Самарский трамвай.

Oct 09, 2013 17:35

Кратко и информативно, история трамвая отражена в Самаре и Куйбышеве.
Лично мне понравился сей пост.
Оригинал взят у shlomo_shmul в Самарский трамвай.
 Помнится, писал я про Первую тяговую подстанцию. Но сама по себе подстанция жить не может. Она что-то обслуживает. А именно питает электричеством трамвай.
На днях мы, члены АНО ИстКОм посетили прекрасный Музей истории самарского трамвая, расположенный в Трамвайно-Троллейбусном Управлении. Заведующая музеем Алевтина Валентиновна Новикова провела замечательную экскурсию.


Муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» основано в 1915 году как трамвайное предприятие. 19 мая 1909 года Самарская городская дума проголосовала за строительство в городе линий и сооружений электрического трамвая на муниципальные деньги. Инициатором  этого исторического решения и далее активным участником строительства был представитель знаменитой семьи Постниковых видный общественный деятель Самары депутат городской думы Сергей Несторович Постников.


Портрет С.Н. Постникова.

Автором проекта всего будущего трамвайного хозяйства, затем руководителем строительства и первым заведующим Самарского электрического трамвая стал выдающийся российский инженер Павел Антонович Суткевич.



Портрет П. А. Суткевича.



Титульный лист проекта самарского трамвая.

Регулярное пассажирское движение самарского трамвая было торжественно открыто 12(25) февраля 1915 года. Первый маршрут №2 протяженностью 5 км обслуживали всего 9 вагонов производства Коломны (образец такого трамвая под № 12 находится на музейной стоянке на ул. Мичурина). Он соединил трамвайный парк на ул. Соловьиной (сейчас это Городское трамвайное депо, имеющее адрес ул. Мичурина, 3) с Алексеевской площадью (ныне пл. Революции).


Прокладка трамвайных линий по ул. Ильинская (Арцыбушевская), 1914г.



Первый трамвай выходит из депо на маршрут.



Первая пассажирка первого рейса - супруга инженера В.Г. Акинина, сподвижника и помощника П.А. Суткевича.
Она прожила 103 года.

Самарский трамвай стал 45-м в масштабе Российской империи  и 22-м по счету трамвайным предприятием России.  Но, главное, он  является первым, построенным только российскими специалистами без какого-либо участия иностранцев, исключительно на средства города и с применением отечественных составляющих: вагоны, контактная сеть, рельсы, шпалы, электрическое  и механическое оборудование и т. д. - все было произведено на предприятиях России. Это было принципиальное решение передовой части самарского депутатского корпуса и городской власти - поддерживать отечественного производителя.



Трамвайный вагон серии "Х". 1915г.

Стоит напомнить, что самарский трамвай строился и далее начал работать в условиях Первой мировой войны! Тем не менее, он развивался. К концу 1915 года в трамвайном парке было уже 60 вагонов, а в следующем году заработали все намеченные пять маршрутов. Популярность трамвая была неоспоримой, доходы от него росли.



Трамвай в районе современной ул. Фрнзе.



В самарском депо были изготовлены легкие вагоны для дачных линий до Барбошиной Поляны и Студеного Оврага.
Вначале вагоны были без боковых ограждений.





Трамвайная линия, идущая по нынешней ул. Венцека к Волге.

В годы советской власти после упадка в начале 20-х годов развитие трамвая продолжилось, к 1940 году предприятие имело 164 вагона и 51,7 км одиночного трамвайного пути. В 1932 году была построена Тяговая Подстанция №1, так как первоначальных ресурсов ГРЭС стало не хватать.


Трамвай на ул. Алексеевская (ныне Красноармейская), 30-е годы.



Установка опоры контактной сети, 1933г. На заднем плане видно здание Тяговой подстанции.



Спрямление путей после уничтожения Ильинского храма. 1933г. На заднем плане видна Тяговая подстанция.



Коллектив подстанции №1, 1938г.



Машзал подстанции.

Во время Великой Отечественной войны продолжилось строительство второго по счету трамвайного депо, и в мае 1944 года Кировское трамвайное депо на ул. Физкультурной уже стало самостоятельным подразделением Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления (наше предприятие получило это наименование с началом в городе троллейбусного движения в ноябре 1942 года).

