![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IjCT__V8I/AAAAAAAAIXM/1H-qp9oVJk4/s800/IMG_2230.JPG)
Прошло два месяца, а я все никак не выложу отчет о посещении оперного театра. Напомню, что в театре уже не первый год идет процесс реконструкции и реставрации, а в начале марта члены самарского отделения Союза архитекторов вместе с журналистами и представителями общественных движений и организаций посетили этот объект. О других объектах я уже писал ранее:
Реставрация по-самарски. Ч.1. Особняк А.П. Курлиной Реставрация по-самарски. Ч.2. Особняк П.И. Шихобалова ("Дом с атлантами")Начну я фотоотчет с фигуры рабочего на фасаде, которую открыли сравнительно недавно. Честно говоря, я пока не нашел ответа на вопрос, почему бетонная скульптура работы В.П. Акимова приобрела такой цвет и чем она покрыта. Расположенная симметрично ей скульптура колхозницы с мячем нормального цвета. Даже на увеличенном снимке непонятно, рабочий покрыт каким-то слоем или это копия, сделанная из другого материала. Надеюсь, что в скором будущем это выяснится, а фигуры примут первоначальный вид. Очень интересна тема творчества Василия Петровича Акимова. Надеюсь вернуться к ней по мере накопления фотоматериала, а пока заглянем в интерьеры бывшего ДК им. ВВ. Куйбышева и посмотри что там происходит.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IjDqaWOHI/AAAAAAAAIXU/_UqxxltN_rg/s800/IMG_2233.JPG)
Дом культуры им. В.В. Куйбышева построен в 1938 году по проекту Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена, частично на месте
кафедрального собора.
С 2006 года идет процесс реставрации и реконструкции. Уже освоено больше 1 млрд. рублей. По словам Александра Аксарина, недавно состоялась встреча губернатора В. Артякова с премьер-министром В.Путиным, на которой премьер обещал выделить еще 2 млрд. рублей на срочное завершение работ.
Ведущим, в основном, был директор проектного института "Русич" Святослав Славов, по проектам которого и ведутся работы.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IibYpFaJI/AAAAAAAAIUc/8N8ftUkMOZ8/s800/IMG_0363.JPG)
Когда мы вошли в фойе театра, свет в нем был погашен. Пришлось снимать в темноте со вспышкой. Толком рассмотреть детали не получалось. Чуть позже мы вернемся сюда и посмотри все при свете ламп.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IicuF7_HI/AAAAAAAAIUg/8GSVvsxF0lM/s800/IMG_0365.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iid7oh6rI/AAAAAAAAIUk/AZY3fitC4LQ/s800/IMG_0366.JPG)
Новые плиты в фойе театра.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iiee7YYDI/AAAAAAAAIUo/bdpoJsVSWno/s800/IMG_0368.JPG)
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IitpAcgGI/AAAAAAAAIVw/pdWw8rMDMSA/s800/IMG_0410.JPG)
А вот и освещенное фойе. Объектом охраны памятника вместе с фасадом являются и оба фойе. Тем не менее, подрядчик изменил планировку в связи с реконструкцией всего здания.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iiv5YBQYI/AAAAAAAAIWA/8d-yty-QeTc/s800/IMG_0424.JPG)
Нет, это не Владимир Ильич. Это депутат Михаил Матвеев (
blog_matveev ) позирует нам с Оксаной (
oks_k ). Ниша из искуственного мрамора появилась в фойе во время реконструкции. В ней планируется поставить бюст Д.Д. Шостаковича.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IiuWNRgeI/AAAAAAAAIV0/_PZHlDbGM-w/s800/IMG_0414.JPG)
Святослав Славов рассказывает о масштабе работ.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IixT2W5CI/AAAAAAAAIWI/EMglFvgt_JE/s800/IMG_0429.JPG)
Ваган Гайкович Каркарьян (справа) и Анатолий Викторович Шошин.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IifDk6vDI/AAAAAAAAIUs/BquL_O5VpF8/s800/IMG_0374.JPG)
Поднимаемся по лестницам на второй этаж. Свежая лепнина.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iifo9TLrI/AAAAAAAAIUw/bl7QvxSkYks/s800/IMG_0376.JPG)
Новенький парапет из искуственного мрамора.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IigQwA90I/AAAAAAAAIU0/6Ypq8H2esHA/s800/IMG_0377.JPG)
