На прошлой неделе в самарском
Доме журналиста прошла пресс-конференция, посвященная судьбе негосударственного театра "Город". Театр, образованный в 1985 году, очень хочет стать муниципальным. Руководство театра направило обращение по этому поводу Главе города. Этот факт сам по себе интересно обсудить на основе доводов, представленных на пресс-конференции, что я и сделаю чуть ниже.
Но это еще не все. Негосударственный театр "Город" не только хочет стать муниципальным, он хочет наконец-то обрести свое здание, и ни больше, ни меньше,
"дачу со слонами"...
Сама пресс-конференция, ее организация, участники, цели и информационный "выхлоп" - отдельная тема, о которой я так же скажу пару слов. Надо сказать, что активную помощь театру в этом вопросе оказывает "Комитет спасения старой Самары". Коллеги из "КССС" на пресс-конференцию меня почему-то не позвали, впрочем не удивительно. Был уже один случай, о котором опять же под катом:)
Вопросов очень много. Решил их писать не общим текстом, а по отдельности:
1. Начну с того, что сама идея пресс-конференция явно принадлежит не театру. Скажите, пожалуйста, зачем устраивать за один месяц две пресс-конференции по данному вопросу, если письма написаны и ответа еще нет? Вызвать резонанс в СМИ и таким образом повлиять на решение вопроса со стороны мэрии? Скорее всего.
2. Участники пресс-конференции:
Быкова Татьяна Викторовна - директор негосударственного учреждения Театр «Город»;
Филипповский Артём Александрович - режиссер театра «Город»;
Стрелкова Зинаида Викторовна - старший научный сотрудник Самарского литературного музея им. М.Горького;
Кудряшова Татьяна Виленовна - краевед, член Самарского регионального общественного движения «Комитет спасения старой Самары».
Обратите внимание, на пресс-конференции нет ни одного театроведа, театрального критика или хотя бы человека, способного профессионально рассказать о деятельности театра. Зато участвовала старший научный сотрудник литературного музея, которая рассказала о возникновении театра в Самаре. Весьма показательный момент, хотя судить о качестве театра я не берусь, поскольку не видел ни одного их спектакля.
3. Текст пресс-релиза явно писался не театралами. Я имею в виду часть, посвященную сравнению Самары и Перми. В частности, сравнивается численность населения двух краевых столиц и количество театров в них. В Перми их 12. У нас 8, хотя выяснилось, что перечислены не все самарские театры:) Таким образом получается, что в Перми на один театр в среднем приходится в среднем 82 тыс. жителей, а в Самаре 166 тысяч.Железная логика, согласитесь?:) Когда режиссер "Города" Артем Филипповский читал этот фрагмент с листа, сложилось ощущение, что он мало что знает о "Культурном альянсе" и самопровозглашенной культурной столице России. Зато названия узнаваемые!:)
При этом не приводятся маркетинговые исследования посещения самарских театров. Аншлаги в них не так уж часты. Могу сказать, что даже на выездной "Золотой маске" в зале Драмтеатра было немало пустых мест. Вместо этого мне начали рассказывать пол роль культуры в жизни города.
4. Театр просит совсем небольшой бюджет. Всего 1,5 миллиона"Эта сумма включает в себя расходы на обновление материально-технической базы театра, оборудование новых декораций, постановку новых спектаклей, фонд оплаты труда". Друзья, разделите 1,5 миллиона на 12 месяцев, а затем на 12 человек в коллективе (предположим, что актеры и директор получают одинаковую зарплату). В итоге мы получаем около 10 тысяч ежемесячно. А оборудование, декорации, постановка новых спектаклей? Это я к тому, что сумма, на мой взгляд, занижена. Впрочем, мои расчеты более чем приблизительны и на них можно не обращать внимание.
5. Интересная деталь. Театр обращается с просьбой к Главе города, устраивает пресс-конференцию, "раздувает тему", а на мероприятии присутствует один из сотрудников мэрии, советник (в отпуске) руководителя департамента культуры Дмитрий Лобойко
loboyko, он же председатель Комитета спасения старой Самары (или бывший председатель?:)).
Когда речь зашла о здании дачи со слонами, директор театра заявила, что по поводу этого здания их консультировал кто-то в городской администрации, иначе бы они и не узнали, что дача Головкина пустует. Понимаете, на что я намекаю?
Я, кстати, обещал рассказать один забавный случай, связанный с нежелательностью моего участия в мероприятиях КССС. Я не вспомню, когда это точно было, но год был 2009-й. На очередной пешей прогулке по старой Самаре, которые я регулярно посещал тогда, появилась съемочная группа ГТРК во главе с собкором Андреем Волковым. В какой-то момент съемочная группа перестает снимать объекты и саму прогулку с рассказом ведущего и переходит к записи комментариев участников прогулки.
