Точная дата появления шампанского в России доподлинно неизвестна, но из исторических упоминаний понятно, что игристый напиток импортировался Российской Империей начиная с XVIII века, по мере его изобретения и совершенствования в самой Европе. Петр I во время своих «европейских стажировок» имел удовольствие ознакомиться с тамошними игристыми винами, привив впоследствии любовь к ним и своим верноподданным.
Однако, «веком шампанского» в России можно безусловно назвать век XIX, когда одна предприимчивая француженка не только усовершенствовала технологию «игристого», научившись удалять из него осадок и прочие взвеси, но и наладила его экспорт в Россию, в которой вплоть до революции вино это именовали не иначе как «Кликовским шампанским», по фамилии той француженки.
Звали француженку Барб-Николь Клико, которая в 27-ми летнем возрасте стала вдовой, но не «опустила руки», не распродала доставшиеся ей в наследство от мужа виноградники и винодельню, а наоборот расширила виноградники, начав выращивать на них ещё более лучшие сорта винограда для изготовления игристых вин. Благодаря её стараниям в 1811 году и появилась известная каждому компания «Вдова Клико» (фр. - «Veuve Clicquot»).
После победы России над 450-ти тысячным войском Наполеона в 1812 году объём продаж шампанского «Veuve Clicquot» упал со 130 000 бутылок до 10 000 бутылок в год. Война нарушила все планы вдовы. Но, именно тогда, предприимчивая вдова поняла, что «пробил её час», т.к. восстановление деловых связей Франции с Российской Империей вопрос времени, а запрет на ввоз французских товаров рано или поздно будет снят. Решив опередить всех своих конкурентов, Николь договорилась с судовладельцем из Руана на доставку первого груза со своим шампанским в Кёнигсберг, откуда она надеялась переправить его через границу двух империй. Идея была дерзкая, т.к. военный накал страстей в России ещё не остыл. Кстати, по одной из основных версий фразу «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского» приписывают именно ей, правда немного в другой связи. В результате всех ухищрений и контрабандистских хитростей груз под брендом «Veuve Clicquot» на корабле под голландским флагом был доставлен в Кёнигсберг, где как раз отмечался день рождения прусского короля, поэтому попутно вдове удалось завоевать на долгие годы ещё и немецкий рынок. Известно, что в начале 1813 года в Россию всё же было доставлено 100 бутылок из этой партии, которые за 600 рублей были очень быстро проданы, а Торговый дом «Veuve Clicquot» получил ещё и большие заказы.
В российской рознице цена «Кликовского шампанского» доходила тогда до 12 рублей за бутылку, в то время как, например, ежемесячное жалование полковника русской армии составляло 85 рублей, а самого младшего офицерского чина - прапорщика -15 рублей. Через месяц, уже напрямую в Санкт-Петербург было отправлено 20 000 бутылок шампанского. Дороговизна французского шампанского играла «на руку» отечественным производителям игристых вин, дав огромный толчок развития виноделия в России.
В 1821 году объём продаж «Veuve Clicquot» увеличился аж до 280 000 бутылок в год.
Конечно, в России продавались и другие известные бренды французского шампанского, но история с «Кликовским шампанским» гражданам Империи запомнилась, и как говорили современники «Вдове Клико удалось напоить всю Россию».
Ну, а например, император Александр II благоволил к французскому бренду «Луи Родерер» (фр. - Louis Roederer), шампанское которого по просьбе Императора поставлялось для него в хрустальных бутылках.
Оставаясь вдовой на протяжении более 50 лет, т.к. возможная женитьба передала бы весь бизнес в руки супруга, Барбе-Николь умерла в 1866 году, заложив прочную основу для дальнейшего развития бренда «Veuve Clicquot».
Александр Сергеевич Пушкин, Роман в стихах «Евгений Онегин» (Глава IV,
строфа XLV);
«Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт,3бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!».
Вплоть до революции 1917 года Российская Империя оставалась самым крупным рынком сбыта для французского шампанского.
С 1987 года бренд «Veuve Clicquot» входит в состав французской транснациональной компании «Louis Vuitton - Moët Hennessy» (LVMH).