![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6826/61558944.6/0_111f88_3b7329f8_orig.jpg)
Неожиданно утром в Дирекции закончился хороший зерновой кофе, и, пока несколько пакетов с кофейными зернами ехали к нам через весь город, мы пили обычный быстрорастворимый. Все морщились, фыркали, а я вспоминал, что никакого другого кофе в армии, например, и не было.
В Тамбове всех необъяснимо тянуло к сладкому, потому самым популярным был кофе 3-в-1, в который некоторые умудрялись налить дополнительную приличную порцию сгущенки для пущей сладости. Само собой, по уставу пить кофе можно было только в специально отведенной для этого комнате и строго по расписанию, но, как говорится, в армии все можно, если без палева: кофе пили утром, перед обедом, после обеда, во время тихого часа и, конечно же, вечером. По праздникам и выходным вообще можно было шикануть: заварить себе необычного порошкового кофе со вкусом ликера или, например, с шоколадной крошкой. Пакетики с кофе легко обменивались на ароматизированный чай, сигареты, шоколадки и поблажки от офицеров или контрактников.
Что же касается кофе натурального, то в Тамбове он был не в почете: слишком уж хлопотно было его заваривать. Однажды, например, родители одного молодого защитника Отечества передали сыну вместе с новыми носками, подшивочной тканью и конфетами маленькую упаковку натурального молотого кофе, которую юноша решил употребить по назначению сразу же после общего отбоя. Под покровом ночи, молодой человек заварил себе кофе в уставной металлической кружке и по никому непонятным причинам, почему-то не помыл ее сразу же после того, как допил родительский подарок. По иронии судьбы, утром случилась крупнокалиберная проверка солдатский тумбочек, наличия у каждого военнослужащего рыльно-мыльных принадлежностей и, конечно же, чистоты уставных металлических кружек. От обнаружения застывшей за ночь кофейной гущи и назначения вечным ответственным за чистоту в туалете беднягу спас только кипяток, который дежурный притащил в расположение роты после завтрака: налив себе полную кружку еще не остывшей воды, парень хорошенько перемещал кофейную гущу и залпом вылил это месиво в себя.
Несмотря на то, что в Абхазии, куда я отправился после полугода службы в Тамбове, свободы было побольше, пили там все тот же быстрорастворимый кофе. Из-за того, что молоко продавалось в солдатском магазине, выдавалось на завтрак и вообще было очень доступным, пакетики 3-в-1 быстро вышли из моды. Особым шиком считалось смешать немного простого быстрорастворимого кофе с сахаром, добавить несколько капель кипятка, тщательно перемешать все в однородную массу и уже тогда наполнить кружку кипятком до краев. Получавшаяся в итоге густая пенка была предметом особой гордости адептов такого метода заваривания кофе.
Как бы то ни было, к концу службы от быстрорастворимого кофе меня тошнило. Я не мог пить его ни с молоком, ни со сгущенкой, ни в прикуску со всякими вкусными пряниками и пирожными. Спасением для меня стал чай, который в армии открылся для меня заново: черный с сахаром и молоком, травяной, зеленый с душистым бергамотом, ароматизированный в пакетиках, кислые лепестки суданской розы, наконец, которые особенно приятно было пить холодным утром после ночного дежурства в парке. Собственно и сейчас, уже почти через год после того, как я вернулся домой, быстрорастворимый кофе, пусть даже со вкусом ликера и посыпанный шоколадной крошкой, не вызывает у меня никаких теплых чувств.