Художники. Андрей Чикачёв

Dec 08, 2023 16:40

Что-то редко я пишу о художниках с национальным колоритом, а ведь это очень интересные, оригинальные художники, яркие и заметные. В этом смысле мои любимые пейзажи, например, не будут сильно отличаться друг от друга. Наверное, вы и сами замечали, что пейзажи, несмотря на географический разброс, различаются не настолько сильно. Они могут отличаться стилем изображения или живописной манерой самого художника, но природа - везде природа. А вот бытовые сцены, сценки из жизни - это то, в чем проявляется индивидуальность той нации, к которой принадлежит художник. И я очень радуюсь, когда вижу такие самобытные картины, очень интересно рассматривать повседневную жизнь народа с другими обычаями и укладом. Поэтому сегодня я решила написать о якутском художнике Андрее Чикачёве.



Я не была знакома с его работами, пока совершенно случайно не увидела картину "Бабушкин пирожок". Она была такой милой, такой напоминающей детство, когда ты сам - сладкий бабушкин пирожочек, что я тут же пошла смотреть другие картины, которыми и делюсь сегодня с вами.

Андрей Васильевич Чикачёв родился 27 апреля 1967 г. в селе Хатын-Сысы Ленинского района (ныне Нюрбинский улус), в Якутской АССР, в семье учителей. Андрей и его сестра-двойняшка Лена были младшими детьми в семье, еще у них было две старших сестры и брат. Будущий художник (который, впрочем, и не помышлял о подобной карьере) рисовал с детства - способности к этому были у всех детей в семье. Но если сестры и братья ходили в музыкальную школу, то маленького Андрея его мама, Зарема Федоровна, решила отдать в художественный класс.

Төлкө төрдө (Судьбы дорога) - Холст, масло 2018г


Интересно, что, в отличие от многих художников, о которых я читала и уже писала, Андрей Васильевич никогда не хотел стать художником. Хотя это не совсем правильное выражение, скорее, у него просто не было выбора, если можно так сказать) Дело в том, что быть художником - это мечта его отца, Василия Ивановича Чикачева, который ушел из жизни, когда маленькому Андрею было всего 2 года.

Андрей Чикачёв: В детстве я рисовал, как и все дети, ну, может, немного получше. Мой отец, сельский учитель, был очень талантлив, он прекрасно писал маслом и акварелью и мечтал стать художником, но не сложилось. Отец говорил: "Вот я не стал художником, но я хочу, чтобы мои дети стали". И у нас в принципе все рисовали, кроме Лены, моей двойняшки. Брат хорошо рисует, даже лучше, чем я. Помню, в Сунтаре, при музыкальной школе, мой первый учитель Валерий Павлов открыл художественный класс. Мама повела меня, приговаривая: "Вот папа у нас художник и хочет, чтобы вы рисовали". Я особо и не хотел быть художником, возможно, вообще другую профессию бы выбрал, если бы с детства этого не слышал. Но у меня выбора не было, все было предрешено (улыбается). Да и потом я не сильно хорошо учился, был средним троечником, куда еще деваться. Когда поступал, я опоздал на собеседование, декана уже не было. Преподаватель-искусствовед, которого я застал, посоветовала мне явиться через год. Потом спросила, будто пожалев, откуда я. Она вошла в мое положение и позволила наравне со всеми сдать экзамен.

Балаҕан маллара (Утварь балагана). х, м, 2013


Көмус ардах (Золотых карасей дождь). Холст, масло. 2012г


После окончания школы в 1982 г. Андрей Васильевич поступил в Якутское художественное училище, а после его окончания, в 1986 г. - в Дальневосточный институт искусств на факультет живописи, в мастерскую Литвинова С.А.

Андрей Чикачёв: Если бы я не стал художником, не знаю даже кем бы был. Никогда не задумывался над этим. Хотя в детстве я много лепил из пластилина, из всех игрушек один пластилин только и замечал. Пластилиновые фигурки везде были - в коробках под кроватью, на чашках, по всему дому. Может быть, из меня получился бы неплохой скульптор.

Эбээ бэрэскиитэ (Бабушкин пирожок) х. м. 2020 г.