В этот момент ко мне подходят Виталий
papilkin (один из главных создателей пиар-проекта КССС) и Дмитрий
loboyko и сообщают о том, что на Льва Толстого горит памятник архитектуры и они собираются туда ехать. Я предложил взять с собой съемочную группу ГТРК, но они заявили, что не хотят, что это уникальный информповод и т.д. Предлагают поехать с ними. По глупости я соглашаюсь. В результате, мы приезжаем к дому, который сгорел еще несколькими годами раньше на пересечении Арцыбушевской и Льва Толстого, где нас встречает девушка и показывает фото пожарной машины рядом со зданием. Следа пожарников не видно. Затем оказывается, что девушке нужно на ЖД вокзал и мы ее туда подвозим. Обратно ехать Дмитрий не спешил, выбирая наиболее длинный путь. В результате, к нашему приезду съемочной группы телеканала на месте уже не оказалось, а значит Андрей Волков не взял бы у меня комментарий, который мог бы помешать "правильному" освещению деятельности КССС. Ребята сработали очень четко и оперативно. Молодцы:) После этого я нисколько не удивился тому, что меня не пригласили на пресс-конференцию, посвященную театру "Город".:)
6. Почему именно "Дача со слонами"? Процитирую:
"Все театральные площадки в Самаре сегодня расположены в так называемом "историческом" центре.
Исторический центр уже давно не является ни географическим, ни деловым центром Самары. Такая концентрация театров в одном не густозаселенном месте, со слаборазвитой дорожной сетью, проблемой парковок и т.д. является естественным барьером для посещения театров жителями так называемых "спальных районов" и новых микрорайонов..."
Про то, является ли "центр" центром я промолчу. Выбор дачи обусловлен тем, что она не расположена в центре? Допустим так, но почему не предложен какой-нибудь Дворец Культуры, которых в городе немало и которые гораздо больше подходят для театра? Предположим, тот же ДК Заря, который в данный момент реставрируется. Здание рабочее и является муниципальным, насколько я знаю.
Если говорить о центре города, то нельзя не вспомнить о помещении бывшего Дома учителя на Куйбышева, которое используется "Арт-пропагандой". Хороший зал, требующий реставрационных работ. Гораздо дешевле и быстрее было бы произвести их на Куйбышева, чем реставрировать дачу, где требуется комплексная работа.
Но театр не ищет легких путей и сразу же хочет получить один из самых ярких памятников архитектуры Самары.
7. Я против передачи "дачи со слонами" театру "Город".
Не секрет, что дача Головкина является уникальным для Самары зданием с огромнейшим потенциалом. Есть у нее положительные и отрицательные стороны. К примеру, расположение. С одной стороны здание выходит на Волгу, с другой же удалено от основных магистралей, что затрудняет попадание туда пешеходов. Для того, чтобы попасть на дачу надо долго идти по улице Советской Армии или ехать туда на общественном транспорте.
Для того, чтобы культурный центр, который возможно будет располагаться в здании, полностью реализовал свои возможности, нужно обеспечить привлекательность объекта для жителей. У публики должно возникнуть желание туда попасть не только ради слонов, но и ради наполнения, а иначе здание можно демонстрировать прямо сейчас, безо всяких учреждений внутри.
А теперь представьте, что в здании располагается далеко не самый лучший театр города и, к примеру, театральный музей, о котором тоже шла речь в пресс-релизе. Устроен причал для подхода теплоходов и т.д. Как вы считаете, много людей захочет идти на дачу ради театра? Для теплоходов это вообще не актуально, на мой взгляд, а что касается жителей города, то расположение театра в любом случае будет отталкивать потенциальную публику от посещения. Место для этого совершенно не выгодное.
Совсем другое дело, если на комплексе дачи будет располагаться учреждение, связанное с искусством. Я сознательно не буду сейчас писать о возможных вариантах, но их немало и они могли бы привлечь внимание как жителей, так и гостей города и украсить и без того роскошный памятник архитектуры.
8. Итого. Достоин ли театр "Город" того, чтобы быть муниципальным - решит мэрия, независимо от того, сколько будет проведено по этому поводу пресс-конференций. Отзывы о театре, как я понимаю, противоречивые. Вчера слушал критику в адрес коллектива по поводу качества постановок со стороны человека, из театральной сферы. Сам пока воздержусь от оценок по уже упомянутой причине.
Если театр станет муниципальным, ему понадобится здание, но им ни в коем случае не должна быть дача К.П. Головкина, иначе значительная часть потенциала здания останется неиспользованным. О том, что может там располагаться стоит как-нибудь написать отдельно. Мнение Зинаиды Стрелковой о том, что дачу могут снести и построить на ее месте что-нибудь, я считаю бредом, простите за грубость.
9.И напоследок о реакции СМИ на пресс-конференции. Первую, как я уже говорил, я пропустил. По ее результатам была небольшая заметка в "Волжской коммуне". Второй раз издание писать материал не стало по той причине, что ничего нового сказано театралами не было. Съемочная команда ГИС Самара поснимала немного, но даже не дождалась вопросов от журналистов. На мой взгляд, самое интересное было как раз в это время, но съемочная группа успела к этому времени уехать. А вот информационный портал "Парк Гагарина", который радует своевременными публикациями на разные темы,
неожиданно удивил. Я ожидал от журналистов портала если не аналитическую статью, то хотя бы нормальный репортаж. В итоге, ни один вопрос, заданный мной на пресс-конференции, не упомянут, а их было много и вопросы находились далеко не на все. Стало обидно за такое поверхностное освещение интересной темы. Кроме того, в статье идет речь о даче Петра Головкина, а не Константина. Как это называется? У Константина Павловича действительно был брат Петр, архитектор по профессии, но причем тут он?:) На мой взгляд, Константин Павлович Головкин заслужил того, чтобы его имя ни с кем не путали...