии из горного хрусталя, расположенном в крипте с гробницами Медичи в церкви Сан Лоренцо, во Флоренции. В Мистербьянко [25] 17 января выставляется десница св. аббата Антония; десница же св. Бенедикта Нурсийского [26] была подарена монастырю Лено в VIII веке по просьбе короля Дезидерия [27].

27.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. The Metropolitan Museum of Art. Source

Тело св. Агаты в Катании поделено между множеством реликвариев, и ювелиры Лиможа специально создали ковчежцы для каждой его части - отдельно для бедренных костей, отдельно - для рук, отдельно - для ног. В 1628 году был создан еще и реликварий для грудных желез. Однако локтевая и лучевая кости находятся в Палермо, в королевской капелле. Одно предплечье св. Агаты хранится в Мессине, в монастыре святого Сальваторе, другое - в Али; палец св. Агаты - в церкви Сант-Агата дей Готи (Беневенто); тело св. Петра из Вероны - в капелле Портинари в районе Сант-Эусторджио в Милане. У прихожан сохранилась традиция - каждый год 29 апреля касаться урны с головой святого, чтобы избавиться от головной боли.

28.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. The Metropolitan Museum of Art. Source

Останки св. Григория Назианзина находятся в церкви св. Петра в Риме, однако часть их была дарована папой Иоанном Павлом II патриарху Константинополя в 2004 году.

29.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. The Metropolitan Museum of Art. Source

Останки св. Луция находятся в Аквараре: их много раз похищали, пока, наконец, голова не была обнаружена полицией в одном частном доме в 1999 году. Реликвии св. Пантелеймона хранятся в одноименной церкви в Ланчано: меч, которым была усечена голова святого; зубчатое колесо, на котором его пытали; факел, которым ему нанесли ожоги; ствол оливы, чьи ветви покрылись почками после казни святого. Ребро святой Катерины находится в Астене, в Бельгии, одна из ее ступней - в церкви Сан Джованни и Паоло в Венеции. Ее палец и голова (отделенная от тела в 1381 году по желанию Папы Урбана VI) сохранены в базилике Сан Доменико в Сиене.

30.


Shoe Reliquary. Date: ca. 1350-1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron. The Metropolitan Museum of Art. Source

Часть языка св. Бьяджо хранится в Каротино, его рука - в кафедральном соборе Руво в Апулии, череп - в Дубровнике. Зуб св. Аполлонии мы найдем в главном храме Порто, тело св. Кириака - в Дуомо Анконы, сердце св. Альфа - в Лентини, тело св. Рокко - в Венеции, в главном алтаре церкви братства «Большая школа»; фрагмент его лопатки и еще один костный фрагмент - в Сцилле; часть предплечья - в одноименной церкви в Вогере, другую ее часть - в одноименной церкви в Риме; большая берцовая кость, другие небольшие части massa corporis и то, что считается его посохом, находятся в храме его имени в Монпелье; фаланга - в приходе Чистерна-ди-Латина, пяточная часть - в кафедральном соборе Фридженто, несколько костных фрагментов - в Мавританской базилике и церкви Братства Сан Рокко в Турине.

31.





Reliquary Cross with Christ and the Virgin. Date: 9th-13th century. Culture: Byzantine. Medium: Copper alloy. Dimensions: Overall: 12.4 x 5.7 x 1.3 cm. Source
[Label. The Metropolitan Museum of Art.]Accession Number: 1999.519.9. On view in Gallery 303. This cross and similar examples are made of two crosses hinged at the bottom, which allowed access to a hollow space meant to hold a relic. The large numbers of surviving copper-alloy reliquary crosses suggest that they were not used solely for relics of the True Cross or other primary relics, such as the bone of a saint; instead they likely contained secondary relics, for instance, a piece of earth from a holy site or a piece of fabric made holy through contact with the body of a saint.

В Константинополе почитались реликвии, пропавшие после четвертого крестового похода: мантия Мадонны (maphorion), сандалии Христа, одеяние Иоанна Крестителя; сосуд с кровью Христа, использовавшейся для подписания исключительно важных документов; окоем колодца, у которого происходила евангельская сцена с Христом и самаритянкой; камень, на который было возложено тело Христа после смерти; трон Соломона, посох Моисея; останки невинных, убиенных Иродом; порция навоза от осла, на котором Христос въехал в Иерусалим; икона Богоматери Одигитрии (написанная, по-видимому, св. евангелистом Лукой); иконы, считающиеся чудотворными, поскольку якобы не принадлежат кисти человека (acheropite); Мандилион - покрывало, на котором отобразился лик Христа (изначально хранился в Эдессе, где считалось, что он делает город непобедимым, будучи вывешенным на крепостной стене).

32.


Reliquary Casket. Date: 6th century. Culture: Byzantine. Medium: Marble with traces of paint in modern incised decoration. Dimensions: Overall: 16 x 21.1 x 14 cm; base only: 9 x 21.1 x 14 cm; lid only: 7.5 x 20.5 x 13.8 cm. The Metropolitan Museum of Art. Not on view. Source

И все же не хотелось бы создать у читателя впечатления, будто хранить реликвии - привычка только христианская, более того, католическая. Плиний рассказывает нам о ценных реликвиях греко-романского мира - таких, например, как лира Орфея, сандалий Елены или кости морского чудовища, напавшего на Андромеду. Уже в эпоху классицизма обладание какой-либо реликвией привлекало людей к городу или храму - а значит, реликвия была не только священным объектом, но и ценным «товаром».