Еще во время учебы в институте Андрей Васильевич участвовал в молодежных выставках, а с 1998 года он является членом Союза художников России. Является лауреатом премии "Лучшее произведение года", лауреатом премии имени Валериана Васильева (известный якутский художник-график) "Весна в декабре", специального приза "Тюрксой", награжден знаком "Духовность. Традиции. Мастерство" Союза художников России. В 2001 г. Чикачёв получил звание "Заслуженный деятель искусств РС (Я)", а в 2013 г. стал лауреатом Госпремии РС(Я) им. П.А.Ойунского (Платон Алексеевич Слепцов (Ойунский) - якутский учёный, общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. Государственная премия его имени присуждается за выдающиеся произведения в области литературы, искусства). С 2015 года Чикачёв сам является членом комиссии по присуждению этой самой Госпремии. Его картины находятся в Национальном художественном музее РС (Я), в галереях и в частных коллекциях США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Германии, Японии.

Полет. х, м, 2013


Зов. Холст, масло, 2010г


Одна из самых известных картин Андрея Васильевича - это "Одуванчики. Три грации". В 2014 году в Якутске даже была создана скульптура по этой картине. Ее создатели - художники-скульпторы Николай Чоччасов (из Якутии) и Шолбан Тарачи (республика Тыва), а эскиз делал сам художник. Кстати, фигуры детей на этой скульптуре отлиты в натуральную величину. Прототипами одной из девочек и мальчика стали дети Чикачева - Аня и Максим. Три милые девчушки, играющие возле ограды из жердей, малыш, с истинно детской непринужденностью делающий свои делишки, и желтые - в цвет одежды девочек - одуванчики... Для многих эта солнечная картина стала символом счастливого, безмятежного детства.

Андрей Чикачев о картине "Три грации": Изначально я задумал картину "Три грации" - библейская тематика, многие на этом сюжете останавливались. Я в шутку начал рисовать трех граций-девочек, среди них - моя дочка. В это время бегал вокруг меня мой младший сын. Я его тоже включил в картину. Дети быстро вырастают, а хочется их маленькими запечатлеть. Когда пишешь детей - никогда о плохом не думаешь. Хочется позитива в себе. И я всегда возвращаюсь к тому времени, к теплым воспоминаниям из детства. Мы выросли, вокруг рутина, работа, и хочется вернуться в эти светлые моменты. В моих картинах не всегда конкретные люди, это зачастую собирательные образы. Вот это те моменты, когда хочется вырваться туда в детство, стать чуточку добрее, лучше. Забыть всю эту грязь, уйти, очиститься. Делая такие картины, ты духовно очищаешься.

Три грации. Одуванчики. Холст, масло, 2002г





Андрей Чикачёв о семье: Мои дети, слава Богу, не рисуют. Я даже в свое время карандаши, кисти у них отбирал. Не хочу, чтобы они становились художниками. Очень сложно быть художником, если у тебя нет мощного рвения. У них другие интересы - компьютер, спорт. Я хочу, чтобы мои дети занимались любимым делом, чтобы им нравилось и они постоянно развивались. Хочу, чтобы они много путешествовали, повидали мир. Свою жену Вику я рисовал всего один раз по студенчеству. Понимаю, что надо больше своих рисовать, дети быстро вырастают, а хочется их маленькими запечатлеть. Сына Максима рисовал в "Орой-мэник отчуттар", в "Одуванчиках" дочка Аня.

Этот пост я начинала писать еще весной, но потом случился большой перерыв. И когда я сейчас села писать, то увидела ужасную новость: этим летом в семье Андрея Васильевича случилось страшное горе - его сын Максим погиб в Санкт-Петербурге. Я не знаю, что вообще возможно сказать в такой ситуации, и мне никогда не приходилось писать о таком в своих постах. Это рана из тех, что не заживут никогда, и я очень сочувствую всей семье и только надеюсь, что время хоть немного приглушит эту боль.

Орой-мэник отчуттар (Шаловливые сенокосчики). х, м, 2009


Андрей Чикачёв об отношении к свои картинам: Если честно, мне ни одна своя работа не нравится. Особенно когда заканчиваешь работу, то видишь там массу ошибок, думаешь - надо было не так, иначе сделать. Я всегда недоволен результатом. Есть какие-то нюансы, которые ты вовремя не заметил, всегда думаешь - вот в этом месте могло бы быть по-другому. Неудовлетворенность, недовольство появляется. Но потом, со временем, смотришь - и вроде нормально. Но чтобы думать - о, я шедевр сделал - такого не бывает. Хотя вообще-то, если бы передо мной не стояли материальные вопросы, я вообще ничего не продавал бы. Картины мне как дети, тем более, если ты на них своих детей красил. Конечно, жалко продавать. Писал бы в свое удовольствие, что-то дарил бы. Раз в год продавал бы картину в Лувр, Нью-Йорк, Третьяковку (смеется), но пока никто не спрашивает.

