Борьба стихир за выживание.

Oct 31, 2014 03:22

Кто-нибудь задумывался, почему при повышении знака службы святому постепенно отменяется Октоих? Это ведь неестественно, да? Славословный святой еще уважает канон Октоиха, а вот старшие его братья полиелейный и бденный полностью его отменяют. В чем же дело? Чем папа прогневал сыночков?

Оно-то какбэ понятно: почитаемый святой и всё такое, поэтому все стихиры ему. Хорошо, допустим, но зачем опускать Октоих? Октоих сориентирован на всю седмицу и имеет, если не замечательную, то хотя бы назидательную гимнографию. Каждый день седмицы "посвящен" определённому святому или сонму святых; кроме этого, почти в каждом дне существует т.н. "умилительный" канон ко Господу, на "воззвахах" и "стиховнах" поются покаянные стихиры. Но главное, конечно, не существование канонов и стихир, а само отношение и их соотношение. На первом плане всегда должен быть Господь (думаю, здесь уместно дать ссылку на похожую тему об Акафистах - http://golovschik.livejournal.com/47617.html). И, думаю, большое упущение - опускание стихир Господу.

Дерзну предположить, почему это происходит. Раньше, - даже наш Типикон это подтверждает, - не было столько полиелейных и бденных служб, это была прерогатива двунадесятых, великих праздников и некоторых особо почитаемых святых. Потом "особо почитаемых" стало больше и мы имеем то, что имеем или не имеем. Будние покаянные Господские стихиры стали изживаться из богослужения.

Дальше пойдет просто размышление. Если взять все богослужение вечерни и утрени, то их неизменяемые песнопения, обращенные к Господу, бесспорно замечательны, но отличаются характером от тех гимнов, называемых теперь нами "стихирами". Они более универсальны. А вот в стихирах отображается суть события.
Взять те же воскресные стихиры, поемые нами каждую субботу: в них раскрывается вся суть Воскресения Христова; правда, все воскресное богослужение таковое, повествующее о Воскресшем Христе.

Вообще, стихиры - это выражение духа человеческого: чем он жил, то и написал. По идее, гимнотворчество не должно было закостенеть, но продолжать жить в Церкви. И сейчас, возможно, мы бы с вами имели стихиры несколько иного направления: возможно, и в будних стихирах отобразилось бы Воскресение Христа - конечно, если бы гимны писал человек, живущий Им. Ведь на Литургии невозможно умолчать о Воскресении, так почему мы вечером молчим об этом? Можно было бы наполнить будние стихиры и другим содержанием, например, из священнических молитв.
Но "оскуде преподобный".

И конечно, наверное, именно поэтому основная масса современных компилятивных патриотических гимнов в подметки не годится тому же стилистически простейшему и не очень грамотно сочиненному великому славословию и гимну "Свете Тихий".

Литургика, Устав, Гимнография, Помысл, Молитва

Previous post Next post
Up