33.


Reliquary Casket. Date: 6th century. Culture: Byzantine. Medium: Marble with traces of paint in modern incised decoration. The Metropolitan Museum of Art. Source

Культ реликвий стал характерен для любой религии. В какой-то степени он зависит от неких импульсов, которые я бы определил как мифо-материалистические: касаясь той или иной реликвии, ты будто обретаешь часть власти или святости того, чьи останки видишь.

34.


Reliquary Casket. Date: 6th century. Culture: Byzantine. Medium: Marble with traces of paint in modern incised decoration. The Metropolitan Museum of Art. Source

Здесь также важен и обычный антикварный интерес: охваченный им коллекционер способен истратить состояние, чтобы заполучить первый экземпляр знаменитой книги, - причем именно тот, который принадлежал какой-нибудь исторической личности.

35.


Chasse. Date: 13th century. Made in Limoges, France. Medium: Copper-gilt and champlevé enamel. Front: eight repoussé figures applied and gilt; each end: figure chased and gilt; black: blue ground, intersecting turquoise bands, fleurons in bright colors; crest and feet chased and gilt. Dimensions: Overall: 25.3 x 23.1 x 10 cm. The Metropolitan Museum of Art. Not on view. Source

В любом случае можно говорить и о светском культе в отношении реликвий: достаточно регулярно просматривать бюллетени аукциона «Christie’s», чтобы увидеть, как пара туфель, принадлежавшая какой-нибудь знаменитой диве, предлагается по цене, превышающей стоимость живописного творения эпохи Возрождения. Этими memorabilia могут быть как перчатки (настоящие) Жаклин Кеннеди, так и перчатки (фальшивые), которые якобы надевала Рита Хейворд в «Джильде». Я также видел множество туристов в Нэшвилле (Теннеси), приезжавших повосхищаться кадиллаком Элвиса Пресли и рассказать потом, что тот был не единственным: певец менял машины каждые полгода.

36.


Plaque from a Reliquary Shrine. Date: ca. 1185. Geography: Made in Cologne, Germany. Medium: Champlevé enamel, copper alloy, gilt. Dimensions: Overall: 8.6 x 2.9 x 0.3 cm. Source
[Label. The Metropolitan Museum of Art.]Accession Number: 17.190.2142. On view in Gallery 304. Among the most splendid objects in the great churches of Cologne are large architectural shrines containing relics associated with local saints. These ambitious goldsmiths’ works are among the greatest artistic achievements of their time. Refined decorative fragments like the small rectangular plaques shown here are often all that remain of these monumental objects, as many were dismantled or even destroyed following the secularization of church property in this region in the first decade of the nineteenth century. During later efforts to restore shrines, some fragments were replaced and the originals sold to collectors and museums.

Естественно, самой знаменитой реликвией всех времен считается Святой Грааль. Но я не советовал бы никому отправляться на его поиски: предыдущие искатели потерпели в этом фиаско. В любом случае научно проверено: чтобы найти его, не хватит и двух тысяч лет.

Перевод с итальянского Натальи Алякринской

Умберто Эко (1932-2016) - философ, историк-медиевист, литературный критик и писатель, профессор Болонского университета, Италия.

37.


Plaque from a Reliquary Shrine. Date: ca. 1200. Geography: Made in Cologne, Germany. Medium: Champlevé enamel, copper alloy, gilt. Dimensions: Overall: 3.4 x 11.8 x 0.3 cm. The design and color palette of the plaque and the location of the mounting holes conform to examples still on the Shrine of the Three Kings in Cologne Cathedral. The Metropolitan Museum of Art. Source

[1] Данная статья представляет собой перевод очерка «Andare per tesori», опубликованного в: Umberto E. Costruire il nemico e altri scritti occasionali. Milano: Bompiani, 2011. P. 97-110. © RCS Libri S.p.A. - MilanoBompiani 2011.

[20] Иаков Старший - апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Родился в Палестине, убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

[21] Эдесса - древний город на юго-востоке Турции, важный центр раннего христианства.

[22] Виссо - коммуна в Италии, регион Марке.

[23] Тиберина, Тибрский остров - небольшой остров в форме лодки, расположенный на реке Тибр в Риме, к югу от Ватикана.

[24] Согласно преданию, св. Варфоломей был распят вниз головой, но продолжал свою проповедь - за это с него сняли кожу, а затем обезглавили.

[25] Мистербьянко - коммуна в Италии, на острове Сицилия, подчиняется административному центру Катания.

[26] Бенедикт Нурсийский, он же св. Бенедикт (480?-547) - основатель старейшего западноевропейского католического монашеского ордена бенедиктинцев.

[27] Дезидерий (ум. ок. 786) - последний король лангобардов. Правил в Северной Италии, объединил большую часть Италии.

38.


Plaque from a Reliquary Shrine. Date: 1180-90. Made in probably Cologne, Germany. Culture: German. Medium: Champlevé enamel, copper alloy, gilt. Dimensions: Overall: 7.8 x 2.9 x 0.3 cm. The design and color palette of the plaque and the location of the mounting holes conform to examples still on the Shrine of the Three Kings. The Metropolitan Museum of Art. Source

Источник текста:
Неприкосновенный запас № 82 - 2/2012. Издательство «Новое литературное обозрение»

Ранее:
В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 1
Рецензия Умберто Эко на Библию

эмаль, Издательство НЛО, декоративно-прикладное искусство, средние века

Previous post Next post
Up