Коббуойдар (Ковбои). Холст, масло 2011г


Андрей Чикачёв о вдохновении: Деревня мне нужна как вдохновение. Очень люблю бывать там. Но если я туда перееду, она превратится в рутину. Хотя, возможно, на старости лет и изменю свою позицию. Не обязательно рисовать детей и стариков, мне нравится деревню писать, природу. Многие старики обижаются - почему ты деревню кривую, косую рисуешь, у нас сейчас в деревне не так, дорогу сделали, а ты рисуешь, как в послевоенные годы. Я иногда немного утрирую, такой собирательный образ остался, из памяти рисую. Мне нравится чувство такой деревни: некрашеной, первозданной.
Для меня ехать за тридевять земель писать турецкие пейзажи не интересно, я всегда думаю - а зачем? Вот недавно собрали тюркоязычных художников, отправили в Турцию, все начали рисовать город, где они находятся, турков, мусульманские темы. А я, наоборот, стал рисовать якутского охотника, они все так удивились. Они ведь не видели этого, им это интересно.

Эбээ оҕото (Бабушкин любимчик). Холст, масло, 2004г


Тыын (Возрождение). Холст, масло, 2018г


Андрей Чикачёв о картине "Вдова": Не все картины у меня позитивные. Например, "Вдова" - сидит старая вдова с портретами ушедшей молодости. Однажды, на выставку пришла женщина, села возле картины, смотрела на неё и плакала. Меня прям за душу схватило. Значит, что-то есть в этом. Такие картины писать сложновато, но их надо делать. Искусство должно трогать людей.

Вдова. Х, м, 2004


Андрей Чикачёв о процессе работы: Раз на раз не приходится, вот иногда над одной картиной можешь ходить-думать целый год и очень быстро написать. Или, наоборот, сидишь, холст мараешь, а в итоге получилась картина, но это бывает крайне редко. Но так, чтобы взял и сделал, никогда не получается.

Осень


Өрөгөйдөөх өргөс (Знатная вещь). Холст, масло, 2010г


Андрей Чикачев: картину "Теплый август" я написал недавно. Хотелось немного отдохнуть от тематических и жанровых картин. Природа всегда придает человеку сил, тем более такая близкая сердцу любого из нас картина - тихое озеро, где рыбак на лодке-ветке проверяет сети, охотничья заимка, дымокур во дворе и дым из трубы, уходящий в небо… Меня самого этот дым и "зацепил" на снимке девушки-фотографа. Я даже запах его ощутил. Созвонился с ней и попросил разрешения использовать этот мотив в своей картине. А теперь люди говорят, что, глядя на нее, вспоминают родные аласы, сенокосные угодья. Каждому она напоминает что-то свое. А "Переезд на сайылык" я написал по просьбе старшей сестры своего друга. Их отец-фронтовик, живший в селе Шея Сунтарского улуса, увлекался необычным для того времени делом - фотографией. Тогда ведь и фотоаппарат раздобыть было непросто, и снимки самому надо было проявлять, печатать. Но благодаря этому он создал семейную фотолетопись, сам, понятное дело, оставаясь за кадром. И сейчас его детям захотелось как бы снова вернуть это время, но чтобы отец был рядом. Мне принесли несколько маленьких черно-белых фотографий, на их основе я и написал эту картину. Опять-таки, это очень близкая нам тема: радость от близкой встречи с сайылыком - сборы позади, и сейчас семья тронется в путь. Все живы-здоровы, а впереди - целое лето.

Возможно, вы знаете, что такое сайылык, а мне пришлось гуглить) для тех, кто не знает: сайылык - это летник, летнее поселение у якут, которые устраивали в местах с богатой мягкой растительностью, у водоемов. Обычно они находятся в отдалении от зимнего поселка, туда отгоняют скот на лето, там же занимаются земледелием. Без сайылыка держать крупный скот в Якутии невозможно - животные быстро выщипывают траву в округе, а от перегонов на дальние пастбища болеют и теряют молоко. Поэтому сайылыки сохранаются в Якутии по сей день, правда, уже осовремененные - с электричеством, доильными аппаратами и прочей автоматизацией.

