Пара слов о Джокере

Oct 11, 2019 10:07

Как сказал один из бородатых классиков, из всех искусств для нас важнейшим является кино. И был чертовски прав. Хотите убедиться в этом? Сходите на «Джокера». Ну, или запаситесь терпением и дождитесь даты выхода DVD (всё-таки экранки смотреть уже давно моветон), заодно сэкономите на попкорне. Тем, кто намеревается воспользоваться этими советами, дальнейший поток мыслей читать не рекомендую, так как возможны спойлеры. Ну а тем, кто уже посмотрел: добро пожаловать! И давайте сверим свои впечатления?



Специалисты утверждают, что психическими расстройствами в России страдают от 3 до 6 процентов населения. При этом, думаю, что большинство посмотревших фильм, искренне сопереживали главному герою. Да чего там, сопереживали, напрямую ассоциировали себя с ним. И это не значит, что большинство зрителей как раз находятся в обозначенных процентах или входят в группу риска, просто фильм снят талантливо. Нет, даже не так... Фильм снят безумно талантливо. И практически у каждого есть шанс увидеть в образе протагониста себя. Футболки с надписью «Я/МЫ Артур Флек» должны стать хитом этой осени. А раскрашенные клоунским гримом портреты Маркса или Ленина уже стали туповатым мемом. Почему туповатым объясню дальше.

Маленький человек с большими проблемами, которые становятся просто неподъёмными от того, что обществу на него плевать. Плевать настолько, что просто хочется взять и психануть. Уничтожить, стереть в порошок всё, отыграться за собственные обиды, наказать этот жесткий мир. И нет, это не тайная мечта, которая формируется годами, выедая изнутри, заставляя прокручивать в голове планы мести. Это просто стечение обстоятельств, от которого никто не застрахован. Неудачная, а может быть и счастливая, цепочка случайностей, которая доводит до белого каления любого и заставляет действовать. Против законов. Против морали этого общества. Против собственной логики. Действовать жёстко и не всегда рационально.

Система против тебя? К чёрту систему! Начни бунт, дай системе отпор! А общество, которое ранее тебя отвергало, обязательно поддержит и поднимет на щит. Вот она дикая, первобытная мудрость этого высокобюджетного и отлично снятого фильма. Революция на марше, а коммунизм не за горами, товарищи! Или нет?

Дьявол как всегда кроется в деталях. Буржуазный кинематограф наконец-то выдал антибуржуазный фильм? Нет ли в этом какого-то противоречия? Думаю, что есть. Да, в "Джокере" отражена суровая реальность. Это не картонный нуар киновселенной Бэтмена и не доведённая до абсурда абсолютная жестокость "Города грехов". Мир здесь показан во всей своей неприглядности и натуралистичности. Капиталистический мир. И это подкупает, заставляя на время усыпить в себе злобного критика и увлечься повествованием. Но, что же нам предлагает фильм в ответ на эту натуралистичность, от которой просто веет запахом прилипшего к подошвам ботинок собачьего дерьма? О, нас ждут великие дела, прямо по заветам А.С. Пушкина: бессмысленный и беспощадный бунт. Бунт иррациональный по своей природе и до жути напоминающий классический колумбайн, когда омежки взяли стволы и сделали себя альфачами. Причём не ради получения справедливости, долгой счастливой жизни без обидчиков и психологических проблем, а ради того, чтобы громко хлопнуть дверью и уйти из жизни, забрав с собой побольше народа. Билет в один конец.



Лозунг «Убивай богатых» это классовая борьба? Нет, просто застрявшая в идеалистическом инфантилизме абстрактная справедливость. Справедливость, порождающая такую же абстрактную несправедливость и будущих героев-реакционеров в чёрных плащах с личными дворецкими и тайными пещерами.

Но общество же поддержало главного героя? Конечно, поддержало. Во внешних атрибутах и накале безумия. На то оно и общество, живущее по законам капитализма. И, как сказал ещё один бородатый классик, бытие определяет сознание. Именно такое бытие предполагает одновременно и полную разобщённость, и стайное чувство, которое возникает под влиянием внешних раздражителей. Выпуск пара в трубу посредством массшутингов - вот он выход, ничего более. Или снова нет?

Трагедия Докера не в его тяжёлой судьбе и неприятии обществом, а в том, что он выступил в роли инструмента для выпуска пара, направив собственный гнев и гнев народа на конкретных представителей правящего класса, а не на систему в целом. Поэтому из фильма можно извлечь действительно важный урок. Неорганизованный стихийный протест легко подавить и рассеять. Нерациональные поступки приводят к провалу. Бунтовщики без чёткой организации, внятных целей и проработанных планов по их достижению являются в глазах государства не более чем клоунами. А теперь задайтесь вопросом, были ли такими клоунами Маркс и Ленин?

Мой канал в Telegram: https://t.me/gonzosay

#Джокер, светлое будущее, капитализм

Previous post Next post
Up