Если вы посмотрите на жизнь Пророка (саляллаху алейхи васаллям), то самым трудным периодом в его жизни был период, когда он приглашал людей в ислам. А посмотрите, что происходит сейчас - как легко нам осуществлять да`ват. А в те времена люди отдавали свои жизни за то, чтобы
призывать других к религии Аллаха.
Они умирали ради распространения Ислама. Если вы посмотрите на жизни сподвижников (да будет доволен ими Аллах), то поймете. Посмотрите на жизнь сподвижника Халида бин Валида и других. А что такое да`ват? Это приглашение в Ислам.
Как упоминает шейх Шаляби - Халид распространял Ислам, а тех, кто становились препятствием на его пути, он устранял. И возможно, он убил несколько сотен человек, но именно благодаря ему, миллионы приняли Ислам. Недавно я побывал на умре, и мы ехали из Мекки в Медину и я посмотрел на поезд. Для тех, кто был на умре или в хадже - обратите внимание на поезд, который едет из Мекки в Медину. По тем же местам, куда сподвижники добирались пешком. И это - лишь малая часть тех путешествий, которые им приходились совершать. Шам, Ирак.. И имеются упоминания о том, что некоторые сподвижники побывали даже в Испании. А теперь представьте себе, на что эти путешествия были похожи…
Знаете, после бомбардировки Газы, мы побывали там. Мы присоединились к поезду из Англии, который следовал в Газу и я помню, как мы остановились на станции. Эта станция не была похожа на те, которые есть в Англии, Тунисе или Марокко. К тому времени как третий человек воспользовался туалетом, он испортился, а там было всего лишь два туалета. И там были люди, которым становилось плохо, они говорили - Я больше не могу терпеть. И я подумал - разве сравнить эти трудности с теми, которые испытывали сподвижники? С теми жертвами, на которые они шли ради Всевышнего Аллаха? А мы? Нам так легко сегодня осуществлять призыв, но уровень нашего имана таков, что он не побуждает нас к тому, чтобы действовать, чтобы призвать нашего соседа к исламу. И когда я говорю призывать, я не имею в виду, что вы должны сказать - это истина, ты и я мы вместе пойдем в рай, не знаю как насчет других, но мы с тобой пойдем.
Знаете, нужно посмотреть на христиан, на свидетелей иеговы, которые столько усилий тратят на свой призыв, но их усилия тщетны. Мусульмане говорят - мы на истинном пути, на пути тех, кем доволен Всевышний Аллах. Это путь упомянутый Всевышним в суре Аль-Фатиха - Веди нас по истинному пути. И комментаторы Корана поясняют, что у Всевышнего лишь один истинный путь, и нет иного пути, кроме этого. Но все же эти свидетели иеговы тверды в своем стремлении и настойчиво стучаться в двери к людям и призывают к своему неправильному пути, зовут от света к темноте. А мы? Мы признаем, что находимся на истинном пути, но уровень нашего имана не позволяет нам призывать наших соседей и друзей к религии Всевышнего Аллаха.
Посмотрите на жизнь Пророка (саляллаху алейхи васаллям). На 9 год после ниспослания откровения наступил год, который был назван годом печали. Почему? Потому что в этот год умерла любимая жена Пророка (саляллаху алейхи васаллям), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). А за три дня до этого умер его дядя, Абу Талиб. Вот почему этот год в жизни Пророка (саляллаху алейхи васаллям) назван годом печали.
Шейх Абу Захра упоминает, что все нападки неверных на Пророка (саляллаху алейхи васаллям) такие как кидание грязи на его спину, когда он находился в земном поклоне, нападения Абу джахля и другие.. все это произошло после смерти Абу Талиба. После этого Пророк (саляллаху алейхи васаллям) отправился в Таиф, там жили его родственники и он хотел обратиться к ним с призывом, а также хотел попросить у них защиты. По разным версиям Пророк (саляллаху алейхи васаллям) находился в Таифе 10 или 30 дней. Но лишь один человек принял ислам. Один человек принял Ислам! А кто осуществлял призыв? Его осуществлял Пророк (саляллаху алейхи васаллям) и в этом не было никого лучше него.
