Художники. Андрей Ремнев

Aug 10, 2022 22:55

Привет всем.

Сегодня я хочу познакомить вас с почти иконописным современным художником Андреем Ремневым. Хотя почему "почти" - у художника имеется диссертация на религиоведческую тему, да к тому же 8 лет он обучался иконописи в монастыре, и к светской живописи пришел только после духовной...но обо всем по порядку.



Андрей Владимирович Ремнев родился 11 января 1962 года в небольшом подмосковном городке Яхрома.

Андрей Ремнев: Яхрома - удивительно красивое место, она стоит на высоких холмах, с которых открываются виды, похожие на пейзажи Брейгеля, канал, соединяющий реки Москву и Волгу, небольшие реки, леса и деревни, соседский старинный город Дмитров, ровесник Москвы, суда, движущиеся по каналу, обгоняющие их железнодорожные составы...всё это было видно из окна моего дома. Главным предприятием города была ткацкая фабрика архитектора 19 века, работницы ходили по улицам в платках, можно было увидеть полуразрушенную церковь фабрики, бараки, в которых жили люди, больницу, построенную фабрикантом. Яхрома полна прошлым, она дышит старыми днями.

1. Рыжая, 2004, 136х92, холст, масло


Его родители были врачами, но покажите мне врача, который не рисует или не писательствует помаленьку) у маленького Андрея способности к рисованию проявились уже в детстве, и в 14 лет он поступил в мастерскую заслуженного художника РСФСР Федора Васильевича Шапаева на обучение живописи. Как вспоминает Андрей Владимирович, это было огромным счастьем.

Андрей Ремнев: Лет в 11-12 я стал понимать, что хотел бы заниматься рисованием серьезно. И я попросил отца - а я знал, что у него есть хороший знакомый-художник - может, этот художник сможет достать мне где-нибудь беличью кисточку. Ну негде было мне ее достать самому. А знакомый этот и говорит - а пусть он мне свои работы покажет. Работы мои были самые обыкновенные, ничего особенного, но Федор Васильевич сказал: "Пусть он ко мне ездит заниматься". Потом уже я спрашивал Федора Васильевича, почему он начал со мной возиться, учить, я же был обыкновенным. Он ответил: "Я увидел, что у тебя есть желание. А это самое главное". Он жил под Дмитровом, в Орудьево. Каждые субботу и воскресенье я всё бросал и бежал на автобус. На двух автобусах я добирался туда, и это был такой восторг, такая радость - мало того, что ты приезжаешь в мастерскую художника, где настоящие картины, настоящая живопись, и мне очень повезло, что я оказался в учениках у такого большого художника. Он сразу ввел меня в профессиональную среду, я видел, как пишутся картины, меня очень радовало неформальное общение, рассказы о том, как художники жили, говорили и творили раньше. Это всё формировало мое внутреннее ощущение того, кем я хочу быть. Конечно, как ребенок, выросший во врачебной семье, я ясно осознавал значимость этой профессии и иногда хотел тоже стать врачом, потому что и родители, и старший брат - все врачи. Мой выбор в пользу искусства был сделан, наверное, в тот момент, когда я вместо магазинов игрушек стал ходить в художественные салоны и покупка хороших карандашей или красок делала меня счастливым. Собственно, и выбора-то даже и не пришлось делать, потому что с рисованием как-то все так шло и складывалось, что не хотелось идти против течения. Тем более, что это приносило мне огромную радость. Самым большим счастьем для меня оказалось оказаться в художественном училище - я оказался среди единомышленников.

2. Арахна 2007, 110х110, холст, масло


В 1979 году он продолжил учебу в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем, после службы в армии, - в Московском Государственного Художественного института им. Сурикова, в мастерской Клавдии Александровы Тутеволь и Евгения Николаевича Максимова. Но после института - да что там после выпуска, чуть ли не до сорока лет, уже будучи членом Союза художников и имея за плечами множество выставок, Андрей Владимирович, по его собственным словам, сомневался в том, хороший ли он художник. Он "чувствовал свою обычность", хотя, на мой взгляд, более самобытного и необычного художника еще поискать.

