Буря мглой пиитов кроет...

Apr 03, 2015 04:14





Вот то, о чем я говорю всегда, когда речь заходит о понятности церковно-славянского языка.

Наглядный пример. Ап. Павел в послании к Коринфянам говорит такую фразу: "...портят нравы хорошие общества плохие." (1Кор. 15, 33). Дословный подстрочный перевод с грецкого.

Обратите внимание на построение речи. Да, действительно, сейчас так никто не говорит. И в переводе на русский язык мы читаем вполне привычное построение: "...худые сообщества развращают добрые нравы".

Какова перестановка слов! Где здесь любители сакральности богослужебного языка? Почему они еще не возмущаются?

Проблема в том, что большинство - а это больше 90% - употребляемых текстов в богослужении построены именно таким образом. Древняя мысль нам чужда... Нет, не так, погодите... Чужда нам древняя мысль! Во!

Конечно, не  совсем чужда. Но вы же понимаете, о чем я. Далеко не всегда удается проследить за смыслом, т.к. он бывает скрыт за оборотами древнего пиита. "Мглою буря небо кроет, вихри снежные крутя...". Красиво, согласитесь? Но в молитве - а таковыми являются богослужебные тексты - важно в первую очередь осознание того, о чем мы говорим, и лишь потом красота и складность наших предложений.

Представьте себе такую картину: вы молитесь, прося чего-либо у Бога, например: "Господи, научи меня молиться, !". Через некоторое время вы начинаете изголяться: "Господи, пусть моя молитва  будет как кадило пред Тобой!". А потом: "Моя молитва, Господи, как фимиам струится пусть, да будет жертвою приятной, вечерней песнею, всегда!"

Здесь сложный момент. Все эти варианты - молитва. Но вот если те дополнительные слова родились у вас не в молитве, не в сокрушении пред Богом, не в благодарном вопле к Нему, а чисто технически, в результате ваших поэтико-рифмических дарований, то то, чем вы занимаетесь, вряд ли можно назвать молитвой.

И вот в богослужении очень важно иметь такие  простые молитвы - они есть, в основном это самые ранние, христианские, такие как Великое славословие, Свете Тихий, от которых веет мудрой простотой, не охмуренной и не обремененной еще определенным ритмом, рифмой, слогом, размером и т.д.

И только с опытом познания Бога  должна приходить вот та  внешняя красота, но опять же, не затуманивающая смысл, а несущая его легким бризом на волнах проповеди Христа...

И тогда здесь, в каждой общине был бы виден результат взращивания Духа в своих душах, т.к. это раньше и происходило. Не Издательский Совет писал службы по заказу патриарха, а умудренные Духом прихожане.

Поэтому, вернувшись к изначальной теме, надо к молитве подходить не вот так вот, как оно сейчас происходит, с видом старой голодной бабушки, смотрящей, но не решающейся открыть банку консервы, а взрослением младенцев в вере, осмысляя то наследие, которое даровал нам Бог через святых своих - Церковь и используя его прямо по назначению. Не просто подражая нашим предкам внешне, как ребенок родителям, но внутренним сокровенным человеком.

Буква мертвит, дух животворит. Тем более, Дух.

Эстетика богослужения, Гимнография, Помысл, ЦСЯ

Previous post Next post
Up