Поначалу партнеры
хотели оздоровить уже существующий бизнес -
компанию All Aspects Management Services, проходившую процедуру
добровольного урегулирования долгов. Дэвис и Бизли решили тогда отобрать наиболее ценные
активы компании, включая нематериальные, перспективных должников,
а также арендованные транспортные средства и канализационное оборудование.
На дебиторских счетах имелось 50 200 фунтов стерлингов. «
Мы уплатили за должников по 40 пенсов на каждый фунт и использовали полученные благодаря сбору долгов средства, чтобы купить эти активы, - рассказывает Дэвис. -
К тому же у нас появился некоторый оборотный капитал.
Нам сперва пришлось занимать деньги, но мы все вернули в течение трех месяцев только за счет части собранных долгов, причитавшихся компании».
Потенциал долгов
Еще в 2005 г. Дэвис и Бизли,
приобретя активы, основали
компанию Aspect Maintenance Services (
впоследствии она была переименована в aspect.co.uk), практически
ничего не потратив. Провернуть эту операцию помог опыт в области
слияний и поглощений, накопленный Дэвисом за время работы в частном банке SG Hambros. В банке он специализировался как раз на продаже малых предприятий,
но теперь ему хотелось использовать полученные навыки в личных целях. «
Я почувствовал, что больше не хочу быть консультантом, - вспоминает Дэвис. - Мне хотелось попробовать себя в создании стартапа или
фонда прямых инвестиций».
Среди друзей и к
оллег Дэвис приобрел репутацию эксперта по стартапам.
Бизли, давний приятель Дэвиса по игре в регби, поначалу пришел
к нему за советом, как расширить бизнес компании по содержанию недвижимости. Но затем Бизли решил оставить старую компанию и
начать новый бизнес на пару с приятелем. «Я стал вникать
в цифры всего лишь в поисках нестыковок, но вскоре понял, что сам хотел бы в этом участвовать», - говорит Дэвис. Предприятие Бизли
по масштабам намного уступало компаниям, с которыми привык работать Дэвис:
если там речь шла о годовых оборотах в 15-100 млн фунтов, то здесь показатель был менее 1 млн фунтов. Но Дэвис понял, что рыночная перспектива
у проекта есть. Он знал также, что компания All Aspects
вступила в процедуру добровольного урегулирования долгов: партнеры должны были действовать быстро. Обоим не хотелось сильно рисковать, не в последнюю
очередь потому, что у Дэвиса только что родился ребенок. «Но когда мы вникли в ситуацию, то увидели, что для развития бизнеса много и не потребуется», -
вспоминает предприниматель. Хитрая зарплата
В апреле 2005 г. компания начала
функционировать, имея лишь четырех сотрудников и
шесть субподрядчиков - электрика, газовщика, строителя, инженера по системам
кондиционирования и техника общего профиля. Бизнес-модель была построена так, чтобы максимизировать эффективность денежного потока: сотрудникам платили только
после того, как клиенты платили самой компании. «В противном случае, если вы используете систему уплаты подоходного налога одновременно с выплатой зарплаты,
вы платите работнику за присутствие с 8 до 17 часов, а он половину времени
только жует бутерброды, - улыбается Дэвис. - Вам надо использовать его так, чтобы приходило как можно больше денег».
Партнеры оптимально
разделили функции: Дэвис занимался счетами и отчетностью,
а Бизли руководил инженерами. «Таким образом мы редко путаемся
друг у друга под ногами», - резюмирует бизнесмен.
В первый год
работы оборот компании составил около 1,9 млн фунтов -
было обслужено около 40 клиентов. Партнеры поставили реалистичную цель:
добиться чистой прибыли на уровне 10% при валовой марже 40%. «Из бизнес-плана следовало, что значительных инвестиций не понадобится, - говорит Дэвис. -
Нам казалось, что прибыль может достигать 15-20%, но мы поставили планку в 10%, чтобы иметь возможность реинвестирования наличности
с целью наращивания бизнеса».
Для работы на телефонах было нанято еще
несколько офисных сотрудников (с зарплатой 16 000 фунтов в год), для первоначальной автоматизации учета компания купила
готовую ИТ-систему всего за 750 фунтов. «Это было невероятно дешево», -
отмечает Дэвис. Но по мере роста бизнеса обострялась необходимость в дальнейших инвестициях.
К концу первого года в компании было уже восемь специалистов,
а еще через год - 25.
Выросли втрое
«За два года
рост бизнеса втрое превзошел ожидаемый показатель,
так что наших начальных инвестиций стало недостаточно, мы стали сталкиваться с ограничениями и проблемами, - продолжает Дэвис. - К концу второго года оборот достиг 4,3 млн фунтов,
корпоративная организация перестала успевать за
расширением бизнеса».
Решением стало
освоение дисконтирования счетов-фактур, позволяющего компании привлекать средства для расчета по счетам-фактурам до того, как этот расчет
будет произведен. Вырученные в результате
несколько сотен тысяч фунтов пошли на
переезд в более подходящее помещение, покупку новых компьютеров и телефонных систем. Бизнес, начатый с минимальными средствами,
теперь приобретал более солидную основу. На втором
году работы Дэвис и Бизли стали заниматься
еще и жилой недвижимостью, это существенно увеличило денежные потоки,
поскольку индивидуальные клиенты обычно платят сразу после выполнения работ, а не спустя 60 дней.
Компания росла,
а вместе с нею росло и желание Дэвиса и Бизли рисковать. Теперь,
когда годовая прибыль превышает 400 000 фунтов, aspect.co.uk надеется
превратиться из чисто лондонской компании в национальную. И здесь
может пригодиться франчайзинговая схема. Проект, вероятно, потребует вложения около 100 000 фунтов, но Дэвис и Бизли уже готовы пойти на это.