Главное фойе театра.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iig-1W-VI/AAAAAAAAIU4/Lr6Qsv1CTxY/s800/IMG_0378.JPG)
Здесь процессия ненадолго остановилась, чтобы задать вопросы ведущим и осмотреть фойе.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S-H2WUkf3gI/AAAAAAAAIm0/hRsdKOqn1Dc/s800/sf-1940-47.jpg)
Фото 1940 г.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S-H2W9My1vI/AAAAAAAAIm4/AM8bq5guzJs/s800/sf-1942-02.jpg)
Репетиция знаменитой "Ленинградской" симфонии Шостаковича. 1942 год.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IihsAmaNI/AAAAAAAAIU8/u_tqqqi-mHU/s800/IMG_0380.JPG)
Кроме искуственного мрамора, декоративные элементы зала были покрыты позолотой.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iiik-wFFI/AAAAAAAAIVE/ZRGXZ6xNvFY/s800/IMG_0384.JPG)
Основания мраморных колонн заменили на искуственный мрамор. Оригинальные были из гипса и разрушались от невнимательной публики, которая не смотрела себе под ноги.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IiiDRO1PI/AAAAAAAAIVA/lfAe25fj0Mw/s800/IMG_0382.JPG)
Декоративные стекла - еще одно новшество. Они "новые, отреставрированные", как сказал г-н. Славов.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IijCVXSgI/AAAAAAAAIVI/Q8HwNyM4uro/s800/IMG_0386.JPG)
Святослав Славов отвечает на вопросы архитекторов и журналистов. Тут-то мы и поняли, что расчитывать на то, что подрядчик понимает ценность памятника архитектуры 1930-х не приходится. Во-первых, Славов признал, что интерьер нижнего фойе, которое находится под охраной, был изменен. По заданию министра строительства В.Б.Леонтьева и министра культуры О.В. Рыбаковой была устроена ниша для установки бюста Шостаковича. Дальше интереснее, цитирую: "На фасаде, несмотря на мои героические усилия, на фасаде остались четыре барельефа (трактор и др.). Я хотел, чтобы было что-то более подходящее для театра... получается исключительно дикая комбинация. Здесь театр, роскошь, а на улице трактор. И остались кузнец справа и колхозница со снарядом. Я предлагал их заменить на более подходящие скульптуры, но отдел охраны памятников не разешил."
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/Srpzh9tZNQI/AAAAAAAAEds/lOLmnwB6_QQ/s800/IMG_7411.JPG)
По мнению подрядчика, читающий "кузнец" - это символ "гнилого интелектуализма". Интересно, что г-н. Славов говорил все это абсолютно искренне. Так же искренне он готов был заменить скульптуры Акимова на "более подходящие"...
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IipRgRayI/AAAAAAAAIVU/J0xy6hGrMQs/s800/IMG_0391.JPG)
В буфете мы опять встречаем искуственный мрамор.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iiou4c1VI/AAAAAAAAIVQ/Iciszz8zG9w/s800/IMG_0389.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IiqDysFsI/AAAAAAAAIVY/Cy5TUXSgP-w/s800/IMG_0392.JPG)
Этим же материалом отделаны и все дверные косяки.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IirUni7dI/AAAAAAAAIVg/uDmjA0RHY9A/s800/IMG_0399.JPG)
Вот и зрительный зал. Поскольку Дом культуры не был расчитан на постановку оперных спектаклей, было решено полностью реконструировать зал и сцену с прилегающими помещениями. Фактически, все, что не находилось под охраной, было перестроено.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IiqnVkfZI/AAAAAAAAIVc/0_lv-mlOIxM/s800/IMG_0397.JPG)
Председатель правления самарского отделения Союза архитекторов Юрий Михайлович Корякин внимательно слушает рассказ Славова.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IisFnKhDI/AAAAAAAAIVk/_jPQqJuOTrA/s800/IMG_0401.JPG)
Людмила Гавриловна Кузьмина (
ludmila_kuzmina ) пытается заглянуть в правительственную ложу. Дело в том, что в проекте ДК VIP-ложи не было, поэтому она появилась только с реконстрцкцией. Людмиле Гавриловне не удалось разглядеть ложу, но нам помог фотоаппарат.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9IisXplnrI/AAAAAAAAIVo/sAZlhbVttwc/s800/IMG_0405.JPG)
