О даче Екатерины Антоновны Курлиной я писал в блог несколько раз. Здание в мавританском стиле в 2008 году было реконструировано, в результате чего лишилось большей части декора. Была уничтожена терраса возле дома. По
фотографиям, которые я сделал в санатории "Волга" (дача Курлиной - люксовый корпус военного санатория) в 2009-м, складывалось ощущение, что веранда второго этажа в восточном стиле полностью демонтирована и застеклена заново. К счастью, я ошибался. На днях в сообществе
"Старая Самара" ВКонтакте обнаружил фотографию главного фасада, на которой видно, что колоннада сохранилась, а остекление выполнено поверх старых конструкций.
Изначально веранда была открытой.
Константин Головкин в краеведческой картотеке 1925 года указывает, что автором проекта дачи является московский архитектор Федор Шехтель. Впрочем, об этом чуть позже.
В советские годы часть веранды заложили, а арки на первом этаже застеклили.
Примерно в таком виде дача дожила до 2003 года.
В 2006-м здание выглядело уже вот так. Судя по всему, шла расчистка оригинальных конструкций, хотя по фото кажется, что делали это ковшом экскаватора. Больше фото
здесь.
Ну и в конечном счете в 2008 году здание отремонтировали (не путать с реставрацией), после чего оно приняло тот вид,
о котором я неоднократно рассказывал в своем блоге. То, что веранда сохранилась - очень радует. Остается надеяться, что в нашем военном округе когда-нибудь появится генерал, понимающий ценность аутентичного облика дачи, построенной одним из выдающихся зодчих начала ХХ века. Тогда и все наслоения уйдут в небытие, и утраченные элементы декора будут восстановлены. А пока просто порадуемся самому факту сохранности здания и его веранды.
Ну и еще раз про Шехтеля. Напомню, что недалеко от дачи Курлиной располагается загородная вилла купца Сурошникова, которая также построена по проекту Шехтеля. Долгое время мы ее
принимали за дачу Башкирова, а в краеведческой литературе закрепилось суждение, что дача Сурошникова утрачена. Однако, удалось выяснить обратное. Подробнее о двух работах Шехтеля (особняк и дача) и купце Сурошникове, для которого они были выполнены,
можно прочитать по ссылке.
В противоположную сторону от дачи Курлиной располагалась деревянная вилла в мавританском стиле, принадлежавшая купцу Ромашову (не сохранилась). Я уже писал об этом, но хочу вернуться к теме. В очередной раз просмотрев все имеющиеся данные, я убеждаюсь в том, что все три дачи (Курлиной, Сурошникова и Ромашова) были спроектированы Федором Шехтелем. Изложу вкратце свои аргументы, а их у меня три.
1. Головкин.
Константин Павлович в своих записках перечисляет волжские дачи:
В.М. Сурошникова, каменная, из белого кирпича, по проекту московс[кого] архитектора Шехтеля;
...
А.С. Ромашова, деревянная, в маврит[анском] стиле, по проекту московс[кого] архитектора... (пропуск в тексте);
Е.А. Курлиной, каменная, в мавританском стиле, по проекту арх[итектора] Шехтеля;
Таким образом, Головкин наверняка указывает на две работы Шехтеля - дачу Сурошникова и Курлиной. В первом случае есть документальное подтверждение авторства, в остальном же я не вижу причины не доверять Головкину. Константин Павлович был очень внимательным и дотошным архивистом, а в пору своего купечества наверняка общался со всеми тремя, тем более, что и сам был дачником, и еще каким.
Знаменитая "Дача со слонами", выстроенная по собственному проекту Головкина - одно из лучших произведений в стиле модерн в Самаре.
То есть мы имеем три дачи. Все три спроектированы московскими архитекторами, две из которых Шехтелем, а загородный дом Ромашова под вопросом.
2. Курлины.
Хозяева всех трех вилл - родственники. Екатерина Антоновна Курлина (Шихобалова) и Мария Антоновна Сурошникова (Шихобалова) - родные сестры, дочери Антона Николаевича Шихобалова, а Анатолий Ромашов - первый муж Елизаветы Курлиной (дочь Екатерины Курлиной (Шихобаловой)).
Кроме того, все три дачи находились рядом друг с другом. Между домами Сурошникова и Курлиной на 7-й просеке располагается овраг и небольшая рощица с аллеей, спускающейся к Волге. Дача Ромашова стояла на 8-й просеке. Не берусь утверждать, что все три располагались друг за другом вдоль берега, но определенно, неподалеку.
3. Стиль
Все три здания имеют общие черты. На мой взгляд, объединяет их не только единство стиля. Сходство есть как в деталях (медальоны и рельефные узоры на мавританских постройках), так и в композиции и объемно-пространственном решении дач. Четырехчастный фасад, одинаковое расположение открытых веранд и ризалитов, смещенные влево от ризалита башни на даче Курлиной и Ромашова, схожие высотрые акценты. Складывается ощущение, что все три дома - вариации на тему одного и того же проекта в средневековом духе.
Одним словом, еще чуть-чуть, и пазл сложится.