Однажды Пророк (саляллаху алейхи васаллям) стоял на горе Сафа и призывал собравшихся людей к религии Всевышнего Аллаха. В то время было традицией по важным вопросам призывать людей с горы Сафа. И Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал людям - Если бы я сказал вам, что за этой горой стоит армия и готовиться напасть на вас, вы бы поверили мне? И кто-то сказал - Конечно, ты же садикуль-амин, твой нрав безупречен, ты лучший среди нас. И тогда Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - Я предупреждаю вас о том, что настанет день, когда вы предстанете перед Всевышним и вы должны признать, что нет бога кроме Аллаха и я - Его Посланник. - На что его родной дядя Абу Ляхаб сказал… Проклятье тебе, о Мухаммад! И ради этого ты нас собрал! … И никто не принял Ислам. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал - Я был 49-м (или 50-м) человеком, который принял Ислам. А вы знаете, что Умар принял Ислам спустя 6 лет после первого призыва! 6 лет! За период шести лет только 50 человек приняли Ислам! 50 человек приняли Ислам! А призывал их кто? Лучший из призывающих - Пророк (саляллаху алейхи васаллям).
Так вот, в Таифе Пророк (саляллаху алейхи васаллям) осуществлял призыв, но все от него отвернулись. А затем на него натравили умалишенных. Они стояли у обочины дороги, и Зайд ибн Харис был вместе с Пророком (саляллаху алейхи васаллям), и они стали забрасывать Пророка (саляллаху алейхи васаллям) камнями до тех пор, пока все его тело не начало кровоточить. Его обувь прилипла к ногам из-за крови, а Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) закрывал Пророка (саляллаху алейхи васаллям) своим телом от камней.
Когда Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (саляллаху алейхи васаллям) - Какое время было самым трудным в твоей жизни? Была ли это битва при Ухуде, когда столько сподвижников погибло за веру? - На что Пророк (саляллаху алейхи васаллям) ответил - Нет, это был случай в Таифе. Когда я пришел призвать этих людей к Исламу, а они отвернулись от меня.
Затем Всевышний Аллах ниспослал ангела Джабраиля (алейхи салям), с которым был ангел, обладающий властью над горами. И Джабраиль сказал Пророку (саляллаху алейхи васаллям) - Всевышний Аллах увидел, как эти люди с тобой поступили. Если хочешь, со мной здесь ангел, который повелевает горами, и я прикажу ему обрушить горы на жителей Таифа.
Но Пророк (саляллаху алейхи васаллям) отказался от этого предложения, он отказался от этого предложения, сказав - Может быть, кто-нибудь из их потомков примет Ислам. И знаете, народ Таифа был последним из тех, кто принял Ислам. Они были последними, кто принял Ислам.
После кончины Пророка (саляллаху алейхи васаллям) народ взбунтовался, и лишь в трех городах не было недовольных - Мекка, Медина и Таиф. Люди Таифа не бунтовали, они остались тверды в своей вере. Помните, как Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - Может быть, кто-то из их потомков примет Ислам. Обратите внимание, Пророк (саляллаху алейхи васаллям) не сказал - Уничтожьте народ Таифа, они не достойны хорошего.
А мы? Мы сразу готовы сказать - Они не достойны этого, неверные! Они не заслуживает да`вата. Но подумайте, если бы не жертвы со стороны сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и тех людей, которые были после них, разве распространился бы Ислам так стремительно? За период 10 с половиной лет во времена Умара ибн Хаттаба, Ислам распространился до Макрама. А вы знаете, где это? Это возле города Карачи, Пакистан. Вот как далеко распространился Ислам за это время! Почему? Потому что у этих людей была любовь к да`вату, любовь к распространению веры! Их уровень имана побуждал их к этому.
