35. Схолии

Dec 06, 2010 15:20


Что касается "точки опоры" для ГОМЕСА, то, с одной стороны, он действительно "опирается" на католицизм, прямо заявляя, что "католицизм - его Отечество", с другой стороны, его схолии так не похожи на привычную католическую риторику, будь она богословской, публицистической, или исторической, что могут запросто стать аргументами для "иноконфессиональных реакционеров".

Мне кажется, что ГОМЕС, выбирая "афористический жанр", понимал, что "прямая, последовательно аргументируемая речь" в условиях нынешнего информационного шума просто не будет слышна. Кроме того, насколько мне стало известно, сама его фигура, равно как и его творчество, воспринимаются в латиноамериканском "красном поясе" как артефакт, и если бы не открывшая и не публикующая его тексты Европа, он так и остался бы "никем не замеченным"...

Я не перестаю сравнивать ГОМЕСА с нашими "реакционерами", в частности, с отечественным историком БОЛОТОВЫМ, посвятившим много места в своей "Истории древней Церкви" гностицизму, о котором так часто пишет ГОМЕС. БОЛОТОВ ни слова в своем четырехтомнике не говорит о "современности", хотя в его описаниях периода Вселенских соборов "современным читателем" она узнается легко. ГОМЕС же не перестает говорить о "современности", намекать на нее, высмеивать ее, причем все эти упоминания "современности" по прочтении некоего необходимого "схолистического лимита", складываются в голографический образ вполне апокалиптического свойства.

***

Настоящий читатель хватается за текст, как жертва кораблекрушения за обломок корабля (НС, I, 169)

Современность отвоевала человеку право блевать на публике (НС, I, 169)

Тот, кто не всматривается в звезды, рискует затеряться в истории (НС, I, 169)

Автор в своем произведении как правило ценит наименее существенное (НС, I, 169)

Свобода в руках демократа является только отмычкой для взламывания разнообразных замков (НС, I, 169)

Наши времена открыли, что жизнь любой вещи можно продлить при помощи ее опошления (НС, I, 169)

Только одиночка в состоянии осмыслить нечто большее, чем тактические правды (НС, I, 168)

Неясным умом является такой,, который не замечает собственного контекста (НС, I, 168)

Эстетические аберрации возникают тогда, когда вместо того, чтобы исходить от дела и двигаться в сторону эстетики, исходят с эстетических позиций, продвигаясь в сторону дела (НС, I, 168)

Мечты человека нельзя назвать ни невыносимыми, ни наказуемыми; невыносима и наказуема вера человека в то что эти мечты реализуемы (НС, I, 168)

Поэзия не является ни состоянием, отличающимся от самого стиха, ни опытом, предшествующим его созданию. "Поэзия", предваряющая стих, является эмоциональным подъемом, мнимое значение которого можно сравнить с мнимой важностью содержательной части сна во сне. Поэт - не тот, кто переживает состояния "поэтического вдохновения", а тот, кто пишет хорошие стихи (НС, I, 168)

Мышление - непрекращающийся диалог с неживыми собеседниками (НС, I, 168)

Ubermensch*) - уловка не согласного с атеистической реальностью. НИЦШЕ находит человеческий ответ на смерть Бога; гностический атеизм объявляет богом человека (НС, I, 167)

*) Сверхчеловек (нем.).

Аутентичный атеизм - чистый лист; гностический атеизм скрывает текст, написанный симпатическими чернилами (НС, I, 167)

В последнее время существуют лишь две религии: религия Бога и религия Человека, а так же - неисчислимое количество теологий (НС, I, 167)

Лучшим историком духа Революции был МИШЛЕ, понявший антагонизм Революции и Христианства (НС, I, 167)

Современный писатель, для того, чтобы ему простили выбивающийся из ряда вон фрагмент, написанный со вкусом, размещает его между непристойностью и хамством (НС, I, 167)

"Народ" - является суммой недостатков людей. Остальное - предвыборная болтовня (НС, I, 167)

Вместо того, чтобы держать инстинкты в ежовых рукавицах, можно освободить их, как этого требует современный человек, для того, чтобы превратить человечество в клубок издевающихся друг над другом индивидов (НС, I, 167)

Без моральной деликатности чувственный запах жизни улетучивается, оставляя вместо себя вульгарный запах примитивного секса (НС, I, 166)

