В преддверии «Дня космонавтики»: «Поехали!» и - «приехали...»

Apr 11, 2022 04:42



Фото Анатолия Живаева - Ю.А.Гагарин

Ровно через неделю после первого полета человека в космос мне исполнится четыре года. Я, конечно же, ничего не помню. По рассказам матери, моя бабушка сильно перепугалась, когда в динамиках раздался громовой голос Юрия Левитана: она решила, что началась очередная война.


Я ходил в детский сад им.Ю.Гагарина. Среди моих друзей очень много ребят с именем Юра.
        В школе мы постоянно рисовали одно и то же: улыбающаяся голова в скафандре, с надписью СССР. Играли в космонавты и запускали в небо пневматические ракеты - предмет особой гордости их обладателя, поскольку не у каждого ребенка можно было встретить такую дорогущую игрушку. Бывало, таскали со стройки карбид и, с риском для жизни, запускали в «космос» консервные банки.
       Потом наступит 1968 год. Год, когда его не стало. Почему-то этот день мне запомнился очень хорошо: я стоял в коридоре, где на полочке в стене была установлена радиоточка и, затаив дыхание, слушал сообщение о его трагической гибели. И не хотел верить в то, что слышу.
       Первых космонавтов мы помнили наизусть, как таблицу умножения. Позже, когда запуски в космос станут обычным явлением, интерес постепенно пропадет. Но одно имя навсегда останется в моем сердце, поскольку оно связано с моим рождением, с моей эпохой, с моими надеждами...
       Гагаринская улыбка могла бы стать идеальной эмблемой нашей планеты на воображаемом межгалактическом форуме. Она такая проникновенная и искренняя, что сразу и безоговорочно отдаёшься ей всем сердцем, всем существом. И эта улыбка тоже будет сопровождать меня всю жизнь, согревая своей доверительностью и вселяя надежду на скорую, лучшую и достойную жизнь.
       И вот теперь, спустя  полвека (1), прокрутив как в кинематографе всё назад, я пытаюсь осмыслить и понять то, чему мне, в своё время довелось быть свидетелем. За эти годы, огромную страну так подбросило, что она просто, прекратила своё существование, сойдя с орбиты истории. Её осколки по инерции продолжают своё движение, шарахаясь из одной крайности в другую. Так, что уже и перестаешь понимать - в какую сторону всё это движется.
   Маятник истории качнуло в обратную сторону и многое с тех пор изменилось: мир, общество, сознание людей. Разделив и противопоставив каждого из нас друг другу, по политическим, социальным, идеологическим, религиозным и прочим признакам.
   И только гагаринская улыбка продолжает оставаться тем связующим звеном, что некогда объединяло все наше общество. Да что там общество - всю планету.
---------------------------------
Примечание:
1 - Статья была написана в 2009 году

ТРИ  КОСМИЧЕСКИЕ  БАЙКИ



ТАКИХ НЕ БЕРУТ В АСТРОНАВТЫ...

Среди всех космических курьезов и розыгрышей первое место по праву принадлежит шутке Оуэна Гарриотта. В 1973 году он входил в экипаж американской орбитальной станции «Скайлэб». Розыгрыш, который он устроил над офицером Центра управления полетами Робертом Криппеном, достоин навечно войти в анналы космонавтики.
           С собой в космос Гарриотт захватил диктофон, на который его супруга наговорила несколько заранее составленных фраз. Когда в один из дней оператор Роберт Криппен вышел на связь с орбитальной станцией, Гарриотт ждал у передатчика с диктофоном в руке. Между станцией и Центром управления состоялся следующий диалог:
          - «Скайлэб», это Хьюстон, ответьте.
          - Здравствуйте, Хьюстон, - бодрым женским голосом отозвалась станция. - Это «Скайлэб».
          Земля после секундного колебания поинтересовалась:
          - Кто говорит?
          - Привет, Боб, - отозвалась станция. - Это Хелен, жена Оуэна.
          Боб несколько секунд переваривал ответ, а затем с трудом выдавил:
          - Что ты там делаешь?
          - Я тут решила ребятам поесть принести. Все свеженькое, - успокоил его голос с орбиты.
          Центр управления молчал около минуты, а затем отключился. Видимо, у офицера связи сдали нервы.

ПОСЛАНИЕ ПЛЕМЕНИ НАВАХО

Когда в 1960-х годах НАСА готовила астронавтов для полёта на Луну, некоторые тренировки проводились в пустынях Аризоны на территориях резервации индейцев племени навахо.
          Один раз старый индеец с сыном пасли овец и наткнулись на одну такую команду. Старик, который говорил только на языке племени навахо, спросил через сына, который говорил по-английски:
          - Чем занимаются эти люди в больших белых костюмах?
          Один из членов сопровождающей команды ответил ему, что они практикуются для полёта на Луну.
Старик спросил, может ли он послать с ними на Луну сообщение. Сотрудники НАСА почуяли хорошую рекламу и быстро согласились. Они дали старику магнитофон, и тот записал короткое сообщение на языке навахо. Сын отказался перевести его на английский.
           Позже представители НАСА дали послушать сообщение другим индейцам навахо. Они все посмеялись, но ни один из них не захотел переводить послание старика на английский, ссылаясь на трудности перевода.
           Наконец, представители НАСА обратились к известному профессору-лингвисту - специалисту по индейским языкам. Тот послушал сообщение, засмеялся и перевёл:
          «Лунные братья! Следите за этими людьми в оба глаза - они пришли отобрать ваши земли!»

УДАЧИ, МИСТЕР ГОРСКИ!

Предание НАСА гласит, что на самом деле, первыми словами Армстронга были не заготовленное «Один маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества», а едва слышное: «Удачи, мистер Горски!»
           Кто такой этот Горски? Когда бы люди ни спрашивали Армстронга о Горском, Нил краснел и улыбался, но никогда не говорил об этом. Но однажды, четверть века спустя после первого полёта на Луну, на пресс-конференции во Флориде, американский астронавт решил таки раскрыть тайну этой фразы. Мистер Горски умер, и Нил чувствовал, что отвечая на вопрос, не повредит никому.
           И он поведал удивительную историю о том, что когда он был ребёнком, он играл в бейсбол с другом. Армстронг подал, и его друг ударил слету по мячу, который приземлился перед окном спальни соседского дома. Мистер и миссис Горски жили по соседству. Нил побежал за мячом, и когда наклонился, чтобы поднять его, он нечаянно услышал, как миссис Горски кричала на мистера Горски. Она орала со всей мочи: «Оральный секс! Ты хочешь орального секса? Ты его получишь, когда соседский ребёнок прогуляется по Луне!»

------------------------------------
(Во всех трёх случаях, источник, к сожалению, так и остался мне неизвестным /Г.С./)

Мои кумиры

Previous post Next post
Up