Восстановленный и дополненный пост.
Сегодня я хочу рассказать не о художнике, а о фотографе - хотя кто определяет, где сегодня проходит грань? Сейчас очень много диджитал-художников, рисующих на планшете (это не говоря уж о тех, кто рисует вообще чем ни попадя), а фотографы обрабатывают свои фото так, что те становятся произведениями искусства. И сегодня я хочу рассказать вам об одном таком авторе, шведском фотохудожнике Эрике Йоханссоне.
Эрик Йоханссон (хотя правильнее будет Юханссон - Erik Johansson) родился в апреле 1985 г. на ферме недалеко от Йётене, небольшого городка на юге Швеции. Рисовать ему нравилось всегда, сколько он себя помнит - возможно, сказалось влияние бабушки Эрика, которая была художницей.
Эрик Йоханссон: Когда мама спрашивала меня, как прошел мой день в школе, то вместо рассказа мне было бы проще нарисовать комикс.
1. Self Actualization, 2011
2. A Place Like Home. 2022
3. Full Moon Service. 2017
В то же время он всегда чувствовал, что его навыков рисования не хватает, чтобы выразить себя и свои идеи так, как он этого хотел. А в 15 лет у него появилась еще одна страсть - фотография. Его первой камерой была простая цифровая Фуджи, но Эрик был буквально заворожен: привыкший рисовать, он не мог отделаться от странного ощущения - ты получаешь результат сразу после того, как нажмешь на кнопку. С тех пор фотография стала его главным хобби, а снимать и обрабатывать кадры он учился самостоятельно.
Эрик Йоханссон: Я хотел сделать с фотографиями нечто большее - чтобы нажатие на спусковой крючок было только началом. Меня интересовали компьютеры, и было вполне естественным шагом начать именно с этого. Я играл с фотографиями в компьютере, пытаясь создать что-то, что невозможно было бы запечатлеть с помощью камеры. В основном это были очень простые изменения - например, я менял цвета на фотографии, пририсовывал себе лишний палец или помещал моих младших сестер на крышу дома. Так зародился мой интерес к манипулированию фотографиями, я учился этому, постоянно пробуя и стараясь, но профессией это стало только спустя годы.
4. Stellantis, 2019
5. Rejection Process. 2019
Действительно, долгое время фотография для Эрика была только хобби, но никак не настоящей профессией. В школе он неплохо разбирался в точных науках, таких как физика и математика, и в 2005 году поступил на факультет компьютерной инженерии в Технологическом университете Чалмерса в Гётеборге. Во время учебы он познакомился с зеркальной камерой. Это были совсем другие ощущения и возможности, и интерес Эрика к фотографии вспыхнул заново. Он освоил Фотошоп и проводил гораздо больше времени над каждой фотографией, добиваясь как можно большей реалистичности. Его работы, выложенные в интернет, привлекли внимание местных рекламных агентств, и у Эрика начали появляться заказы. Он закочил магистратуру по специальности интерактивный дизайн, но к тому времени уже понял, что фотография увлекает его намного больше. Эрик решил попробовать себя в фотографии - хотя бы чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Он переехал в Норчёпинг, обзавелся новыми друзьями и новыми впечатлениями, и начал получать заказы от международных компаний. В 2012 году Эрик переехал в Берлин, а в 2015 - в Прагу. По его словам, это помогает перезагрузиться и наполнится новыми впечатлениями. Впрочем, несмотря на страсть к новым местам, почти 90% пейзажей и локаций на фотографиях Эрика сняты в радиусе 10-20 км от его родной фермы.
6. The Average Consumer. 2020
7. Follow the rain. 2020
8. Self Supporting. 2017
В своих работах Эрик использует только свои собственные фотографии. Процесс создания работы начинается всегда с идеи - причем в разработке может быть сразу несколько идей, от простых до очень сложных, над которыми Эрик может трудиться по несколько месяцев и даже лет. Чаще всего трудность заключается в поиске локации - например, идея Demand & Supply пришла Эрику в голову в 2010 году, но он не мог найти места для ее реализации. Спустя почти 10 лет фотограф поехал на Фарерские острова для работы по заказному проекту и нашел там скальное образование, которое идеально подходило для воплощения давней идеи.
