Гонтмахер о холодном душе после выборов

Nov 20, 2010 15:09

Решили ознакомить вас с интервью Евгения Гонтмахера, члена правления Института современного развития, заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений, в котором Евгений Шлемович затрагивает вопросы влияния социальной политики на электоральные процессы.

- Многие считают, что избирательная кампания уже фактически началась. Другие, не столь скорые в оценках, говорят, что мы только входим в новый политический сезон 2011-2012 годов, когда будут избираться новая Госдума и президент России. Хотелось бы понять, на каком фоне с точки зрения социальной обстановки, социальных проблем будут проходить эти выборы? А также - что нас ожидает сразу после их окончания, то есть после того, как все социальные предвыборные бонусы будут розданы?

- Выборы в России проходили каждые четыре года, теперь интервал будет побольше: пять лет для Думы, шесть - для президента. И пока что каждые четыре года мы имели в социальной сфере стандартную ситуацию - возгонку: повышение пенсий, пособий, заработной платы бюджетников. Кстати, я как человек, который занимается социальными вопросами, всегда был только за. Люди, их благосостояние - это все-таки основное, поэтому если власть делится небольшой долей своих нефтяных, газовых и прочих доходов в пользу людей, то и слава богу. То же самое будет и в 2011-2012 годах. В этом ничего оригинального нет, а небанально другое. Четыре года назад из того, что можно было дать людям, процентов пять от возможного все-таки дали. Остальное, правда, ушло на другие цели, влилось в, как у нас говорят, финансовые потоки, от которых большинству людей ни холодно ни жарко. Но какие-то крохи с барского стола государство все-таки отдало. Люди были довольны - действительно, пенсии, зарплаты стали побольше. Сейчас барский стол опустел - деньги в стране кончаются. К 2011-2012 годам социальные подарки, конечно, сохранятся, но будут скромнее. В виде индексации пенсий, правда, небольших - в меру официальной инфляции. Именно официальной, потому что есть инфляция для пенсионеров, а есть инфляция для богатых людей - считать можно по-разному. Будет и индексация заработной платы бюджетников, правда, тоже буквально на несколько процентов - то есть несущественная. Если посмотреть на проект бюджета на 2011, 2012 и 2013 годы, то мы увидим, что в 2011 году по сравнению с 2010-м расходы, например, на здравоохранение увеличиваются выше, чем инфляция, на 2012 год - тоже увеличиваются, а в 2013 году - уже уменьшаются. На этом фоне идут и разговоры о повышении пенсионного возраста. Министр финансов Алексей Кудрин на недавнем президиуме Госсовета, посвященном положению пожилых людей, публично заявил, что социальные обязательства в нашей стране уже зашкалили, дальше увеличивать их невозможно. Правда, президент сказал, что все равно надо что-то увеличить, но тем не менее я бы сказал так: в отличие от прошлого избирательного цикла после окончания нынешнего, в 2013-2014 годах, нас ждет ситуация холодного душа.

Это произойдет не потому, что в 2013 году случится резкое обмеление бюджета, а потому, что в 2012 году придет новый президент. И этот человек вместе с правительством, которое будет при нем, будут смотреть хотя бы на несколько лет вперед - ведь в 2015-2016 годах начнется очередной предвыборный цикл. Они понимают, что в течение срока, на который они будут избираться (а это шесть лет), уже не продержаться на прежнем уровне социальных обязательств. Теоретически можно еще 2-3 года потянуть с их сокращением, но потом надо будет срезать все обвально, а это чревато неприятностями. Поэтому думаю, что в 2013 году открытое сокращение социальных обязательств все-таки начнется.

Читайте интервью полностью...

выборы в Госдуму-2011, Е. Гонмахер

Previous post Next post
Up