А что же Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал после Таифа? Он сказал…. Он сказал - О Аллах, я жалуюсь Тебе… на что? Разве он сказал - жалуюсь на евреев, сионистов, американцев, европейцев, неверных? Нет, в самое трудное время своей жизни он сказал.. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - О Аллах, я жалуюсь Тебе на свою собственную слабость.. На мою собственную слабость, на мое незначительное положение в глазах других людей и на отсутствие у меня изобретательности. И кто это говорил? Лучший из призывающих - Пророк (саляллаху алейхи васаллям). Именно он заложил основы да`вата, неизвестные до него. Любой метод, который подходил для призыва был улучшен и применен Пророком (саляллаху алейхи васаллям). Когда Шима пришла на собрание Пророка (саляллаху алейхи васаллям), она была неверной. Она вошла в мечеть Пророка (саляллаху алейхи васаллям), он произнес слова призыва и даже снял свой плащ, говоря с ней.
Когда пришли христиане из Наджрана, они пожелали поговорить с Пророком (саляллаху алейхи васаллям) и он тоже выступил перед ними с даватом, сел, поговорил с ними. А затем они начали переговариваться между собой о чем-то. Он спросил их - о чем вы говорите? Он сказали - да так, ни о чем. И Пророк (саляллаху алейхи васаллям) снова спросил их, и они ответили - наступило время для нашей молитвы. А ведь это были христиане. Они сказали, что им нужно помолиться. А кто они были? Это были люди, которые верили, что Иса - сын Аллаха, они верили в троицу. И в то же самое время они находились во второй главной мечети Ислама. И что Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал им? Он сказал - Молитесь здесь. Он сказал - Молитесь здесь. Почему? Потому что он думал о том, как привести этих людей на истинный путь, невзирая на все остальное. Он сказал им - Молитесь здесь, в мечети Пророка (саляллаху алейхи васаллям) именно из-за заботы о них.
О нас, мусульманах так много сказано в книгах…. Что мы, мусульмане - лучшие из людей. Но лучшие когда? Когда мы только и делаем, что строим себе лучшие дома, покупаем себе лучшие машины и всю свою жизнь думаем только об этом. Единственная вещь, из-за которой мы встаем рано утром - разве ради Всевышнего мы встаем? Нет, мы встаем, потому что нужно идти в университет или еще по какой-то другой причине - на работу и т. д. Встаем ли мы, чтобы признать величие Аллаха? Мы все говорим - Аллаху акбар - Аллах велик, но большая часть нашей жизни противоречит этому утверждению. А знаете, как это называется? Это называется лицемерие. То есть языком мы говорим - Аллах велик, но в течение нашей жизни многие из нас становятся рабами денег. И нас больше вдохновляет премия, чем аяты Корана.
Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал…. Уничтожь рабов дирхемов и динаров. Ислам вдохновлял его, это то, о чем он заботился. А мы? Мы встаем утром, потому что надо идти на работу, но нам так трудно встать на утренний намаз. Так кто же велик в наших глазах? Мы готовы вызвать недовольство Аллаха, но мы не хотим расстраивать своего начальника. Нет, нет. Нам надо идти на работу. Так вот что вдохновляет нас!
Аллах сказал…. Вы - лучшие из людей. Когда? Когда? Факт того, что вы живете в Лестере, не делает этот город центром халифата и что вам нужен халиф?! Знаете, все то, что достигли мусульмане Индии, Пакистана, Бангладеша, Англии - все это очень хорошо. В том смысле, что они удивительным образом старались, защищая свою веру. На каждом углу по две-три мечети, медресе, исламские университеты. Все это удивительно - это защита веры. Никто не может посягать на это. Но когда доходит дело до давата, мы становимся абсолютно бессильны. Защищая свою веру, мы открываем университеты, мечети и другие организации. В этом нам нет равных. Но на этом все прекращается. Есть мечети и что? Там сохраняются старые порядки - так обстоит с пакистанскими и бангладешскими мечетями. А в них еще возникает разделения, и простой мусульманин застревает где-то посередине и говорит - я хожу в сомалийскую мечеть. С каких пор дом Аллаха стал сомалийским? Или каким-то другим?
Мы говорим - О, посмотрите на Биляла, на его жертвы, посмотрите на других, таких как Сумая. Почему они так почитаемы в Исламе? Потому что они шли на жертвы, на которые не шли другие. Они отдавали свои жизни, свою кровь и пот ради Всевышнего Аллаха тогда, когда никто другой не жертвовал ничем. Ведь Билял мог сказать - Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал, что наступит день, когда Ислам будет преобладать, так вот я подожду того времени. Я подожду того времени! А пока я буду не Билял, а Бил. Но Билял так не сказал, зато так говорят некоторые люди нашего времени.
