Я обещала пост о наивной живописи. О наивистах я писала не один раз, но самым первым был пост о Владимире Иванчане, хорватском художнике так называемой хлебинской школы живописцев. С него и начнем.
Владимир (Владо) Иванчан (Vladimir Ivančan) родился 27 апреля 1954 г. в селе Молве, в Подравине. Подравина - это не географическое название, а историческое название территории в современной Хорватии на границе с Венгрией, так называют долину реки Дравы.
Владимир Иванчан с помощниками)
Он окончил технико-химический институт в Загребе и довольно долго работал химиком.
Картины Владимир Иванчан начал писать в 1972 г. В 1974 году он начал выставлять свои работы на групповых выставках, а первая персональная выставка состоялась через пять лет, в 1979 году. Еще через пять лет, в 1984 году Иванчан оставил работу химика и стал профессиональным художником (напомню, "профессиональный" в данном контексте означает "зарабатывает себе на жизнь своими картинами" - то есть это не означает профильного образования). К сегодняшнему дню Владо Иванчан принял участие в более чем 500 групповых выставках, организовано более 30 персональных выставок в Хорватии, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии.
Вивальди. Весна. масло/стекло. 700х700 мм. 1998 г.
Žitno polje (Зерновое поле). масло, стекло, 35 x 45 cm
Иванчан - один из инициаторов создания в 2013 году Молварского художественного кружка "Молварская весна" (Molvarsko proljeće) и его президент. Также, несмотря на свои почти 70 лет, является советником муниципалитета Молве. Иванчан - член Союза наивных художников Хорватии (HDNU), секции искусства "Podravka 72".
Polje s makovima (Маковое поле). ulje na staklu 45 x 35 cm
Maslačak. pastel 49,5 x 34,5 cm (Одуванчик. пастель)
Владимир Иванчан использует в своих работах и пастель, и акварель, и пишет маслом на холсте. Но основная его техника - это масло по стеклу. Вообще, техника масло-стекло - это традиционное искусство хлебинских художников. Для меня это выглядит немного странно, стекло все-таки дороже, чем холст или даже просто дерево. Интересно, чем обусловен такой выбор? Конечно, у стекла есть огромное преимущество перед холстом - его не нужно лакировать или каким-то другим способом закреплять краски. Но, с другой стороны, стекло настолько хрупкое, что мне страшно подумать, сколько картин просто разбилось.
Maslačci. pastel, 40 x 30 cm (Одуванчики. пастель)
Drava - Ribe (Драва - Рыбы). ulje na staklu. 60 x 45 cm
Интересно, как происходит процесс рисования на стекле, точнее, на обратной его стороне. То есть это не просто взяли стекло и использовали вместо холста - в конце работы его переворачивают, и рисунок остается как бы под стеклом. Из-за этого в такой технике есть свои тонкости. Как обычно пишут на холсте? Сначала делают подмалевок, вроде черновика, просто дают грубые общие пятна - тут земля, а тут небо. Потом начинают постепенно прорисовывать детали, от более темных к более светлым, от более крупного к мелкому, от общего к частностям. И так потихоньку переходят, например, к прожилкам на листьях или бликам на поверхности воды. На стекле все происходит с точностью до наоборот. Блики и прожилки делают первыми, потому что это будет первым слоем, когда вы перевернете стекло. Потом продвигаются к более крупным деталям и заканчивают фоном. Понятно, что так не сделаешь подмалевок, поэтому многие художники делают эскиз на бумаге, подкладывают его под стекло и как бы обводят эту картинку. А бывает и так, что художник работает вообще без эскиза, рисуя сразу из головы. Эта техника сложнее, чем писать на холсте, а ошибки на стекле исправить труднее.
Кстати, такой прием с перевочиванием стекла объясняет, почему на картинах хорватов люди частенько оказываются левшами))
Jesen. ulje na staklu. (Осень. масло, стекло). 40 x 45 cm
В России не очень известна школа хорватского наива (еще ее называют Хлебинской, хотя название не совсем корректное - школы в физическом понимании не существует, это просто собирательное название для художников села Хлебине и его окрестностей), но есть один известный коллекционер этого искусства - Владимир Темкин. Это очень увлеченный человек, много лет бережно собирающий картины хорватских художников, со многими из которых у него дружеские отношения.
Владимир Темкин о технике живописи на стекле: Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами.
Куропатка, красивая птица. масло/стекло. 730х580 мм. 2009 г.
Нирвана, масло/стекло. 450х650 мм. 2008 г.
Стиль художника относится к наивной живописи - я уже немного писала об этом в посте об Андрее Чикачеве и обещала показать, чем отличается "наивная" живопись художника, имеющего профессиональное образование, от наивного искусства того, кто пишет по наитию. Да, в полотнах Чикачева и Иванчана есть кое-что общее, но это общее скорее проявляется в духе картин, а не в стиле. Это непосредственное восприятие мира через чувства и эмоции, можно сказть - детский взгляд на мир. Но по технике эти работы отличаются весьма сильно. Вот что говорит нам Вики: "Отличительной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи, особенно трёх правил перспективы:
1.Уменьшение размера объектов пропорционально расстоянию
2.Приглушение цветов с расстоянием
3.Снижение точности деталей с расстоянием
Результатом несоблюдения этих правил являются:
1.Геометрически ошибочный эффект перспективы (общий искажённый вид, схожесть с детскими рисунками или средневековой живописью, но не более того)
2.Резкие границы объектов, неочищенный цвет на всех планах композиции без ослабления на заднем плане
3.Прорисовка деталей на всех планах, в том числе на заднем, где чёткость должна быть снижена
Вы можете и сами увидеть, что в живописи Чикачева соблюдены и анатомическая правильность людей и животных, и правила перспективы. Я сейчас не говорю о том, что Чикачев пишет в реальном стиле, а Иванчан - в символизме, об этом чуть ниже. В наивном стиле тоже можно писать "реальные" картины, можно изображать быт и людей. Я говорю именно о "правильности" рисунка.
