Страсти по “Капиталу” 2010.
Продолжение...

Nov 26, 2010 15:54

Проект "Капитал"
Люди по разному приходят в бизнес и по разному его строят. Владельцы "Капитала", судя по всему, хотели создать красивый Большой Бизнес и выгодно его продать международному туроператору. В пользу моей версии говорит то, что однажды, лет семь - восемь назад, еще будучи основателями и совладельцами "Инна-тур", они это уже почти сделали, но там у них что-то не срослось с новым совладельцем - основным акционером "Инны", и сделка с TUI не состоялась. Тогда-то вероятно и родился проект "Капитал".



В принципе в таком подходе - создание бизнеса для его последующей продажи, нет ничего дурного.
Но цена будущего Большого Бизнеса оценивается не категориями Прибыль, а категориями Доля рынка, Темпы роста, Оборот компании, Филиальная сеть.
Это для инвестора, вкладывающего деньги в выгодное предприятие, важна в первую очередь Прибыль и Перспектива. А вот у крупного международного туроператора другие задачи - ему нужно быстро войти на рынок, купив понятный с его точки зрения бизнес. Здесь уже важен в первую очередь масштаб.

Сделай сам или купи готовое
Чтобы создать такой бизнес самостоятельно, нужны годы и годы (создать компанию, сделать понятный для местного рынка продукт, создать бренд, набрать и обучить персонал, объехать десятки городов, снять офисы под филиалы, наладить бухгалтерию, набрать в регионах сотрудников, наладить систему контроля и учета, установить долговременные отношения с агентами - дистрибютерами, аккредитоваться в посольствах и прочая и прочая - наконец всем этим надо еще управлять!).

Чтобы все это создать и вывести на хороший уровень, при нормальном ходе дел может понадобиться лет десять.
Крупный западный оператор ждать столько не хочет (точнее не может). При покупке готового бизнеса он получит уже через год - два - ну если получит:), эффект синергии, прийдя на новый рынок, вдохнув новые потоки российских туристов в свой уже отлаженный бизнес.
На российском рынке есть с десяток примеров покупок западными туроператорами российских компаний. Удачных и не очень. Покупают даже с долгами. Самый свежий пример Интурист, купленный европейским оператором Thomas Cook. В пресс-релизе написано "По словам президента ВАО «Интурист» Александра Арутюнова, инвестиции пойдут в гостиничный бизнес, частично - на погашение финансовых задолженностей и развитие компании в целом…" Вы поняли? То, что заплатит Томас Кук, частично пойдет на погашение долгов российской компании.
Вот Бельтюковы и старались ударными темпами создать продвинутую компанию с большими объемами - "третьего по величине российского многопрофильного туроператора". В итоге создали "самого известного".

Агрессивное развитие бизнеса или "на грани фола"
Поэтому предположу, что с самого начала владельцами "Капитала" был взят курс на "агрессивное" развитие компании, что подтверждается многочисленными заявлениями Инны Владимировны. Перешедшие из "Инны" в 2003 году квалифицированные" сотрудники составили костяк будущего "Капитала". Небольшое вливание средств на старте - и вперед по проторенной тропе.
В отличие от "органического развития" - прощупывание направления, затем маленький блок мест в самолете или цепочка групп, через год блок побольше, потом через годик пол-самолета и наконец еще через год свой чартер. Затем борьба год - два за место под солнцем с уже сидящими на направлении конкурентами-аксакалами, которые не хотят ни уходить ни двигаться. При "органическом" росте на такой проект уйдет 4 - 5 лет. Но можно "агрессивно" уложиться и в два. Смотря какие задачи перед собой ставить и если есть на это деньги - свои, спонсорские или кредитные. А направлений много, год на год не приходится. Все меняется - то жара, то забастовки, то нет снега, а то есть вулкан, меняется даже "мода" на направления. Т.е. любое развитие отягощено большим количеством постоянно меняющихся внешних факторов.

Почти все торговые сети развиваются на заемные деньги - что аптеки, что магазины. Но они все-таки "вкладывают" кредиты не только в бренд и технологии, но главное в вещи материальные: в недвижимость, долгосрочную аренду, покупку оборудования и т.д. Купленный магазин или аптека в хорошем месте могут быть обеспечением и понятной целью получения кредита в банке, а вот могут ли являться инвестицией и представлять для банка ценность оплаченные кресла в самолете на предстоящий новый год - вопрос спорный.

