Почему необруталистский «Рашпиль» Александра Белоконя должен быть серым

Nov 19, 2017 21:07



На проспекте Ленина в Самаре проводят капитальный ремонт дома номер 32. Двадцатиэтажный монолитный жилой дом построен по проекту московского архитектора Александра Белоконя в 1987 году. Архитектура здания относится к стилю позднего необрутализма. Изначально дом был серым. Архитекторы (главный архитектор района и управление главного архитектора города) решили, что таким он и должен остаться, согласовали цвет с жителями, а подрядчик начал работы по покраске.

Неожиданно работы прекратились. Якобы остановил их кто-то из высокопоставленных чиновников. Параллельно с этим некая группа активистов начала собирать дизайнерские предложения по оформлению фасада. Ну и что, что брутализм, людям мол не нравится серый цвет и все такое...

Я считаю, что красить дом не надо бы вообще, цементно-бетонную фактуру можно привести в приличный вид другими способами. Но покраска в серый цвет - единственный компромисс. Итак, почему других вариантов быть не должно. (мои фото прошлогодние, рекламу с фасада демонтировали)


1. Самарский «Рашпиль» - памятник позднего необрутализма, одного из направлений модернизма. Но если модернизму свойственно стремление к легкости, прозрачности, то здесь - напротив, преобладают мощные формы, грубая фактура материала. Термин «брутализм» происходит от французского «béton brut» - «необработанный бетон». То есть обработка поверхности бруталистского здания, а тем более его покраска в другой цвет противоречит самой идее этой постройки.



2. Это один из двух ярких памятников необрутализма в Самаре. Второй - башни элеватора на реке Самарке. Оба здания уникальны для своего времени. В возведении монолита элеватора (первый в мире элеватор башенного типа) впервые в Самаре применили технологию скользящей опалубки, а «Рашпиль» - первое ее использование в жилищном строительстве.



Надо сказать, что склонность к необрутализму проявлялась и в работах самарских архитекторов. Например, один из эскизных проектов Обкома («Белый дом») на площади славы (архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк) - откровенная реплика Бостон Сити Холла, одного из самых известных памятников необрутализма в мире.



3. Это авторское произведение народного архитектора РФ Александра Белоконя и группы архитекторов ЦНИИЭП жилища. «Задавшись целью проверить целесообразность возведения башенных зданий в передвижной опалубке, архитекторы имели в виду: малая оборачиваемость опалубки способствует тому, что «тираж» одного дома будет насчитываться единицами, и это убережет силуэт города от однообразия высотных доминант. Для другой «серии» домов понадобится создание нового комплекта опалубки - следовательно, можно (и нужно!) изменять и сам проект".



Дом Белоконя в Уфе после ремонта. Фото Роберто Конте
Если сравнить самарский «Рашпиль» с аналогами в Уфе, Минске и других городах, то мы обнаружим массу различий. К сожалению, во всех этих городах первоначальный облик домов искажен, они выкрашены в белый цвет. Единственный аутентичный образец архитектуры Белоконя - Самара. Давайте уважать авторские решения.



4. Контекст. Проспект Ленина - модернистский ансамбль. Областная библиотека Андрея Гозака и «Рашпиль» Александра Белоконя - две архитектурные доминанты, контрастирующие с длинными, размером с квартал, жилыми домами. Как и в любом ансамбле, во время ремонта здесь можно применять лишь методы, материалы и цвета, характерные для конкретного стиля. Областная библиотека уже стала жертвой безграмотного ремонта. Покраска «Рашпиля» окончательно погубит ансамбль, а сам дом либо утратит доминирующую функцию и превратится в обычную высотку (в случае белого цвета), либо станет очередным китчем (в случае применения цветных решений).



5. Экспертное мнение. Архитекторы и исследователи модернизма со всей России сходятся во мнении, что самарская работа Белоконя должна сохранить первоначальный облик. Если потребуется, я готов предоставить мнения экспертов, есть устная договоренность с ними.



Фото итальянского фотографа Роберто Конте.
6. Специалисты со всего мира приезжают в Самару, чтобы оценить это архитектурное произведение, а европейские архитекторы используют идеи Белоконя в своих произведениях. “Рашпиль” помещают на обложки книг и журналов по советской архитектуре Самары. Это один из архитектурных брендов города.



Ну и напоследок, отрывок из моей статьи "Советский храм и летающая тарелка: гид по самарскому модернизму" написанной для Strelka Magazine. Полностью гид можно посмотреть по ссылке.

Двадцатиэтажное здание на углу проспекта Ленина и улицы Осипенко стало первым монолитным жилым домом, построенным в городе с применением метода скользящей опалубки. Архитектор Александр Белоконь создал три типовых проекта жилых домов башенного типа. Кроме Самары, дома этой серии есть в Минске, Алма-Ате и Уфе.

В доме 152 квартиры, по восемь на этаже. В торцах расположены эвакуационные лестницы. Положение здания на участке обусловлено требованиями инсоляции и градостроительным контекстом - постройка идеально вписалась в ансамбль проспекта Ленина, но при этом дом повёрнут глухим торцом к реке, что ограничивает жителям панорамный вид на Волгу.

«Замечательный пример позднего брутализма, достойный встать в одном ряду с домом на Беговой Андрея Меерсона и зданием аэропорта Шарль-де-Голль-1», - пишут Виталий Стадников и Олег Федоров в книге «81 архитектурный шедевр. Путеводитель по современной архитектуре Самары». Грубая фактура голого бетона и ритм чередующихся балконов напоминают поверхность крупного напильника, из-за чего в народе за домом закрепилось название «Рашпиль».

брутализм, модернизм, Азаров, архитектура, Белоконь, Самара, под угрозой

Previous post Next post
Up