9. Demand & Supply
Следующий этап - это съемка, то есть сбор материала. Иногда Эрик снимает нужный материал на камеру и собирает всё во время компьютерной обработки фото, а иногда выстраивает сцену и сам создает необходимый реквизит. В любом случае, он не пользуется готовыми фотографиями других авторов и не дорисовывает ничего с помощью компьютерной графики - всё, что есть на его фото, каждый предмет, человек или деталь пейзажа, существуют в реальности и сфотографированы самим Эриком. Для важно полностью отвечать за своё фото и чувствовать, что всё сделано им самим. Эрик считает это принципиальным - только полностью контролируя процесс, можно создать реалистичную работу. Как пример создания реквизита, в работе Daybreaker рычаг в руках у мужчины сделан из дерева и затем раскрашен вручную.
10. Daybreaker. 2018
11. GROW WITH PROGRESS. 2021
12. Second Attic. 2021
Последний этап - это сборка. Эрик говорит, что это похоже на паззл, и если вы хорошо поработали над идеей и материалом, то эта часть становится самой простой. У вас есть все детали для будущей работы, и вам остается только собрать их вместе. Но далеко не каждая идея получает дальнейшее развитие, и не все реализованные идеи выкладывается в интернет. Эрик очень требователен к себе, и показывает только те работы, которыми доволен. Он не считает себя остросоциальным автором, его работы - это скорее воплощение идей, приходящих ему в голову. В то же время некоторые его работы имеют и экологическую направленность.
Эрик Йоханссон: Я думаю, в моих картинах не всегда есть критика: они в целом о людях, но иногда и о том, как мы не любим нашу планету, не заботимся о мире вокруг нас.
13. The Reset. 2020
14. All we have is now. 2021
У Эрика вышло две книги, Imagine и Places Beyond. Среди его клиентов есть очень крупные, такие как Тойота, Вольво, Майкрософт и Нэшнл Джиографик, он оформлял обложки для Pink Floyd и Bob Hund (шведская инди-рок-группа).
15. Imagine. 2016
16. Places Beyond. 2019
Особенно мое внимание привлекла реклама, которую Эрик делал для клиники Clienia. Это немецкая клиника психиатрии, психотерапии и ухода за стариками. Они сотрудничают с Эриком с 2017 года, и мне кажется, не просто так - его работы для клиники очень тонкие и точные, он подбирает образы яркие и понятные без слов.
17. Clienia. 2017
18. Clienia. 2022
19. Clienia. 2018
Эрик Йоханссон о картине "SET THEM FREE": В нашей семье было много картин с кораблями, и однажды я подумал: до чего же грустно, что они заперты в этих картинах, как в тюрьме, и не могут путешествовать. Здорово было бы их освободить, чтобы они могли уплыть оттуда. Я не знал, как им помочь, но подумал, что хочу снимать как можно больше воды. К рамке из секонд-хэнда я прикрепил резервуар с водой, собрался на озеро и дальше там и снимал остальное, чтобы картинка получилась реалистичной.
20. SET THEM FREE. 2012
21. FISHY ISLAND. 2009
Эрик говорит, что художники вдохновляют его намного больше, чем фотографы.
Эрик Йоханссон: Я черпаю вдохновение во всем, что меня окружает - от вещей, которые я вижу в своей повседневной жизни, до работ и музыки других артистов. Вдохновение для меня - это взгляд на мир с другой точки зрения. Меня больше вдохновляют художники, чем фотографы. Вот некоторые художники, которые меня вдохновляют: Сальвадор Дали, Морис Эшер, Рене Магритт, Роб Гонсалвес, Яцек Йерка, Шон Тан (австралийский иллюстратор), Маттиас Адольфссон (шведский иллюстратор), Свен Нурдквист (шведский детский писатель и иллюстратор). Я люблю детские книги, но меня может вдохновить почти что угодно.
От себя скажу, что некоторые работы Эрика - явные оммажи упомянутым художникам. Смотрите сами:
22. Эрик Йоханссон. Reverse Oposites, 2012
23. Морис Эшер. Относительность, 1963
24. Эрик Йоханссон. Expecting Winter. 2013
25. Роб Гонсалвес. White Blankets 20x24 1995
На сегодняшний день у Эрика прошло множество персональных выставок (а сейчас проходит выставка в Китае). В 2011 он стал лектором TED. Эрик выступает на конференциях и мероприятиях, а его работы можно заказать как принты разных размеров. Если вам интересно посмотреть на другие его работы, то
вот ссылка на сайт.
26. The Forest Library. 2019
А напоследок, как всегда, котик)
27. October 13th. 2022
На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!
Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.