Мир меняется с сумасшедшей скоростью. Меняется и турбизнес. Сегодня фактор N1, наиболее сильно влияющий на ситуацию в туризме - это Интернет. Так есть ли у Турагентств (ТА) и Туроператоров (ТО) шанс на выживание в эпоху Интернета или скоро “не будет ни театра, ни кино, а одно сплошное телевидение”?
“Вопрос конечно интересный”, но ответ зависит только от того, о каких ТА идет речь.
Если речь идет о точках перепродажи “продукта в коробке” с максимальной скидкой по типу “мол сами удивляемся, что там внутри”, то такие ТА скорее всего будут обречены на вымирание. С подобной “тупой” работой справятся и сами ТО посредством евросетей и киосков союзпечати, а ТА, компенсирующие недостаток своего профессионализма повышенными скидками, просто не смогут выжить на остаток своей маржи.
Если мы говорим о полноценных турагентствах, способных превратиться в ближайшее время в современные Центры по обслуживанию путешественников, то у них есть хорошие шансы, хотя и небезусловные. В основе любого бизнеса лежит создание дополнительной ценности продукта или услуги. В случае с ТА дополнительной ценностью являются - знание рынка и направлений, способность качественно проконсультировать клиента и создать ему комфортные условия покупки, обеспечить после-продажное обслуживание (во время поездки и, по необходимости, после возвращения), способность интегрировать и предлагать весь комплекс услуг, связанных с путешествиями. Это достигается в т.ч. и тем, что в ТА работают сотрудники, личный Совокупный туристический опыт которых (знание отелей, курортов, направлений, количество совершенных поездок в рекламники, посещенные семинары и презентации и т.д.) существенно больше опыта самого изощренного туриста, а технологии работы нетрудозатратны. Такие ТА должны сохранять и приумножать это Знание, этот Опыт. Это шанс для ТА на выживание.
Адаптация
Интернет ворвался в нашу жизнь и сильно повлиял на многие виды бизнеса. Но подавляющее большинство из них, оказавшиеся способными к изменениям, сохранились как класс и даже выиграли. Не исчезли продуктовые магазины, хотя на рынке появились агрессивные компании с доставкой продуктов. Сейчас многие традиционные продуктовые магазины организовали у себя службы доставки с заказом продуктов на сайте.
Теперь существуют электронные книги. Супер. Дешево. Огромный выбор. А многим нравится листать бумажные книги. Все по обстоятельствам. В дорогу с собой возьму электронную книгу, а дома буду читать бумажную.
Примеров могу привести массу, когда новые технологии не убивают бизнес, а заставляют его модифицироваться, делают его более продвинутым и удобным - на благо потребителей и владельцев бизнеса. Новая экономика не убила старую, а всего лишь дополнила.
Еще один пример с журналами. Казалось бы, кому и зачем они сдались сегодня - в эпоху интернета? Но передовые журналы сделали себе передовые порталы и Интернет для них стал не Киллером, а Возможностью расширить свой бизнес, создать новые форматы общения и сделать их более универсальными. Журналы постепенно становятся приятным дополнением к своей интернет-версии.
Вообще, бизнес сейчас развивается успешно там, где научились сочетать онлайновый бизнес с офлайном.
Можно ли вообще обойтись без ТО и ТА
Вариант 1. Конечно можно.
Один разумный человек в дискуссии в моем блоге написал, что “задавшись целью можно почти всегда самостоятельно найти более удачную альтернативу любому варианту, предлагаемому ТА, но в это надо вложить дополнительные усилия (планирование маршрута, изучение путеводителей и сопутствующей литературы) и, конечно, время, которое разные люди оценивают по разному. У кого-то его много, а кого-то так совсем нет…” При этом он же написал “По моему совершенно очевидно, что ТА нужны. Даже в Штатах, где практически не стоит проблема виз, есть ТА на все случаи жизни: от простейших, за относительно небольшую наценку делающих за тебя то, что ты не хочешь (ленишься, не умеешь, нет времени - нужное подчеркнуть) делать сам, до предоставляющих за приличную надбавку отличный дополнительный сервис в виде толковых гидов, необычных маршрутов и т.п.”
Вариант 2. Конечно нельзя.
Один пример от моей компании. Мы сделали лет пять назад тур “Большое путешествие по Южным провинциям Франции”. Классный двухнедельный тур. За все лето мы в него отправляем примерно 200 - 250 человек, которые его выбирают из нескольких сотен других экскурсионных туров DSBW по Европе и Скандинавии. Так мало клиентов при нашей огромной рекламной кампании! Люди в такие туры едут осознанно, тщательно выбирая именно то, что им интересно. Из таких туров и состоит большинство наших предложений.
Чем сложней и интеллектуальнее маршрут, тем меньше людей в него едут. Есть маршруты, которые мы делаем только один или два раза в год!
Такой или подобный маршрут можно, разумеется, сделать самостоятельно, но при этом надо будет самому сидеть за рулем, искать парковки в городах, селиться в отели. Ну и обойдется такой индивидуальный тур существенно дороже. Я в свое время проехал по этим местам индивидуально на авто. Когда решил поехать со своей семьей, то присоединился к своему готовому групповому маршруту. Мне так было проще и комфортней. Кстати в такие туры подбирается публика определенных интересов и путешествовать всегда приятно в компании любознательных разносторонних людей.