3. Зима-Весна, 2007, 90х90, холст, масло


Андрей Ремнев: Окончив институт, я не понимал, что буду делать: у меня не было ни своего стиля, ни уверенности в своем призвании. Я стал ходить в Спасо-Андроников монастырь, в храм Андрея Рублева, в Спасский собор, где настоятелем служит и по сей день знаменитый иконописец отец Вячеслав Савиных. Я стал заниматься там русской иконой. В музее Спасо-Андроникова монастыря, в Москве, я копировал лучшие образцы древнерусской живописи 15-17 веков. Техника, которую я изучал в мастерских монастыря, открыла мне тайны живописи; вдруг все художники прошлого стали мне близки. Изучив ремесло иконописца, я вдруг увидел, что использую те же пигменты и краски, что и старые мастера сотни лет до меня. Что я разделяю ту же систему ценностей, так же понимаю краски, как мой любимый Пьеро делла Франческа: одна краска - для неба, другая - для земли. Потом я стал применять эту технику не только в иконах, но и в картинах. В тоже время я работал над своими картинами, и в этот период окончательно сложилась моя собственная техника живописи. Зная природные свойства красок, можно создать сложное переплетение плотных и прозрачных слоев, как это делали старые мастера. Подобно художникам прошлого, я сам готовлю себе краски по старинным рецептам - использую натуральные пигменты на яичных желтках.

Это было трудное время для страны - девяностые. Восемь лет Андрей Владимирович занимался иконописью и считал это своим предназначением. Но потом художник женился и понял, что ради того, чтобы содержать семью, ему нужно заняться светской живописью. Он стал писать картины, но не ушел и от монументальной церковной живописи - не так давно он писал большую икону для Дивеевского монастыря, расписывал плафон в часовне рядом с Андрониковым монастырем.

4. Туча, 2005, 100х90, холст, масло


Бесстрастные лица, отрешенные и спокойные, как лики на иконах. При этом ситуации - вовсе не распологающие к бесстрастности: обнимающиеся влюбленные ("Лета"), танцующий Нижинский ("Вацлав") или бахвал Папагено ("Папагено") никак не могут быть безучастными, они - активные участники эмоциональной сцены. Но эта невозмутимость, отчужденность ставит их вне события, они - уже не участники, они некие антропоморфные персонификации, если можно так выразиться. При этом нельзя сказать, что персонажи равнодушны или холодны - это омут, в котором страстей не меньше, чем в действующем вулкане.

5. Лета, 2015, 90×90, холст, масло


6. Вацлав 2017, 122х91 см, холст, масло, поталь


7. Папагено (Сон Папагено). 2021, 150х100 см, смешанная техника


Это тем более заметно на контрасте с платьем персонажей. Художник просто потрясающе передает текстуры одежды. Парчовая ткань переливается, блестит шитьем, поражает воображение узорами. Узоры эти почти всегда выходят за пределы самой ткани, зачастую не подчиняясь изгибам складок, они одновременно и часть одежды, и часть фона. Этот прием, кстати, родом из Японии - восточные живописцы рисовали, например, изображение тигра поверх одежды героя, чтобы показать его бесстрашие и мужественность.

8. Высокая вода, 2016, 100×50, холст, масло


9. Лебединое озеро 2008, 110х90, холст, масло


Мистичность, таинственность, загадочность - этими словами тоже часто описывают творчество Ремнева. Его стиль часто называют сплавом русской иконописи и современного конструктивизма. От себя я бы добавила - с немалой толикой символизма. Один из часто повторяющихся символов в картинах Андрея Владимировича - это коса.