1 января 1963 года в структуру ТТУ вошло третье по счету и  самое современное трамвайное депо - Северное - на ул. Фадеева. Здесь изначально заложена  сильная ремонтная база и сложился лучший персонал, поэтому в СТД осваивался и продолжает осваиваться новейший подвижной состав. В данное время - трамваи производства Екатеринбурга. ТТУ продолжает эксплуатировать закупленный в прошлые годы подвижной состав производства Чехословакии, а затем Чехии, но больше таковой приобретаться не будет. Здесь в СТД начали с 2009 года  проводиться финальные соревнования Городского конкурса мастерства водителей трамвая. В 2011 году прошел 7 Городской конкурс. В этом году состоялся 8 Городской конкурс для водителей троллейбуса.

6 ноября 1942 года (70 лет назад) в городе состоялось открытие троллейбусного движения с парком всего  5 машин марки ЯТБ-2, они поехали по маршруту «Железнодорожный вокзал - пл. Революции» по трассе длиной 6,5 км.  Вместо временных мест стоянки  первое настоящее троллейбусное депо было сооружено на ул. Чкаловской и начало действовать в 1956 году; в конце 1960 года заработало второе троллейбусное депо на ул. Физкультурной, т.к. троллейбусное движение развивалось хорошими темпами. В период с  1952 по 1960 год в городе открылось 9 троллейбусных маршрутов! С 1970г. бывшие депо входили как первое и второе отделения в Объединенное троллейбусное депо, хотя в обиходе мы их так и называем  - первое и второе депо и считаем отдельно. В этом году они вновь стали отдельными структурами в составе ТТУ.

17 мая 1978 года на ул. Фадеева открылось самое молодое, просторное и удобное третье троллейбусное депо, тоже являющееся новаторской технической базой предприятия, а также ряд лет -  площадкой проведения финалов Городского конкурса мастерства водителей троллейбуса. В парке депо есть новый троллейбус белорусского производства - АКСМ - 321. В этом году здесь в ТД-3 состоялся 8 Городской конкурс мастерства водителей троллейбуса.
На сегодняшний день ТТУ имеет 427 единиц трамваев чешского, белорусского и отечественного производства  и 246 троллейбусов производства г. Энгельса, Башкортостана и Беларуси. Предприятие  осуществляет более половины муниципальных перевозок по 22 трамвайным и 14 троллейбусным маршрутам. Всего трамвайных линий имеется 166 км, троллейбусных - 208, 4 км. Как это не обидно звучит, но предприятие почти не развивается количественно, данные показатели существенно не меняются более десяти лет. С другой стороны, хорошо, что ТТУ все же сохраняет стабильность в своей структуре и в количестве подвижного состава и выдерживает привычные параметры в организации перевозок горожан уже ряд лет.

В состав ТТУ входят 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, энергохозяйство с 34 тяговыми подстанциями и обширной контактной и кабельной сетью, служба пути, обслуживающая разветвленное рельсовое хозяйство, служба движения с 14 конечными станциями трамвая и троллейбуса,  аварийно-восстановительная служба, отвечающая за работу автомобильной и специальной техники, а также осуществляющая срочный ремонт трамваев и троллейбусов прямо на линии с целью скорейшего восстановления движения.
На предприятии  есть хорошие условия труда и быта: четыре ведомственных общежития, загородная база отдыха «Родничок», санаторий-профилакторий на территории Городского трамвайного депо на 50 человек, столовые и буфеты в депо и на конечных станциях,  спортивные залы и комнаты, уголки отдыха, здравпункты, кабинеты предрейсового медицинского осмотра. Кадры для предприятия  по ведущим рабочим профессиям готовит Самарский техникум транспорта и коммуникаций, а Самарский Государственный университет путей сообщения обучает для электротранспорта инженерный состав. В ТТУ действует профсоюзная организация, принят и выполняется коллективный договор.
На предприятии в настоящее время работает около 4 тысяч человек, причем не только самарцев, но также жителей Самарской и других близлежащих областей России. Это говорит о градообразующей роли и  большой социальной значимости предприятия и, конечно, его большой ответственности за жизнедеятельность не только Самары, но, можно сказать, всего поволжского региона, т. к. Самарское ТТУ - самое крупное и заслуженное в масштабе отрасли предприятие городского  пассажирского транспорта.

Текст любезно предоставлен Заведующей музеем Алевтиной Валентиновной Новиковой.
Также коллектив АНО ИстКом благодарит начальника службы энергохозяйства ТТУ Глухова Николая Васильевича.

saiLor (C) 2013

АНО "ИстКом"

Previous post Next post
Up