Теплый август


Переезд на сайылык


Самая главная картина в творчестве Андрея Чикачёва - это, пожалуй, "Мечта". Это картина, в которой едва ли не впервые проявился индивидуальный стиль художника, именно после неё о Чикачёве узнали и заговорили. На полотне изображен мальчишка, счастливый и немного растерянный от небывало большого улова. Карась - непропорционально огромный, как сбывшаяся мечта. Фон теряется в туманной дымке, яркие - как детские воспоминания - только дедушка, ребенок и рыба мечты. Существует даже версия, что художник нарисовал себя в детстве со своим дядей.

Мечта (Ыра санаа). х, м, 1997


Якутяне с удовольствием оживляют картины Чикачёва, в сети проходило даже несколько флешмобов. У Андрея Васильевича есть и муза - маленькая якутянка Айыына Кожурова изображена на картине "Бабушкины серьги", а в "Земляникином дне" она нарисована вместе со своей родной прабабушкой Эбээ Ылдьаана.

Земляникин день. х, м, 2022



Айыына Кожурова


Лето. 1996 (справа - Айыына Кожурова)




Чулуу уол Чолотууска (Неисправимый шалун). Холст, масло 2015г


Три богатыря. х, м, 2011


всем бы в таком возрасте оставаться такими грациями!))


Стиль Андрея Васильевича иногда называют наивным реализмом. Здесь нужно понимать, что наивисты в настоящем, первоначальном смысле - это только непрофессиональные художники, и в данном случае "непрофессиональные" означает отсутствие любого художественного образования. Их работы отличаются тем, например, что в них почти не соблюдается перспектива, в изображениях людей нарушены анатомические пропорции, практически нет теней от предметов - то есть нарисовано как бы "неправильно". В наше время настоящих наивистов можно пересчитать по пальцам, учитывая, что почти все непрофессиональные художники учатся рисовать сами, по видео или на курсах живописи. У меня был пост про хорватских наивистов - крестьян, живущих в деревнях, а в свободное время (обычно это зима, когда нет работы в поле) пишущих картины. К сожалению, там слетели картинки, но я хочу восстановить их в ближайшее время. Вы сможете увидеть разницу между настоящим наивным искусством и профессиональными художниками, работающими в этом стиле - всегда видно, когда художник не умеет рисовать, или умеет и осознанно нарушает правила для достижения какой-то цели, например, ради большей выразительности. И если говорить о картинах Андрея Чикачева, то я не могу назвать их наивными - они вполне реалистичны (то есть с тенями, объемами и правильными пропорциями), слегка иллюстративны, но при этом вполне следуют основным законам перспективы. Вот они:
1. объекты на переднем плане больше, крупнее тех, что находятся дальше;
2. объекты вблизи должны быть более цветными, более контрастными, чем объекты вдали;
3. объекты на переднем плане должны быть более прорисоваными, детальными, чем объекты вдали.
Посмотрите на картины ниже - разве они нарушают эти законы?  Но при этом творчество Андрея Васильевича схоже с наивным искусством особым восприятием мира - как будто мы смотрим на мир глазами ребенка, прямо и простодушно. Картины художника пронизаны спокойствием и искренностью, а его герои живут в гармонии с собой и окружающим миром.

Мартовский снег


Мунду бухатыыра (Гольяновый богатырь). Холст, масло 2008г


Ленские просторы


Андрей Чикачёв: Живопись для меня - это способ самовыражения, как банально бы это не звучало. Да и просто мой хлеб. Благодаря творчеству есть возможность познакомиться с интересными людьми, немало поездил. Конечно, хотелось бы больше работать, нужно время и условия. Не хватает только своей мастерской. Мой главный критик - я сам. Можно сказать, что я самоед. Но также прислушиваюсь к жене и к знакомым художникам.

Живопись Андрея Васильевича очень теплая, порой шутливая и всегда узнаваемая. Его картины не спутаешь ни с чьими другими. Если хотите увидеть больше работ, то вот его сайт.

Подружки. х.м. 2023г


А напоследок по традиции вам котик)

Эбээм ытарҕата (Бабушкины серьги). Холст, масло. 2020г


На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

реализм, пейзажи, чикачев, наивная живопись, андрей чикачев, масляная живопись, мое вдохновение, художники

Previous post Next post
Up