Андрей Ремнев: Коса является носителем большого пласта информации, свидетелем времени… Вот сейчас, допустим, очень популярны дреды. По смыслу это элемент близкий, а по духу совершенно другая вещь. Коса легко подвергается трансформации, а дреды - очень жёсткая, статичная конструкция. Когда человек смотрит на дреды, у него возникают одни чувства, а когда видит косу - прямо противоположные, можно так сказать. У меня дреды вызывают ассоциацию с непромытым колтуном, какая-то антиэстетика… Коса - воплощение чистоты, ясности, скромности. И ведь это всё - на подсознательном уровне возникает! Если вспоминать картины, где косы несут особую смысловую нагрузку, то в первую очередь приходят в голову две - "Разделение косы" и "Качели (Серый август)". Во второй картине коса играет очень большую пластическую роль. Её изгиб создаёт ощущение энергии, полёта. Представьте себе пантеру без хвоста. Коса является неотъемлемой частью движения фигуры. Очень часто приходится - опять-таки совершенно не думая об этом - находить завершение в деталях. Иногда рисуешь и думаешь: какие волосы сделать - прямые или, например, мокрые кудряшки… И меняется весь смысл от этой детали! Любые намёки, какие-то стилистические особенности причёски, даже просто движение какого-то локона сразу меняет настроение и иначе переживается зрителем. Поэтому часто приходится работать с косами и вообще с волосами для решения смысловых эстетических задач.

примечение: на Руси незамужние девушки (и старые девы) носили одну косу, замужние - две. Обряд расплетания одной косы и заплетания двух означал переход из одной категории в другую, при этом одна коса символизировала принадлежность Богу, а вторая - мужу.

10. Разделение косы. 2014 год, 100x100, холст, масло


11. Серый август (Качели), 2004, 80×114, холст, масло


12. Завтра будет ветер



В работах Ремнева вы увидите вдохновение японской гравюрой (ирисы и рыбы, "Камуфляж"), итальянским ранним Возрождением ("Портрет молодой женщины" Боттичелли и "Русалка" Ремнева), Венецией ("Навигатор"), Японией ("День рождения") и, конечно, провинциальной Россией ("Стружки", "Кедровые орешки", "Продавец игрушек").

13. Камуфляж, 2009, 120х80, холст, масло


14. Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины.


15. Русалка, 2004, диптих. Размер каждой картины 60х60, холст, масло


16. Навигатор 2015, 110x85, холст, масло


17. День рождения, 2009, 90х90, холст, масло


18. Стружки, 2015, 140×75, холст, масло


19. Кедровые орешки, 2001, 80×100, холст, масло


20. Продавец игрушек, масло, 83x105 см


Вдохновение художник черпает из мифов, из жизни старой России, из работ мастеров прошлого - в особенности раннего Средневековья. Например, он восхищается художественном вкусом, композицией и работой с формой Пьеро делла Франчески, и использует приемы пластического искусства, которые замечает в его картинах. "Пьеро делла Франческа все упростил и тем самым добился большей выразительности," - говорит Андрей Владимирович.

Андрей Ремнев: Я всегда говорю, что художник вдохновляется разными находками. Одна из моих первых картин, "Продавец лимонада", где девушка прильнула к юноше, который на голове держит кувшин с водой - это у меня была навязчивая идея, картина Энгра "Юпитер и Фетида", где Фетида прильнула к Зевсу. Этот жест был для меня идеей фикс - хочу это нарисовать, и всё!

21. Жан Доминик Энгр. Юпитер и Фетида


22. Продавец лимонада (Водонос), 1997, 100х90, холст, масло


Андрей Ремнев: Мой друг востоковед Евгений Штейнер рассказал мне, что в XVII-XVIII веках в Японии живопись называли "картинками для неспешного разглядывания". Вот и я стараюсь писать так, чтобы мои картины можно было рассматривать. Поэтому творческий процесс для меня вещь небыстрая. Вначале создается масса эскизов, которые я потом анализирую, выбирая лучшее. Подозреваю, что другого пути нет. Бывает, что картина закончена, а изюминки нет, и если не придумать жест или деталь, то общая идея будет дискредитирована. Вот и стоят некоторые почти готовые работы по несколько лет, ждут своего часа.

