Если бы кто-то снял фильм о новомучениках, получилась бы потрясающая драма. Много эпизодов очень кинематографичны. Взять хотя бы биографию епископа Иоасафа Удалова, викария Казанской епархии.
Время действия - 5 апреля 1923 года, Страстной Четверг. Место действия - зимний храм Богородицкого женского монастыря в Казани. Владыка Иоасаф тогда был правящим епископом города. Но утром приехал новый архиерей - назначенный по согласованию с большевиками архиепископ Алексий Баженов, который будет в Казани исправно строчить доносы на не угодных власти верующих. Прямо во время литургии он требует от Иоасафа признать его законным новым руководителем епархии. Тот отказывается и прямо говорит ему на то, что Алексий назначен обновленческим епископатом, не имеет благословения патриарха Тихона и по сути является раскольником. Алексий поначалу опешил. Служба шла своим чином. Присутствовавшие в храме попы стали потихоньку совещаться и думать, что делать. С кем оставаться - с новым начальником, который ладит с властями и гарантирует спокойную жизнь или со старым, законным начальником, дружба с которым может стоить свободы, если не жизни.
После литургии епископ Иоасаф в центре храма совершал чин омовения ног двенадцати священникам. В храме пели стих об Иуде-предателе. К тому времени большинство попов, в том числе и те, кому архиерей умывал ноги, решили подчиниться обновленческому епископу. Вечером того же дня законному архиерею подчинялись только двое священников. Остальные - а их было подавляющие большинство - перешли на сторону архиепископа Алексия. Обиженный неповиновением, он стал писать доносы на Иоасафа, которого называл «контрреволюционером», противящимся советской власти.
Иоасаф был расстрелян 2 декабря 1937 года. В 2000-м году причислен к лику святых.