Архитектурная керамика Михаила Врубеля в Самаре и Чапаевске

May 03, 2020 21:52





Михаил Врубель проявил себя почти во всех видах искусства, в том числе в керамике. Многие годы художник сотрудничал с Абрамцевскими гончарными мастерскими. В Самарском художественном музее хранится единственная работа Врубеля. Это майоликовая скульптуры «Морская царевна» («Волхова») из собрания Альфреда фон Вакано. Но керамику, выполненную по эскизам художника, можно встретить не только в экспозиции музея, но и в интерьерах и на фасадах самарского особняка Курлиной.





Особняк Курлиной в Самаре. Архитектор Александр Зеленко. 1903 год

Влияние Шехтеля

Архитектор Александр Зеленко жил и работал в Самаре около трех лет, но проект особняка для купца Курлина проектировал после возвращения в Москву. Об этом, во-первых, говорят даты постройки. Разрешение на строительство хозяин городской усадьбы получил в 1902 году (Зеленко уехал из Самары в 1900-м), а через год, в 1903-м, дом был готов.



Кованые ограждения в виде крыльев бабочки на доме архитектора Виктора Орта в Брюсселе и самарском особняке Курлиной. Верхнее фото отсюда: https://turbina.ru/guide/Bryussel-Belgiya-116907/Zametki/Bryussel-rodina-moderna-tch-1-64798/photo1668387/

Во-вторых, сама архитектура особняка Курлиной говорит о московском периоде творчества зодчего. С одной стороны, здание имеет ярко выраженные черты франко-бельгийского модерна, а отдельные кованые элементы даже напоминают ограждение балкона на особняке архитектора Виктора Орта в Брюсселе. С другой стороны, это очень «московская» работа Зеленко, отсылающая к произведениям Федора Шехтеля.



Левый кадр - "Гранд отель" на Александерплатц в Берлине (1883-1884 годы, не сохранился). Правый кадр - проект Русского торгово-промышленного банка в Самаре из книги "Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры" (1889-1900 годы).

Первые годы после возвращения в Москву Зеленко работал в мастерской Шехтеля. В это время по проекту Федора Осиповича строился особняк Рябушинского на Малой Никитской. Именно эта работа в большей степени и повлияла на облик самарского особняка Курлиной. Александр Зеленко редко прибегал к буквальному цитированию чужих работ. Исключение, пожалуй, составляет здание Русского торгово-промышленного банка в Самаре (1899 год), угловая часть которого отсылает к берлинской гостинице «Гранд Отель» на Александерплатц, построенной по проекту Карла Цаара и Иоганна Матиаса фон Холста в 1883-1884 годах (здание не сохранилось).



Особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве. Архитектор Федор Шехтель. 1900-1903 годы.

В проекте особняка Курлиной Зеленко использует аналогичные Шехтелю приемы и мотивы: общие принципы асимметричного решения объемов здания и композиции фасадов, растительные орнаменты в интерьерах, художественная ковка с вариациями на тему насекомых и т.д.



Абрамцевские мастерские

В оформлении фасадов и интерьеров особняка Курлиной активно использовалась керамика - голубой глазурованный кирпич и «кабанчик» с рельефными вставками зеленого цвета, различные оттенки плитки в облицовке каминов и стен столовой. Документальных сведений о происхождении керамических деталей (в том числе клейма производителя) не обнаружено, однако смело можно утверждать, что они изготовлены в абрамцевских гончарных мастерских.

Работая в мастерской Шехтеля, Александр Зеленко, очевидно, использовал имеющийся у Федора Осиповича обширный инструментарий и контакты. Шехтель формально не входил в абрамцевский художественный кружок, но поддерживал отношения с его участниками и основателем Саввой Мамонтовым, а также активно работал с гончарным заводом «Абрамцево». Здесь, например, по эскизам архитектора изготовили композиции для Ярославского вокзала в Москве. Дружба и совместные проекты связывали Шехтеля и с Михаилом Врубелем, много лет работавшим в абрамцевской мастерской. Вместе с ним зодчий оформлял и интерьеры особняка Рябушинского.



Верхнее фото - деталь особняка Якунчиковой в Пречистенском переулке в Москве отсюда: http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern. Нижнее фото - особняк Курлиной в Самаре.

«Ассириец» в столовой

На двух фасадах особняка Курлиной (по улице Фрунзе и по Красноармейской) располагаются вставки из рельефных зеленых плиток с изображением четырех листьев. Впервые эта работа абрамцевской мастерской появилась в 1900 году в Москве, в оформлении особняка племянницы Саввы Мамонтова Марии Якунчиковой в Пречистенском переулке (архитектор Вильям Валькот). Здесь использовались два вида рисунка, в том числе аналогичный самарскому.



Эскиз орнамента из книги Андрея Роденкова и Константина Лихолата «В творческой мастерской П.К. Ваулина».

Крупнейший исследователь отечественного модерна Мария Нащокина в своей монографии «Московская архитектурная керамика» предполагает, что плитка относится к работам Врубеля. Эскиз этого орнамента опубликован в книге Андрея Роденкова rodandrew и Константина Лихолата «В творческой мастерской П.К. Ваулина». Выдающийся художник-керамист Петр Ваулин до 1903 года работал в абрамцевских мастерских. Значительная часть произведений Врубеля выполнена при его непосредственном участии. С 1906 года Ваулин основал собственное производство, но в его мастерской использовались и наработки абрамцевского периода.