23. От Печки, 2019, 60х60, холст, масло


Несмотря на то, что Андрей Владимирович много где бывал, но своим особым эмоциональным пространством он считает исключительно Россию. По его словам, в других местах ему все нравится, но его эмоциональное восприятие там спит и просыпается в старинных русских городах - Гороховце, Костроме, Ярославле, Владимире, Воронеже.

Андрей Ремнев: Этим летом я путешествовал с семьей на яхте по Хорватии и увидел те пейзажи, которые сам раньше придумывал. Такой красоты я нигде и никогда не встречал, но смотрел я на нее как на красивую фотографию, не испытывая того восторга и сердечной радости, которые я ощущаю порой, глядя в окно. В церковной традиции это чувство называется благодать.

24. Зингаро, 2014, 65х65, холст, масло


По работам Андрея Владимировича делают даже коллекции одежды - в 2015 году это был испанский бренд Delpozo, вдохновленный роскошной, богатой структурой тканью нарядов, в 2018 - Виветта Понти, создательница итальянского бренда Vivetta, взявшая в работах мастера целые образы, а в 2019 году российский бренд Sorry, I'm not совместно с художником создали линейку одежды. Наша дизайнер Алена Ахмадуллина тоже использовала часть его картины для декора стены одного из питерских ресторанов, но, как говорит Ремнев, иностранцы, в отличие от наших соотечественников, всегда спрашивают разрешения на использование произведений и везде указывают первоисточник.

25. Коллекция Vivetta 2018 spring-summer


26. Метаморфозы, 2012, 90×90, холст, масло


27. Коллекция Vivetta 2018 spring-summer


28. Фаворит 2015, 110x95 см, холст, масло


29. Sorry, I'm not


30. Sorry, I'm not


Кроме картин в своем неповторимом иконописно-конструктивно-символистическом стиле, художник пишет натюрморты, этюды, портреты и - очень редко - пейзажи. Уже несколько лет Андрей Владимирович увлекается еще одной темой - зарисовками с натуры балетных артистов. Покажу буквально по одной работе.

31. Ананас, 2009, 75х150, холст, масло


32.


33. Двойной портрет Art Deco, 2018, 130x87, холст, масло


34. Маленький вечерний прудик, 2004, 100х100, холст, масло


35. Класс 2016, 40х56, бумага, китайская тушь


С 2011 года Ремнев вернулся в стены родного института, уже в качестве преподавателя. Несмотря на мировое признание и несомненные достижения, Андрей Владимирович - человек очень скромный.

Андрей Ремнев: Знаете, в юности я как-то открыл книжку стихов Есенина, которые он написал в моем возрасте. Признаюсь, что почувствовал себя убогим - насколько глубже были его мысли, серьезнее вопросы и чувства, которые его волновали. Тогда я понял, о чем надо говорить художнику. Главные критерии настоящего творчества - способность к чувственному постижению мира и умение передать эти эмоции зрителю. Конечно, художники всегда пытались объяснить свое восхищение окружающей действительностью научно, пытались понять законы красоты, но, прежде чем осмыслить ее, они сами эту красоту создавали. Сначала рисуешь, а потом анализируешь, почему это красиво. И это невероятное счастье, когда то, над чем художник мучается и страдает, находит отклику публики. Когда мне удается найти точный пластический элемент, благодаря которому картина выстреливает, и зритель это замечает - это ни с чем не сравнимое ощущение.

36. КвинтаЭссенция Quinta Essentia, холст, масло , 60 х113 см., 2011 г.


Если вы хотите увидеть больше работ Андрея Ремнева, то вот ссылка на сайт. А я на сегодня закругляюсь, и напоследок, как всегда, покажу котиков)

Портрет Поли 2011, 120x60, холст, масло, частная коллекция


Веста 2012, 100х60, холст, масло


Волга 2007, 120х110, холст, масло


Надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

иконопись, символизм, живопись, мое вдохновение, андрей ремнев, ремнев

Previous post Next post
Up