Христианство предпочитает метафоричность - дословности для того, чтобы проявить уважение к тайне (НС, I, 166)

Важно не то, что нас интересует, а то, что должно нас интересовать (НС, I, 166)

Глупец оценивает значимость вещей на основании близости их к его времени и - к его разуму (НС, I, 166)

В искусстве нет места ереси: эстетические достижения являются ортодоксией (НС, I, 166)

Хорошее качество текста обеспечивается не столько тем, что он кому-то понравился, сколько тем, что он не понравился кому-либо (НС, I, 165)

Гений влияет на историю только неактуальной частью своих способностей (НС, I, 165)

Человек в конце концов начинает верить в то, что это он сам добился того, что было ему дано, когда ему была предоставлена возможность добиться этого (НС, I, 165)

Существование искусства является не доказательством неограниченных возможностей человека, а доказательством Божьего милосердия по отношению к человеческой немощи (НС, I, 165)

Напыщенная речь утомляет. Однако, снижение тона поэзии было бы неразумным, поскольку от этого она угаснет (НС, I, 164)

Атеист занят не столько проверкой гипотезы о несуществовании Бога, сколько своими запретами Ему существовать (НС, I, 164)

Сексуальное образование ставит себе целью облегчение обучения воспитанников сексуальным перверсиям (НС, I, 164)

Писатель для того, чтобы увлечь своих современников, должен обладать минимумом таланта. Но - только минимумом (НС, I, 164)

Моим братом является тот, кто знает, что самому себе он ничего дать не в состоянии (НС, I, 164)

Поэзия, которую некая эпоха продвигает и хвалит, не имеет ничего общего с той, которую эпоха оставит по себе (НС, I, 164)

Ни одно поколение не понимает, что его роль в истории ограничивается лишь тем, чтобы привлечь ненадолго внимание какого-либо эрудита из будущего (НС, I, 163)

История не имеет смысла. То, что наделяет природу смыслом, находится вне истории (НС, I, 163)

Не только плюгавое - подлинно (НС, I, 163)

Классические языки обладают образовательной ценностью, поскольку их не коснулась вульгарность, при помощи которой современная жизнь портит живые языки (НС, I, 163)

Человек говорит об относительности правды, когда называет правдами свои многочисленные ошибки (НС, I, 162)

С современного базара даже правда выходит с унылым выражением лица и в заляпанной одежде (НС, I, 162)

Строгая красота готического собора - способ благодарения Бога; пышность иезуитского барокко - попытка привлечь паству (НС, I, 162)

На своем месте никто не смешон; на чужом анекдотичен любой (НС, I, 162)

Для того, чтобы человек постоянно попадал в одну и ту же ловушку, достаточно каждый раз красить ее в другой цвет (НС, I, 162)

Правды умирают и воскресают. Ошибки не умирают никогда (НС, I, 161)

В любом обществе порядочные люди являются разве что маргинальным социальным продуктом (НС, I, 161)

Настоящий реакционер не исходит из реакционных идей. Но иногда он до них доходит (НС, I, 161)

Не стоит огорчаться: то, чем мы восхищаемся не умирает. Радоваться тоже не стоит: то, что мы ненавидим, - будет жить (НС, I, 161)

Красноречие всегда выглядит благороднее его мотивов (НС, I, 160)

Человек сдерживает свою алчность легче, чем толпа (НС, I, 160)

Интеллектуальный капитал взрослого человека обычно ограничивается к небольшим приобретениям детства (НС, I, 160)

Сил человека не хватает на сотрудничество с Богом, однако их достаточно на помощь дьяволу (НС, I, 159)

Освободить человека - значит отдать его во власть алчности и секса (НС, I, 159)

Сочувствие - наиболее явный признак зависти (НС, I, 159)

Современный человек не имеет претензий к новейшей идее, даже если она кажется ему глупой (НС, I, 159)

Возникновение новой техники письма меняет природу литературных провалов, но не увеличивает количество достижений (НС, I, 159)

Капитализм действительно виноват в том, в чем его обвиняют, но приговоры только капитализму - это гарантия безнаказанности настоящего преступника (НС, I, 158)

Если бы сила образа зависела, - как утверждает психоаналитик, - от рода воспоминания, которое его вызывает, ни один из образов не вызывал бы печали, - но каждый провоцировал бы смех (НС, I, 158)
Previous post Next post
Up