Мы находимся в Англии, это отличается от запада. И мы очень гордимся своим исламским происхождением. Простите меня, но я скажу, что путешествовал в разные страны, и знаете что? Если бы сегодня Билял пришел бы к нам с даватом, ему не предложили бы даже возглавить нашу мечеть. Потому что он не происходит из нашего рода, он не нашей национальности. Он не из Дакки, он не знает нашего языка… Но такова реальность.
Религия должна быть динамичной, ведь сподвижники постоянно передвигались. Они распространяли ислам, невзирая на расстояния. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) создал общину и такие люди как Салман Фариси, Сухайб аль-Руми, Билял были частью этой общины. В битве при Хандаке Пророк (саляллаху алейхи васаллям) разделил мухаджиров и ансаров на группы по 10 человек, и он распорядился вырыть траншеи. И там был Салман, который не был ни мухаджиром, ни ансаром. И что же сказали сподвижники (да будет доволен им Аллах)? Они не сказали, он не из Бангладеша, не из Сомали, он нам не нужен. Нет! Мухаджиры и ансары стали спорить за него - говоря, мы хотим принять его. И мухаджиры сказали - Поскольку он прибыл в Медину из другой страны, он - мухаджир. Но ансары сказали - Нет, он прибыл в Медину, когда Пророк (саляллаху алейхи васаллям) уже был там, так что он - ансар. Тогда Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - Он не мухаджир и не ансар, он - от меня и моей семьи. Поскольку он стал частью уммы.
Знаете, однажды я читал лекцию и ко мне подошли братья. Один был афро-араб, другой был пакистанец. В тот день я говорил о призыве и как должны проходить такие проекты. Стараться делать то, что делал Пророк (саляллаху алейхи васаллям). Дело в том, что у Пророка (саляллаху алейхи васаллям) была любовь к призыву, цель и это отразилось на сподвижниках (да будет доволен ими Аллах). Оставив все незначительное, они устремились к великой цели и добились большого распространения Ислама. Посмотрите на то, чего достиг Умар (да будет доволен им Аллах). За период 10 с половиной лет Ислам достиг Макрама. За это время Умар (да будет доволен им Аллах) завоевал две супердержавы того времени - Римскую и Персидскую. Персидская империя была супердержавой более 1200 лет! А затем Умар (да будет доволен им Аллах) пришел и захватил ее. Здесь он построил справедливую государственную систему. Он также победил римлян. Умар ввел множество полезных нововведений по улучшений бытовых условий. Каждый ребенок, который рождался в семье мусульман во времена Умара ибн Хаттаба, имел право на получение детских пособий.
Однажды группа из 10 человек прибыла в Медину. И Умар, будучи в то время самым могущественным правителем в мире, сказал Абдурахману ибн Ауфу - Давай вместе с тобой поухаживаем за этими людьми. А кто был Абдурахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах)? Он был одним из тех, которому был обещан Рай при жизни. Он был из рода Курайш, а его сестра была женой Биляла (да будет доволен им Аллах). А сегодня? Мы говорим - Нет, ты не моей национальности, ты не из моего рода.
Приведу такой пример. В Индии были особые люди из рода правителей. К примеру, какой-то парень живет в Англии, и его дальний-дальний пра-прадедушка был родом из такого клана индийских правителей, а сегодня он работает таксистом и все равно говорит - мои предки были раджа, я из рода правителей. - Хотя сегодня он обслуживает других людей. И такие вещи происходят сплошь и рядом, люди гордятся своим происхождением, хотя, по сути, никак не сохранили его. Мы не относимся с почтением к своему происхождению. Когда человек будет лежать в могиле, Всевышний не спросит у него - Ты был арабом или сомалийцем? Или был ли ты пакистанцем? Нет, Всевышний спросит - Как ты провел свою жизнь? Вставал ли ты на утренний намаз? В чем был смысл твоей жизни? В накапливании богатства? В чем было твое вдохновение? В том, чтобы переехать жить в престижный район? Или если у тебя была машина малютка, а у твоего соседа БМВ, ты говорил - я хочу БМВ? Разве это сделало тебя счастливым?