Губернаторская ложа.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iiy2mrEQI/AAAAAAAAIWQ/Ef1-i8aTeew/s800/IMG_0440.JPG)
Она же из партера.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii0g5F3tI/AAAAAAAAIWY/zhLLZO7t5NQ/s800/IMG_0445.JPG)
Сцена из партера.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Iizz5m-NI/AAAAAAAAIWU/IR5rjmJiaWo/s800/IMG_0442.JPG)
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii2TEVA6I/AAAAAAAAIWg/rdHWbX6gIYU/s800/IMG_0453.JPG)
На сцене кипит работа.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii52ezn8I/AAAAAAAAIW0/EPS4GBJmpUE/s800/IMG_0469.JPG)
"Кто забыл огнетушитель на сцене?":)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii3uiOfRI/AAAAAAAAIWo/rfUqUOoPZrY/s800/IMG_0458.JPG)
Самарский оперный театр не будет уступать итальянским сценам, заверил директор проектного института.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii4nrQpbI/AAAAAAAAIWs/bDL4V6uOWJc/s800/IMG_0463.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii5U1LqLI/AAAAAAAAIWw/WyBMdE25xuA/s800/IMG_0465.JPG)
Пока директор компании "Русич", актично жестикулируя, объяснял нам как устроена новая сцена, на сцене появился супергерой по имени Миша (так его представил С.Славов). Миша отвечает за внутреннюю отделку театра.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii1iPcTmI/AAAAAAAAIWc/PfYN47DGzCU/s800/IMG_0450.JPG)
Этот кадр со свисающим оборудованием мне особо нравится.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii8ZFZ0lI/AAAAAAAAIXA/9WaV1hyfEkM/s800/IMG_1299.JPG)
А в это же время, в левом крыле здания сохранился старый интерьер. Это помещения, занимаемые художественным музеем. Сохранилась деревянная лестница.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii7dZ4UmI/AAAAAAAAIW8/TIj2Q3925u0/s800/IMG_1297.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S9Ii-05aOiI/AAAAAAAAIXE/g0OPqucyDEI/s800/IMG_1312.jpg)
Много было разговоров о списанных театральных люстрах. По словам В.Г. Каркарьяна, люстры в фойе были хрустальные, повешенные во второй половине ХХ века. Историю о том, как люстры признали "физически и морально изношенными", можно прочитать в блоге у Виктора Долонько (
dolonyko ) по
ссылке. Оказывается, большую люстру тащили волоком к машине для дальнейшей утилизации(?), а по всему театру сыпались ее детали. Эта гирлянда с той самой люстры, а отдельно лежащий на фотографии кусочек теперь у меня дома.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/S982FIUeFSI/AAAAAAAAIlk/bFW38eAjVcY/s800/IMG_3280.JPG)
Да и что вообще говорить, если Святослав Славов даже не может запомнить номер легендарной симфонии, называя "Ленинградскую" Шестой. Напомню, что симфония была закончена Шостаковичем в Куйбышеве, а ее первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года в ДК им. В.В. Куйбышева. Кстати, наша "экскурсия" состоялась 6 марта, на следующий день после 68-го юбилея премьеры шедевра Дмитрия Дмитриевича.
Завершая свой рассказ, хочу сказать, что ДК Куйбышева больше не существует, теперь это совсем другое здание. Отчасти эти перемены оправданы, реконструкция под нужды театра оперы и балета необходима, но та роскошь, на которую тратятся миллиарды бюджетных денег не оправдана. 3 с лишним миллиарда рублей, включающие в себя изменения облика охраняемых объектов, искуственный мрамор, позолоту и другие излишки. При этом на особняк Курлиной и Шихобалова планируется выделить всего лишь около 200 млн. Планируется, т.к. когда это будет неизвестно. Я уже ничего не говорю об остальных памятниках, которые требуют срочной реставрации. Но нет, имперская роскошь гораздо важнее каких-то там развалюх. У министерства культуры есть оправдание, заказчиком работ в оперном театре является областное министерство строительства.
И не знаешь в конечном счете, радоваться тому, что у Самары будет настоящий оперный театр или возмущаться этому "пиру во время чумы"?