Jun 24, 2015 02:26
Совсем немного рецензии о новоявленной службе Санкт-Петербургским святым.
Служба, на первый взгляд, не такая уж и плохая, как это обычно бывает у наших советских отечественных гимнографов, даже, думаю, лучше службы Иоанну Кронштадтскому (поскольку недавно служили, вот и сравниваю).
Один огромный плюс - что служба наконец появилась, ибо за эти годы каких только вариантов не наслышались; приходские очумельцы и службу Русским святым переделывали и свое составляли.
Что не понравилось:
1. Обращение к Троице как к женскому лицу: "Благословенна еси, Пресвятая Троице...". Вообще-то, так не говорят. С точки зрения лингвистики, наверное, это считается правильным. Но со стороны богословия, Бог всегда упоминался в мужском роде. Сравните с утренней молитвой: "Воставше от сна, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя...".
Поэтому еще и режет слух.
2. Постоянные напоминания о Санкт-Петербургской и Ладожской земле. Вообще, в таких службах Собору святых всегда надо помнить, что существуют люди, живущие в этих землях, которым неестественно будет обращаться к своим святым как "СПб и Ладожским". Поэтому для солидного пласта людей Петербургской Церкви, а то и целой митрополии, нужно предложить (в скобках) использовать вариант "земли нашей".
Ну и звучит предложение громоздко.
3. Канон. Некоторым святым посвящена почти целая песнь, в то время как остальные и не упоминаются.
4. Из списка святых куда-то резко пропал свщмч. Серафим Петроградский. Его что, деканонизировали?
5. Молитва. Заголовок говорит, что молитва - " ко всем святым, в земли СПб и Ладожской просиявшим", тогда как на самом деле она обращена к Богу.
Загвоздка здесь только в том, что диакон/священник перед самой молитвой объявляет, кому мы будем молиться. И здесь появляется ма-а-а-ленькая нестыковка: священнослужитель приглашает к молитве всем святым, а потом обращается к Богу.
Было бы неплохо тогда предлагать перед молитвой "Господу помолимся!". Это стоит отобразить в заголовке молитвы.
Гимнография,
Богослужение