Счастье человека в том, чтобы знать цель своей жизни. Посмотрите на знаменитых людей прошлого! Возьмите, к примеру, Майкла Джексона или Утни Хьюстон. У них было все, что они хотели, но принесло ли это им счастья? Нет, они не стали счастливее. И так проходит вся жизнь, вы доживаете до 40, 50, 60 лет. Вы живете всю жизнь, гоняясь за тем, чего на самом деле никогда не сможете добиться.
Нурудин Занки (да смилуется над ним Аллах) был учителем Салахудина. Говорят даже, что не будь Нурудина, не было бы Салахудина. Известный ученый-историк Ибн Асир (да смилуется над ним Аллах) говорил - Я изучил жизнь праведных халифов и тех, кто был после них. Но со времен Умара ибн Абдульазиза у мусльман не было более справедливого правителя, чем Нурудин (да смилуется над ним Аллах). - А ведь он был учителем Салахудина. Рассказывают, что однажды он выступил в поход со своей армией. Он ехал на лошади, и вдруг он быстро начал скакать на лошади. И все люди видели, как впереди его лошади находилась тень. А он скачет и скачет на лошади, и вдруг делает резкий разворот. Тень оказалась позади лошади, он продолжил скакать, а затем вернулся к своим воинам. Он сказал - Знаете что, а ведь я это сделал. Я хотел показать вам пример земной жизни. Не важно, как быстро вы гонитесь за ней, вам никогда не удастся ее догнать. Но стоит вам повернуться спиной к этой земной жизни, она погонится за вами.
Помните, как сказал Лукман мудрый? Работайте на эту земную жизнь столько, сколько собираетесь в ней жить. И работайте на Ахират столько, сколько будете жить в Ахирате. И я выбираю жизнь в Ахирате.
Так как же мы проводим свою жизнь? Что заставляет нас жить так, словно мы никогда не умрем? Почему мы не встаем на утренний намаз? Почему мы не воодушевляемся вставать вовремя? Что же это? Мы говорим, что наша вера - это истина, но мы не распространяем её. Является ли это показателем нашего имана? Ведь если это так, нам нужно работать над ним! Потому что в наших глазах уровень нашего имана очень высок, и он никогда не опускается. Согласно убеждениям людей ахлю сунны валь джамаа уровень имана может падать и подниматься, тогда если ваш иман высок и никогда не опускается, то вы - ангел. Но ведь это не так! Или уровень вашего имана очень низок и вы не чувствуете никакой разницы, когда достигает самого дна, и вера остается лишь на кончике языка.
Однажды во времена Пророка (саляллаху алейхи васаллям) Абубакр (да будет доволен им Аллах) повстречал Ханзалу (да будет доволен им Аллах). А Ханзала - это сподвижник битвы при Бадре. Ханзала сидел и плакал. Абубакр спрашивает его - О Ханзала, почему ты плачешь? Почему ты такой грустный? На что Ханзала отвечал - О Абубакр, Ханазала стал лицемером. Сподвижник битвы при Бадре! Абубакр воскликнул - Это невозможно, как мог Ханзала стать лицемером! Тот снова повторил - Ханзала стал лицемером. Он спросил - как? Тот ответил - когда однажды я был вместе с Пророком (саляллаху алейхи васаллям), я почувствовал близость рая и ада, - то есть имелось в виду, так реально это было. Вот такими были сподвижники, их уровень имана был таков, что они реально ощущали близость рая. Они имели твердую веру и жертвовали всем, что имели. Все было реальным для них - Всевышний Аллах, рай и ад. Они клали руку в карман и все тратили ради Всевышнего.