Školjke (Ракушки). pastel, 65 x 50 cm
Nostalgija
Да, кстати, наивный стиль называют еще примитивизмом, но я не люблю и не использую в своих постах это название, оно имеет такую неприятную коннотацию. Я считаю, что этот стиль, может быть, и наивен, но ни в коем случае ничуть не примитивен.
Драва спит. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.
Иванчана называют художником, влюбленным в Драву, и действительно, в его творчестве можно увидеть очень много картин, посвященных этой реке. В отличии от многих других хорватских наивистов, Владо не пишет реальную жизнь. Его воображаемый пейзаж - это только отголосок конкретного ландшафта, отдельные кусочки реального мира, которые автор вписывает в свой холст (блин, глупо как-то звучит "в свое стекло"))), силой эмоций и воображения превращая их в мир метафоры и фантасмагории. Он воспринимает пейзаж Подравины, прогуливаясь по пустошам вдоль Дравы, но это не то, что видит глаз, это воспоминания, ассоциации, эмоциональные и психологические рефлексии. В итоге на картинах Иванчана мы видим не наив в чистом виде, а скорее импрессионистский наив, да и символизм тоже.
Lopoči (Кувшинки). ulje na staklu, 60 x 50 cm
Сумерки на Драве. масло/стекло. 780х580 мм. 2007 г.
Dunje (Айва). ulje na staklu. 45 x 40 cm
Вместо натуралистичного пейзажа у Владимира Иванчана не то живописный балет, не то красочная симфония. Волшебные образы - рыбы, балерины, цветы - закручиваются в каком-то фантастическом вихре, движение которого ощущается физически. Даже простой натюрморт с айвой под его кистью становится пейзажем, переплетенным с Дравой и одуванчиками.
Природу Подравины художник воспринимает, прогуливаясь по пустошам вдоль Дравы, но на этом всё взаимодействие с пейзажем прекращается. Всё творчество, всё дальнейшее созидание - это не изображение местности, а скорее продукт воспоминаний, ассоциаций, эмоционального восприятия и саморефлексии. Это и есть отличительная черта символизма (
Низовцев,
Ремнев) - художник изображает не то, что видит, а то, какие мысли и чуства вызывает у него увиденное.
Большая голубая ночь. масло, стекло. 650х650 мм. 2007 г.
Вообще, конечно, зная наивную хорватскую живопись, не приходится удивляться фантазийному подходу Иванчана к своим картинам - почти все художники хлебинской школы так или иначе пишут фантазийно и символически. Более подробно я напишу о них в отдельном посте, здесь назову основные моменты, отличительные признаки хорватского наива:
яркая, сочная, даже фантастичная цветовая гамма;
символ хорватского наива - петух;
сказочный лес с характерными деревьями.
Вспоминая Амаркорд. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.
Иванчан не первый, да и не единственный художник, который пытается запечатлеть свое ощущение в картине - импрессионизм давно уже занял эту нишу, - но, конечно, он один из тех, кому удалось создать оригинальный воображаемый рай, притягательный и искренний, идущий из глубины души живописца. Я очень люблю стихотворение Владимира Соловьева, и мне кажется, строки из него идеально подходят к творчеству Иванчана:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Эти строки очень перекликаются со словами Лиса из "Маленького Принца: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь." Владо Иванчан пишет то самое, что не увидишь глазами, давая нам возможность взглянуть сердцем.
Владимир Темкин о творчестве Иванчана: Подсолнухи, одуванчики, ракушки, рыбы и любимые кошки - они органично присутствуют в его жизни и на его картинах. Мир воспоминаний, метафор, эмоций и желаний. Художник впечатления, художник настроения, я бы сказал "импрессионист" наива.
Вивальди. Осень. масло/стекло. 800х650 мм. 1994 г.
Поющие подсолнухи. масло/стекло. 700х600 мм. 2008 г.
Пурпурный дождь. 42 х 52 см, стекло, масло
Владо Иванчан активно участвует в общественной художественной жизни. С апреля 2019 года в Хорватии был запущен проект, который на сегодняшний день стал уже традицией - “Pisanica od srca” (Пасхальное яйцо от сердца). Идея в том, что местные художники расписывают большие (2,05 м высотой) пасхальные яйца. Владо - постоянный участник росписи.
А осенью 2023 года члены арт-кружка "Молварская весна" делали роспись для детского садика Брегуница в Ново-Вирье. Трое художников - Владимир Иванчан, Джуро Якович и Мартин Жукин рисовали огромную картину. На ней изображено само здание детского сада, Нововирьевская церковь, непременная река Драва с волшебными лесами и аист, в честь которого детский сад получил свое название (так написано в интернете, но что-то я аиста не увидела, только ласточек).
Владимир Иванчан с картиной для садика
Владимир Иванчан о работе над картиной: Детский сад в Ново-Вирье выразил желание украсить вестибюль большой картиной, и этот проект был создан в соответствии с этим желанием. Наша гигантская картина, над которой мы работаем, имеет длину 4,5 метра и ширину 1,5 метра и скоро будет закончена. Если сложить, работа над картиной продлилась около 200 часов, и у каждого из нас троих была своя часть, при том, что нам нужно было следить за тем, чтобы все части вписывались в общую картину.
картина целиком
А напоследок, как всегда, котики)
На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!
Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.