Деталь отделки камина в особняке Носова на улице Электрозаводской в Москве. Фото отсюда: https://ucrazy.ru/foto/1512403991-osobnyak-kupca-vdnosova-v-moskve.html

Еще один пример использования этой плитки встречается в оформлении интерьеров особняка Василия Носова на Электрозаводской улице в Москве (архитектор Лев Кекушев, 1903 год). Здесь рельефной керамикой отделан камин в столовой.



Камин и отделка стен столовой с использованием образа "Ассирийца" в самарском особняке Курлиной.

В «Абрамцеве» Врубель создал серию майоликовых скульптур. Упомянутая выше «Морская царевна» («Волхова»), «Весна», «Демон», «Садко», «Берендей», голова ливийского льва и другие. Одна из таких работ - «Пророк» («Ассириец»).



Фото слева - керамический рельеф в особняке Курлиной в Самаре. Остальные фотографии - объемные майоликовые скульптуры Михаила Врубеля (фотографии из открытых источников).

Существуют разные версии происхождения этого образа, вплоть до того, что он был навеян Федором Шаляпиным, сыгравшим ассирийского полководца Олоферна в опере «Юдифь» Александра Серова. Некоторые скульптуры Врубель делал в разных версиях. Судя по всему, «Ассириец» был выполнен не только в виде объемной майоликовой композиции, но и как рельеф на плитке. Именно такие керамические барельефы можно встретить в столовой особняка Курлиной.



Майоликовое панно с павлинами на храме Сергия Радонежского в Чапаевске.

Чапаевские павлины

Нельзя не упомянуть еще одно произведение, связанное с Михаилом Врубелем. В 1916-1918 годах в Иващенкове (сейчас город Чапаевск Самарской области) по проекту архитектора Дмитрия Вернера строился храм Преподобного Сергия Радонежского. По словам Марии Нащокиной, наружное оформление этого храма керамикой было необычным и не имело точных прецедентов в России начала ХХ века. Мозаичные майоликовые панно, глазурованный кирпич и «кабанчик» разных цветов, декоративные вставки из плиток с самыми разными изображениями, от цветов до павлинов и герба семьи Романовых. По своему декоративному убранству эта работа Вернера по праву может считаться самым ярким архитектурным произведением, построенным в Самарской области до революции.



Деталь эскиза печи из книги Андрея Роденкова и Константина Лихолата «В творческой мастерской П.К. Ваулина».

Дмитрий Вернер был очень дотошным архитекторам, уделял внимание малейшим деталям. Поэтому материалы для строительства и отделки храма заказывались в разных городах. Керамику запрашивали у московских поставщиков (компания «Артур Перкстъ и Ко»), из Оренбурга, в «Абрамцеве». Иконостас должно было изготовить «Товарищество Кузнецова» (не был реализован). Кроме того, в отделке встречаются клейма харьковского завода барона Бергенгейма и немецкой фирмы Villeroy & Boch.



Отделка печи в доходном доме Захарова в Санкт-Петербурге. Фото Фёдора Грибкова

Во втором ярусе церкви над главным входом расположено майоликовое панно, изображающее двух павлинов, склонившихся над кувшином. Аналогичный сюжет есть среди росписей Владимирского собора в Киеве, выполненных Врубелем в 1888-1889 годах. Исследователи предполагают, что художник является автором керамического образа. В доходном доме Захарова в Санкт-Петербурге есть печь с таким же декором, а в книге «В творческой мастерской П.К. Ваулина» опубликован ее эскиз.



Деталь отделки храма Преподобного Сергия Радонежского в Чапаевске

Кроме того, на фасаде храма есть еще один образец плитки, который можно отнести к работам Врубеля (эскиз также опубликован в книге Роденкова и Лихолата).



Эскиз из книги «В творческой мастерской П.К. Ваулина» и керамика в Чапаевске (зеркальный вариант).

Рельефный орнамент выполнен в том же стиле, что и «четыре листка» на самарском особняке Курлиной.



Эскиз из книги «В творческой мастерской П.К. Ваулина» и керамическая плитка на храме в Чапаевске.

В своей монографии Мария Нащокина атрибутировала рельефное панно с павлинами на чапаевском храме как работу мастерской Ваулина и предположила, что там же сделана по старым абрамцевским формам и часть остальной керамики. Однако в архивных материалах по строительству храма нет упоминаний кикеринского завода, зато есть переписка Вернера и его заказ на гончарное производство «Абрамцева» в Бутырской заставе. Отсюда можно сделать предположение, что значительная часть декора храма в Чапаевске изготовлена в Москве, а некоторые его детали могут относится к работам, выполненным по эскизам Михаила Врубеля.

Армен Арутюнов

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 9 апреля 2020 года, № 6-7 (179-180)

Абрамцево, Шехтель, плитка, Врубель, мои публикации, детали, Зеленко, Вернер, архитектура, фасадная плитка, Самара, Чапаевск

Previous post Next post
Up