Можно ли обойтись вообще без…?
Есть законы - их можно прочесть в оригинале, но многие предпочитают пользоваться услугами юристов. Есть Налоговый кодекс, там все понятно написано, но многие отдают вести свою бухгалтерию в консалтинговые компании. Это вопрос собственного выбора - наличия свободного времени, денег, желания заниматься этим самому (может быть даже из спортивного интереса) или наоборот нежелания тратить свое время на поиск более интересного тарифа в и-нете.
Как бороться с исходом туристов в самостоятельное плавание
Наткнулся я как-то на “воинствующих путешественников”, которые пропагандируют туризм без ТА и ТО. Не надо с ними никак бороться! Пусть путешествуют. Может быть они по жизни занимаются не своим делом и в каждом из них умерло по турагенту, а то и по туроператору. Пусть себе составляют собственные туры.
! При этом им никто не мешает забронировать отель онлайн - хоть в самом отеле, хоть в коме, хоть у ТО - в МОЕМ модуле на сайте МОЕГО партнера ТА. Мы НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ остальных участников - цены “в рынке”, онлайн как онлайн, да еще есть возможность забронировать по ходу МОЙ блочный билет, да МОЮ же экскурсию на русском языке по Замкам Луары и много чего другого.
Вообще я за самостоятельность граждан и за самообслуживание. Главное, чтобы они себе самостоятельно не начали вырезать аппендициты.
Интеграция бизнеса. И в туризме тоже
Бизнес активно интегрируется со смежными переделами по мере снижения маржи. Примеров в других отраслях масса. Интересно, что это происходило всегда, просто интернетизация ускорила этот процесс. В Германии раньше были магазины по продаже подержанных авто, по продаже новых авто, магазины по продаже автозапчастей, авторемонтные мастерские, отделы в банках по кредитованию покупок авто. Сегодня все это один бизнес - Autohaus. Бизнес интегрировался и предприятие имеет прибыль. На каком переделе это происходит - все равно. То ли они невыгодно покупают у клиента подержанное авто, чтобы затем ему выгодно продать новое авто, то ли зарабатывают на процентной ставке банка. Не суть. Главное, что бизнес в таком интегрированном виде обрел новое качество и выживаемость.
Как это должно происходить в туризме, пусть каждый ТО и ТА решает сам. Кто-то в дополнение к подбору туров начнет организовывать детские праздники и дни рождения “дорогих клиентов”, кто-то интегрирует в свой бизнес туризм по приему, кто-то купит отель или микроавтобус и т.д. Бизнес - это творчество и как каждый из нас будет строить свой бизнес, что с чем интегрировать, где искать клиентов и как их удерживать, его личное, я бы даже сказал, глубоко интимное дело.
Простой пример интеграции для ТО - мы уже больше 15 лет являемся владельцами целого автотранспортного предприятия. Наши автобусы возят российских туристов и на Юге Франции и на Севере Норвегии, по Италии и странам Бенилюкса. Программисты нашей компании написали онлайн-бронирование отелей и к лету этого года допишут чудо-модуль, который позволит бронировать и отели и авиабилеты и экскурсии и прокатные авто и билеты в музеи и многое другое. Сами себе задачу поставили, сами выполняем:) Такая вот интеграция…
Турпосредники
ТА как и ТО - посредники. А почему должны сохраниться посредники? В чем высший смысл их существования? Может их как нить взять, да отменить?
Турпосредники выполняют функцию оптовых покупателей, получая за это скидки, функцию комплектования отдельных услуг в туры и функцию рекламы и продвижения (включая формирование спроса). Со скидками и рекламой все понятно, остановлюсь на комплектовании отдельных услуг в туры. Из масла, муки, сахара и еще какой то хрени пекут торт. Каждый компонент вроде как самодостаточен, но при этом не является ни тортом, ни его частью. Отель в городе Рен или экскурсия по аббатству Мон-Сен-Мишель тоже вроде как самодостаточны, но ценность приобретают только в составе тура с трансферами, отелями, другими экскурсиями и т.д. А это и есть то, чем мы занимаемся - наш торт.
При этом не будем лукавить с самими собой. Там, где речь идет о single service и он совсем понятен - типа а.б. в Париж с Эр Франс в ближайшую пятницу, там проще бронировать молча онлайн - хотя опять вопрос - почему бы не на сайте ТО или ТА, который является дистрибутором таких а.б. у авиакомпании, будучи оптовым покупателем, да еще и говорит человеческим голосом и может посоветовать, куда пойти вечером и даже забронировать билет в мулекрэлиорсдоуж:)
А еще ТО организуют чартерные рейсы. Почему авиакомпании не делают этого сами. Это же выгодно! Потому, что ТО несет все риски от непроданных кресел, а убытки закрывает прибылью от туризма (отелей, экскурсий и т.д.). Если бы авиакомпании летали по этим направлениям сами, то они при тех же ценах либо несли убытки, либо были бы вынуждены продавать авиабилеты процентов на 20% - 25% дороже. А это уже могло бы поставить под вопрос популярность (конкурентоспособность) того или иного туристического направления.
Продолжение следует…