Каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин обязан знать что такое аврат и укрывать его.
Определение аврата
Аврат, аурат (на араб. عورة) в переводе с арабского - слабость, недостаток; слабое,
незащищенное место; половые органы.
Шариатское значение слова «аврат»: то, что необходимо прятать или то, на что является запретным смотреть.
Аврат мужчины в намазе
Авратом мужчины в намазе является то, что находится между пупком и коленями и он обязан прикрывать эту часть тела в намазе.
Аврат женщины в намазе
Авратом женщины в намазе является все, кроме лица и кистей рук и обязуется ей прикрывать в намазе все тело, кроме лица и кистей рук.
Всевышний Аллах говорит:
خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ
Смысл: «Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь» (сура аль-«А’раф», аят 31).
Сказал ибну Аббас, да будет доволен им Аллах: Цель этого [аята] - одежда в намазе. (Мугни аль-Мухтадж 1/481).
В хадисе от Аишы, да будет доволен ею Аллах, говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Аллах не принимает молитву женщины, у которой бывает менструация (т. е. она достигла половой зрелости), если на ней нет химар (головного покрывала)». Передал ат-Тирмизи (277) и назвал этот хадис хорошим.
Химар - это то, чем женщина покрывает свою голову, и когда женщине является необходимым покрыть свою голову в намазе, то покрывание остального тела является еще более необходимым.
Аврат мужчины вне намаза
Авратом мужчины перед мужчинами, кем бы они ни были (мусульмананами или немусульманами) и женщинами-махрамами1 является то, что находится между пупком и коленями. А что касается посторонних женщин, перед ними авратом мужчины является все его тело, кроме лица и кистей рук по достоверному мнению2, то есть, не дозволяется женщинам смотреть, кроме как на лицо и кисти рук постороннего мужчины, а если взгляд вызывает в женщине страсть, запрещается смотреть и на его лицо.
Всевышний Аллах говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ
Смысл: «Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие» (сура «ан-Нур», аят 31).
Аврат женщины вне намаза
Авратом женщины перед мусульманками является то, что находится между ее пупком и коленями, а перед немусульманками авратом является все, кроме того, что выявляется от нее по необходимости, как например при уборке по дому и подобное этому.
А что касается мужчин-махрамов, перед ними авратом женщины является то, что находится между ее пупком и коленями, то есть, дозволяется ей показывать остальные части тела перед махрами при условии защищенности от смуты (фитны). Если будет угроза смуты, ей не дозволяется показывать это.
Всевышний Аллах говорит:
وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ
Смысл: «Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано… …избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей и родственников, за которых им запрещено по шариату выходить замуж: отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей от других жён или своих братьев и сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или женщин-подруг (мусульманок)» (сура «ан-Нур», аят 31).
Слово «الزينة», приведенное в аяте толкуют как то, что выше пупка и ниже колен, слово «بُعُولَتِهِنَّ» - их мужья, а «نِسَائِهِنَّ» - женщины мусульманки.
При посторонних мужчинах вся женщина является авратом и не дозволяется ей открывать какую-либо часть своего тела перед ними, кроме случаев, когда есть оправдание этому, также как и мужчине не дозволяется смотреть на женщину, если она откроет какую-либо часть своего тела.
Всевышний Аллах говорит:
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
Смысл: «Предупреждай, о пророк, верующих мужчин о том, что ведёт к прелюбодеянию или к обвинению в нём, и скажи им, что им приказано потуплять взоры и не смотреть на запрещённые места женщин и на места, где они носят украшения, и сохранять своё целомудрие. Такое поведение - достойнее для них и отдаляет их от грехов и обвинения. Поистине, Аллах осведомлён о том, что они вершат, и воздаст им за это» (сура «ан-Нур», аят 30).
Передается от Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву и верующие женщины посещали ее, закутанные в свои накидки так, что возвращаясь домой, они оставались неузнанными». (Аль-Бухари, 365; Муслим, 645).
Состояний, когда дозволяется раскрывать аврат и смотреть на него - несколько:
1) При сватовстве. Дозволяется смотреть на лицо и кисти рук девушки при сватовстве.
2. Для свидетельства и при деловом или торговом отношениях (муг1амалат) дозволяется смотреть только на лицо, когда будет необходимость узнать эту женщину, и он не узнает ее, кроме как посмотрев на нее.
3. У врача или для лечения, дозволяется раскрывать аврат и смотреть на него по мере нужды.
Передают от Джабира, что «Умм Саляма попросила разрешение у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделать себе кровопускание и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абу Таййибе сделать ей кровопускание» (Муслим, №2206).
Лечение обусловляется тем, что бы оно проходило при присутствии махрама женщины или ее мужа, также отсутствием врача-женщины, которая могла бы лечить ее [ то есть, если есть врач-женщина, женщине запрещено обращаться за помощью к врачу-мужчине ]. И если есть врач-мусульманин или мусульманка нельзя обращаться к врачу-немусульманину3.
1 Махрамы - это близкие родственники, меж ду которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.
2 Передается от Умм Саламы, что она была с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Маймуной. Она сказала: «Пока мы были с ним, подошел ибн Умм Мактум. Это произошло уже после того, как нам было приказано соблюдать хиджаб. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покройтесь перед ним». Я спросила: «О, посланник Аллаха, разве он не слепой и может видеть и узнать нас?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве вы слепые и не видите его?» Передали Абу Дауд (№4112) и ат-Тирмизи (№2778), ат-Тирмизи сказал: хадис «хасан, сахих».
3 Порядок обращения к врачу для мусульманки: врач-мусульманка, если ее нет - врач-мусульманин, если его нет - врач-немусульманка и мужчина-немусульманин в последнюю очередь.
А Аллах знает лучше
На основе книги «аль-Фикхуль Манхаджи»