Цена быстрого "агрессивного" развития туристической компании - кредиты, если их дают, или большой стартовый капитал инвестора, если он есть.



Дырка от бублика или неслучайный коллапс

Считать деньги в чужом кармане - нехорошо. И все-таки, давайте попробуем посчитать, ведь речь идет не о соседе по лестничной площадке, а о крупном ТО, всколыхнувшем рынок, поставившем в сложное положение многие ТА и даже заставившем Госдуму вернуться к обсуждению поправок в Закон о туризме.

Вариант "Оптимистической трагедии"
Возьмем за основу выведенную мной в прошлом посте оптимистическую цифру в 272 тыс туристов за год и попробуем прикинуть, сколько "Капитал" мог с них заработать денег и сколько нужно было тратить на его текущую хозяйственную деятельность.

На массовых направлениях маржа ТО колеблется от 15% до 20%. При этом ТО платит из этой маржи агентствам комиссию, обычно в районе 10%.
НО. Туристический рынок устроен примерно так.
На ТА давят клиенты - "скидки давай, а то уйду к другим ТА",
на ТО давят ТА - "повышенную комиссию давай, а то уйду к другим ТО"",
на ТО давят цены рынка - "хорошие цены давай, а то от тебя уйдут все - и ТА, и клиенты".
Ну, и куда в итоге бедному ТО податься?

Вот ТО "Капитал" из своей маржи и отдавал 14%, 15% и даже 16% + бонусы. Чтобы быть конкурентоспособным. Чтобы создать мощную агентскую сеть - важную составную часть Большого Бизнеса. Что могло оставаться "Капиталу" в итоге в смысле денег? Предположу, что где-то 5% от оборота, т.е. годовой доход мог быть на уровне 13,6 млн евро за год (272 тыс туристов при средней цене путевки по 1000 евро с человека).

Вот и вертись на эти деньги, как хочешь.
Я не шучу. Потому что я уже прикинул возможные затраты подобного ТО.
Сотрудники: минимум 300 чел/ максимум 500 человек х 12 месяцев х 1,5 тыс евро (средняя з.п. включая налоги подоходный и ФЗП и премии) = мин 4.800.000,- евро/ макс = 9.000.000,- евро. Офис: 4 - 5 м2 на чел в среднем надо, т.е. на 300/500 чел = офис площадью 1500 м2/ 2000 м2, да за евро за 500 м2 в год = мин 750.000/ макс 1 млн евро. Офисы в регионах под ключ: примерно 40 офисов аренда + два - три сотрудника + телефон и интернет х 12 месяцев ну по 5 тыс в месяц на офис будет. Это минимум минимум = 2.400.000 евро. Реклама и маркетинг: cайт, выставки, воркшопы, региональные семинары, полиграфия и т.д. У такой продвинутой компании никак не меньше 1 млн евро в год уходило. Ну, никак не меньше. Накладные: интернет, телефонная, технологии, ПО, компьютеры, ксероксы, бумага и т.д. в год ок 200.000 евро. Ой, занизил последнюю цифру - личный виртуальный подарок "Капиталу".

Итого:
Оптимистический сценарий
Прибыль брутто 13, 6 млн минус Затраты 8 млн 150 тыс евро = Прибыль нетто 5 млн 450 тыс евро
Пессимистический сценарий
Прибыль брутто 13, 6 млн минус Затраты 12 млн 350 тыс евро = Прибыль нетто 1 млн 250 тыс евро

А теперь вопрос нашей викторины.
Если из вышеназванной прибыли вычесть стоимость обслуживание кредитов? Не погашения, а только обслуживания?
За 1,3 млрд руб ( около 32 млн евро) надо платить порядка 16% годовых = 5 млн 120 тыс евро. Если их вычесть из прибылей за год, сколько останется дивидендов? Оптимистически: 330 тыс евро :), пессимистически: минусА, глубокие такие миллионные минусА. Если даже найти кредиты по более симпатичной ставке - сути дела это не меняет.

В деталях я мог и ошибиться в ту или иную сторону, но в целом порядок цифр и мои расчеты правильны и они дают в целом правильную и понятную картину происходящего, позволяют заглянуть за кулисы и понять причины неслучайного коллапса. Вывод печальный: в России на кредитные деньги под сумасшедшие 15%, или даже льготные 11% построить туристический бизнес маловероятно. Груз долгов лег тяжким бременем на компанию и чтобы ее спасти понадобилось бы слишком большое неадекватное вливание денег.

