Реставрация по-самарски. Ч.3. ДК им. В.В. Куйбышева (Театр оперы и балета)

May 07, 2010 14:43



 
Прошло два месяца, а я все никак не выложу отчет о посещении оперного театра. Напомню, что в театре уже не первый год идет процесс реконструкции и реставрации, а в начале марта члены самарского отделения Союза архитекторов вместе с журналистами и представителями общественных движений и организаций посетили этот объект. О других объектах я уже писал ранее:
Реставрация по-самарски. Ч.1. Особняк А.П. Курлиной
Реставрация по-самарски. Ч.2. Особняк П.И. Шихобалова ("Дом с атлантами")
Начну я фотоотчет с фигуры рабочего на фасаде, которую открыли сравнительно недавно. Честно говоря, я пока не нашел ответа на вопрос, почему бетонная скульптура работы В.П. Акимова приобрела такой цвет и чем она покрыта. Расположенная симметрично ей скульптура колхозницы с мячем нормального цвета. Даже на увеличенном снимке непонятно, рабочий покрыт каким-то слоем или это копия, сделанная из другого материала. Надеюсь, что в скором будущем это выяснится, а фигуры примут первоначальный вид. Очень интересна тема творчества Василия Петровича Акимова. Надеюсь вернуться к ней по мере накопления фотоматериала, а пока заглянем в интерьеры бывшего ДК им. ВВ. Куйбышева и посмотри что там происходит.

 
Дом культуры им. В.В. Куйбышева построен в 1938 году по проекту Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена, частично на месте кафедрального собора.
С 2006 года идет процесс реставрации и реконструкции. Уже освоено больше 1 млрд. рублей. По словам Александра Аксарина, недавно состоялась встреча губернатора В. Артякова с премьер-министром В.Путиным, на которой премьер обещал выделить еще 2 млрд. рублей на срочное завершение работ.
Ведущим, в основном, был директор проектного института "Русич" Святослав Славов, по проектам которого и ведутся работы.

 
Когда мы вошли в фойе театра, свет в нем был погашен. Пришлось снимать в темноте со вспышкой. Толком рассмотреть детали не получалось. Чуть позже мы вернемся сюда и посмотри все при свете ламп.




 
Новые плиты в фойе театра.



 
А вот и освещенное фойе. Объектом охраны памятника вместе с фасадом являются и оба фойе. Тем не менее, подрядчик изменил планировку в связи с реконструкцией всего здания.

 
Нет, это не Владимир Ильич. Это депутат Михаил Матвеев ( blog_matveev ) позирует нам с Оксаной ( oks_k ). Ниша из искуственного мрамора появилась в фойе во время реконструкции. В ней планируется поставить бюст Д.Д. Шостаковича.

 
Святослав Славов рассказывает о масштабе работ.

 
Ваган Гайкович Каркарьян (справа) и Анатолий Викторович Шошин.

 
Поднимаемся по лестницам на второй этаж. Свежая лепнина.

 
Новенький парапет из искуственного мрамора.

 
Главное фойе театра.

 
Здесь процессия ненадолго остановилась, чтобы задать вопросы ведущим и осмотреть фойе.



Фото 1940 г.


Репетиция знаменитой "Ленинградской" симфонии Шостаковича. 1942 год.

  Кроме искуственного мрамора, декоративные элементы зала были покрыты позолотой.

 
Основания мраморных колонн заменили на искуственный мрамор. Оригинальные были из гипса и разрушались от невнимательной публики, которая не смотрела себе под ноги. 

  Декоративные стекла - еще одно новшество. Они "новые, отреставрированные", как сказал г-н. Славов.

  Святослав Славов отвечает на вопросы архитекторов и журналистов. Тут-то мы и поняли, что расчитывать на то, что подрядчик понимает ценность памятника архитектуры 1930-х не приходится. Во-первых, Славов признал, что интерьер нижнего фойе, которое находится под охраной, был изменен. По заданию министра строительства В.Б.Леонтьева и министра культуры О.В. Рыбаковой была устроена ниша для установки бюста Шостаковича. Дальше интереснее, цитирую: "На фасаде, несмотря на мои героические усилия, на фасаде остались четыре барельефа (трактор и др.). Я хотел, чтобы было что-то более подходящее для театра... получается исключительно дикая комбинация. Здесь театр, роскошь, а на улице трактор. И остались кузнец справа и колхозница со снарядом. Я предлагал их заменить на более подходящие скульптуры, но отдел охраны памятников не разешил."

