Страшный человек в Церкви.

Jun 01, 2015 03:46



Регент - это страшный человек. Не потому, что он начальник или иногда любитель гнобить своих подопечных. В его, а чаще всего, в её руках - огромная власть влиять на сердца человеческие. От выбора музыкального репертуара, от расстановки текста, от регентского восприятия богослужения зависит жизнь прихожан. Без преувеличений. Люди, годами ходящие в храм, слушают хор и привыкают молиться так, как им диктуют.

Если регент не живет Богом, это отражается на всем его певческом служении в храме. От того, предстоит ли он перед Богом, зависит, как будет спето "Господи, помилуй": дерзко, нагло и с апломбом - что мне нередко доводится слышать - или кротко, смиренно, с любовью. И, что хуже всего, он еще и других "заражает" своим "неверным" пением.

Из-за неправильно расставленных приоритетов - помпезная красивость вместо простоты и понятности - часто люди либо не слышат, что поет хор, либо не могут разобрать и понять вследствие неправильных музыкальных расстановок текста. Это приводит к заучиванию молитв прихожанами так, как они слышат, с неверными логическими паузами, и порой догматическими неточностями.

Очень хотелось бы, чтобы регент всегда выходил из своей "ограниченности", т.е. преодолевал бы те ошибочные понятия, уже даже веками существующие и лобирующиеся в Церкви. Все-таки человек существо "привычное"- привыкающее, и надо иногда выходить за рамки своих богослужебных привычек и сверять их с ... Богом.

Например, если у нас уже как лет 150-200 на Литургии вторую малую ектению принято петь слитно (диакон говорит два прошения вместе, одно за другим, без пауз), то "думающий" регент, умеющий по-настоящему молиться, не будет отдавать дань традиции, а поступит по истине. Потому что хор своим слитным пением "заглушает" диакона и ставит прихожан перед выбором: кого им слушать, диакона или хор, обращаться к Богу с прошением "Заступи, спаси..." или пропускать его и сразу говорить "Господи, помилуй". То же самое наблюдается на "Бог Господь".

Такой регент никогда в жизни не выберет "Покаяние" Веделя и многих, - я бы даже сказал, большинство - существующих произведений, ничего общего не имеющих (кроме слов) с молитвой. Потому что их авторы...я не знаю, чем руководствовались, но только не молитвой, не кротостью, не смирением, не предстояли перед Богом. Поэтому результат вполне такой себе человеческий - эстетика. Музыка, услаждающая уши, может, даже сердца людей, но своим "неправедным" появлением на свет Божий и состоянием коверкающая смысл и назначение молитвы. Вообще, мы такие вот себе "эстетствующие" христиане. Любим все внешнее, "сткляницы и блюда очищающе".

Это очень непросто - быть таким регентом. Но не зря ведь от певчих всегда требовалась более напряженная духовная жизнь, чем остальных христиан. И не зря в древности певчих рукополагали на свое служение, ведь возложением рук им также, как и епископам, пресвитерам, диаконам, но в другой мере, сообщался Святой Дух; о них в это время молилась вся Церковь. И вообще, раньше певчих все знали, они были частью народа, избранными людьми, более духовными. Сейчас же певчие прячутся от своих же собратьев за перегородками, порой отбирая у народа даже остатки общего пения.

Один из святых сказал, что "если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты -богослов". Если регент умеет молиться не только по молитвослову, если Христос для него - не просто отдаленный, где-то находящийся, а живой, реальный, всегда слышащий его Бог; если его дела, жизнь не расходятся с песнопениями, поющимися им, если он старается донести смысл к людям, жертвуя своими собственными понятиями и музыкальностью, тогда в нем живет Дух Христов, и благо ему и тому приходу, где он подвизается.

Ощущение Божьего присутствия не всегда дается; для этого нужно молитвенно трудиться и жить Им. Поэтому для правильного выбора иногда надо просто спросить себя: а смог бы я спеть вот ЭТО или вот ТАК, если б передо мной стоял Сам Христос?

P.S. Конечно, в богослужении и священник, и диакон также влияют на правильное богомыслие прихожан, но всё-таки регент имеет больше влияния, т.с., почти неограниченную власть. Кстати, и над самими же священнослужителями!

Легким движением руки регент привьет или испортит вкус священнослужителей. Поэтому они также вынуждены молиться либо благодаря, либо вопреки музыкальному оформлению молитвы.

Именно поэтому регент - страшный человек, если он не просвещен Духом.

Церковное пение, Эстетика богослужения, Система, Бортнянщина, Молитва

Previous post Next post
Up