Миф о заговоре или "Иду на грозу"
Бывают такие ситуации, когда деваться некуда. Слабые люди убегают, сильные выжимают из ситуации по максимуму и "идут на грозу". Мы имеем дело со вторым случаем. Смысл раздуваемой истории про третьего по величине ТО и десятках тысяч туристов и "социальную значимость" происходящего - в одном. Показать масштабность и важность проблемы и попытаться надавить на банки и, о Боже! на государство. Если это не сработает, можно будет хотя бы поделиться ответственностью с "алчными" банками за всю ситуацию, обвинив их пост-фактум во всех грехах. Других разумных вариантов поведения все равно нет. Отчасти это сработало исключительно благодаря таланту Инны Владимировны. Пресс-службам банков-кредиторов надо бы сходить к ней на "мастер-класс", вместо того, чтобы оправдываться за попытку получить назад свои деньги.

Танцы с волками и "Тело кредита"
Внешнему наблюдателю скорее всего непонятно, что происходит в отношениях между банками-кредиторами, потенциальными инвесторами и владельцами "Капитала". А я представляю себе это примерно так. Можете считать, что мне это приснилось. В результате бесплатной "рекламной компании" на ТВ и в СМИ кто-то кое-где у нас вдруг озадачился возможной проблемой с очередным громким скандалом, взял да и позвонил владельцам пары банков-кредиторов, да еще парочке человек с деньгами, вроде Прохорова, на тему, мол не купить ли ему "социально значимый" "Капитал", да и прикрыть набирающий обороты скандал.
Тут пошла в СМИ инфо, что мол Прохоров готов вложить до 15 млн долларов, но при условии полной реструктуризации долга "Капитала" перед банками, составляющего примерно 45 млн. долларов. Т.е. человек готов немедленно купить неожиданно свалившийся ему на голову не совсем нужный бизнес, но с таким вот смешным невыполнимым условием. Т.е. по другому - не готов купить, а говорит, готов. Ну неудобно ему отказываться. Надо сказать есть и добавить какое-нибудь малореальное условие. А банки все блокировки счетов уже сняли и вроде готовы даже кредитовать, но как-то конфузятся - отказать неудобно, а дать - так и это безнадежно пропадет как и само "тело кредита".

Перспективы "капитализации" или "медленные похороны"
Допустим российские банки-кредиторы возьмут, да и простят "Капиталу" все долги (в районе 45 млн долларов), а Прохоров возьмет да и даст 15 млн долларов в обмен на контрольный пакет. Что тогда? Да, ничего. 15 млн хватит на обслуживание всех туристов, купивших путевки "Капитала" на новогодние праздники по версии Инны Владимировны (по моей версии не хватит). Но проблема заключается в том, что перед зарубежными партнерами "Капитал" также как и перед российскими банками по-прежнему в "вечном неоплатном долгу". Какова сумма этого долга - можно только догадываться. Но речь идет о цифрах, превышающих то, что собирался вложить предприниматель Прохоров.
А тем временем на счета "Капитала" деньги от новых туристов уже не поступают и бизнес умирает. Всем надо немножко подождать и больного не надо будет убивать. Он сам умрет. Просто подождать. Вот все и ждут.

Выводы
- Хорошую компанию создали Бельтюковы ?
- Хорошую. Хороший бренд, хороший коллектив, квалифицированные менеджеры, хорошо поставленные бизнес-процессы.
- Адекватны ли долги компании ее возможной стоимости? Равна ли сумма стоимости бизнеса долгам компании?
- Однозначно нет. "Агрессивная модель" оказалась слишком затратной, а кредиты слишком дорогими, а заработки недостаточно большими.
- Кто виноват в ситуации? Львиная доля ответственности лежит на ее руководителях-владельцах и небольшая на "кризисе 2008 года". По совокупности это называется bad management.
- Пострадала ли репутация туристической отрасли?
- Несомненно. Нам теперь предстоит оправдываться, где только можно.
- Кого мне жалко?
- "Попавших" туристов, турагентства.
- Чему учит эта история?
- Тому, что бизнес - это ответственность. Не деньги, не капитализация, не технологии, а ответственность. Ответственность перед людьми.

Ну, вот и все.

P.S. Оба фото сделаны мной в Подмосковье в феврале 2010 года.
Previous post Next post
Up