По мнению подрядчика, читающий "кузнец" - это символ "гнилого интелектуализма". Интересно, что г-н. Славов говорил все это абсолютно искренне. Так же искренне он готов был заменить скульптуры Акимова на "более подходящие"...


В буфете мы опять встречаем искуственный мрамор.




 
Этим же материалом отделаны и все дверные косяки.

 
Вот и зрительный зал. Поскольку Дом культуры не был расчитан на постановку оперных спектаклей, было решено полностью реконструировать зал и сцену с прилегающими помещениями. Фактически, все, что не находилось под охраной, было перестроено.

 
Председатель правления самарского отделения Союза архитекторов Юрий Михайлович Корякин внимательно слушает рассказ Славова.

 
Людмила Гавриловна Кузьмина ( ludmila_kuzmina ) пытается заглянуть в правительственную ложу. Дело в том, что в проекте ДК VIP-ложи не было, поэтому она появилась только с реконстрцкцией. Людмиле Гавриловне не удалось разглядеть ложу, но нам помог фотоаппарат.

 
Губернаторская ложа.

 
Она же из партера.

 
Сцена из партера.




 
На сцене кипит работа.

 
"Кто забыл огнетушитель на сцене?":)

 
Самарский оперный театр не будет уступать итальянским сценам, заверил директор проектного института.




 
Пока директор компании "Русич", актично жестикулируя, объяснял нам как устроена новая сцена, на сцене появился супергерой по имени Миша (так его представил С.Славов). Миша отвечает за внутреннюю отделку театра.

 
Этот кадр со свисающим оборудованием мне особо нравится.

 
А в это же время, в левом крыле здания сохранился старый интерьер. Это помещения, занимаемые художественным музеем. Сохранилась деревянная лестница.




 
Много было разговоров о списанных театральных люстрах. По словам В.Г. Каркарьяна, люстры в фойе были хрустальные, повешенные во второй половине ХХ века. Историю о том, как люстры признали "физически и морально изношенными", можно прочитать в блоге у Виктора Долонько ( dolonyko ) по ссылке. Оказывается, большую люстру тащили волоком к машине для дальнейшей утилизации(?), а по всему театру сыпались ее детали. Эта гирлянда с той самой люстры, а отдельно лежащий на фотографии кусочек теперь у меня дома.


Да и что вообще говорить, если Святослав Славов даже не может запомнить номер легендарной симфонии, называя "Ленинградскую" Шестой. Напомню, что симфония была закончена Шостаковичем в Куйбышеве, а ее первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года в ДК им. В.В. Куйбышева. Кстати, наша "экскурсия" состоялась 6 марта, на следующий день после 68-го юбилея премьеры шедевра Дмитрия Дмитриевича. 


Завершая свой рассказ, хочу сказать, что ДК Куйбышева больше не существует, теперь это совсем другое здание. Отчасти эти перемены оправданы, реконструкция под нужды театра оперы и балета необходима, но та роскошь, на которую тратятся миллиарды бюджетных денег не оправдана. 3 с лишним миллиарда рублей, включающие в себя изменения облика охраняемых объектов, искуственный мрамор, позолоту и другие излишки. При этом на особняк Курлиной и Шихобалова планируется выделить всего лишь около 200 млн. Планируется, т.к. когда это будет неизвестно. Я уже ничего не говорю об остальных памятниках, которые требуют срочной реставрации. Но нет, имперская роскошь гораздо важнее каких-то там развалюх. У министерства культуры есть оправдание, заказчиком работ в оперном театре является областное министерство строительства.
И не знаешь в конечном счете, радоваться тому, что у Самары будет настоящий оперный театр или возмущаться этому "пиру во время чумы"?

события, Акимов, сталинский ампир, Аксарин, под угрозой, интерьер, реконструкция, архитектура, Самара, КССС, реставрация, Каркарьян

Previous post Next post
Up