Однажды Пророк (саляллаху алейхи васаллям) был со своими сподвижниками и к ним подошел молодой человек и сказал - О Посланник Аллаха, у меня есть сад и я хочу построить стену вокруг сада. Но посередине стоит дерево. И моему соседу - мусульманину принадлежит то дерево. Я попросил его продать мне то дерево, но тот сказал, что не продает. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) позвал того человека, а тот человек был на самом деле лицемером, он говорил языком то, чего не было в его сердце. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) попросил его - Продай мне то дерево и я обещаю тебе дерево в Раю. - Но тот человек был лицемером и он отказался. Там же сидел Абу Дахда (да будет доволен им Аллах) и он сказал - О Посланник Аллаха, если я принесу тебе то дерево, обещаешь ли ты мне дерево в раю? - И Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - Я обещаю тебе дерево в Раю. - Абу Дахда пошел к тому лицемеру и сказал ему - Продай мне это дерево. Лицемер сказал - Я не продал дерево Пророку, неужели ты думаешь, что я продам его тебе? На что Абу Дахда сказал - Ты знаешь у меня есть сад (а у Абу Дахды был прекрасный сад в Медине с дворцом и источником). И Абу Дахда сказал - Продай мне то одно дерево и я обещаю отдать тебе весь свой сад. Тот сказал - Да ты шутишь. А он ответил - Испытай меня. И тот дал ему одно дерево. А ведь Абу дахда знал, что однажды попадя в рай, он уже его не покинет.
Он вернулся к Пророку (саляллаху алейхи васаллям), которому Всевышний Аллах ниспослал ему откровение обо всем, что случилось. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - О Абу Дахда, когда ты ушел, я пообещал тебе одно дерево в Раю. Теперь я клянусь Аллахом в том, что для тебя Рай полон деревьев. - Но затем случилось еще кое-что. Пока Абу Дахда не было дома, его жена находилась во дворце. Абу Дахда пришел домой и сказал жене - Поторопись, давай покинем наш дом и сад. Она спросила - почему. Он сказал, потому что я поменял его на райские деревья, где ты можешь гулять сотни лет и никогда не найдешь конца. А что сказала жена? Она сказала - Что за прекрасная сделка! Вот какие люди! Они искренно верили в Аллаха, в рай и ад. А наш иман даже не побуждает нас совершить намаз. Мы более побуждаемы земной, чем вечной жизнью. И нам нужно над этим работать.
Так вот, Ханзала и Абубакр пошли к Пророку (саляллаху алейхи васаллям). Абубакр сказал Пророку (саляллаху алейхи васаллям) - О Посланник Аллаха, Абубакр стал лицемером. Ханзала сказал - Ханзала тоже стал лицемером. Пророк (саляллаху алейхи васаллям) спросил - почему? Они сказали - О Посланник Аллаха, когда мы с тобой, рай и ад как настоящие, но когда мы идем домой, это состояние меняется, наш иман уменьшается. - На что Пророк (саляллаху алейхи васаллям) сказал - Клянусь Аллахом, если вы сможете остаться в этом состоянии, когда вы со мной, спустятся ангелы и они пожмут вам руки.
Так вот, дорогие мои братья. Вот что поможет нам работать над собой - надо быть среди хороших людей, призывать к исламу. Поскольку дават - это невероятный способ увеличения своего имана. Он убивает нафс. Вы идете и даете дават своим братьям мусульманам или немусульманам, и в вас пробуждается искренность, вы просите у Аллаха направить вас на истинный путь и вы увидите, как всё это укрепит ваш иман. Да сделает Всевышний Аллах нас из тех, чья жизнь проводится ради Всевышнего Аллаха, когда утро, день и ночь проводятся ради Него. Да убережет нас Всевышний от всего плохого! Да вознаградит Всевышний Аллах всех за их добрые дела, да дарует Он нам всем истинный путь. Те, кто не могут финансово помогать давату, жертвуйте свои временем, предпринимайте усилия. Ведь это наша обязанность. Всевышний Аллах говорит: «Вы - лучшие из людей…». Человечество должно увидеть ваш благой нрав. Раньше было как - немусульмане хотели жить рядом с мусульманами, они переезжали вслед за своими соседями-мусульманами. А сейчас? Рядом с нами процветают наркодилеры, бандиты и им подобные. И ничего не меняется с течением времени. Да сделает Всевышний Аллах нас теми, кто помогает вере. Да сделает нас Всевышний теми, кто истинно, всем сердцем верит в Его величие!
Автор: Шейх Захир Махмуд