Дача К.П. Головкина ("Дача со слонами"). Экскурсия блогеров

Nov 18, 2011 00:35



Идея экскурсий с блогерами по закрытым архитектурным памятникам Самары появилась у меня еще этой весной, но по разным причинам не получалось дать старт этим мероприятиям. К счастью, в минувшие выходные состоялась первая экскурсия блогеров. Мою инициативу о проведении экскурсии поддержала Татьяна Самохвалова, руководитель Управления информации и аналитики мэрии Самары, а так же советник мэра Алла Демина - один из самых активных защитников культурного наследия Самары. Благодаря Алле Сергеевне и Татьяне  блогеры получили доступ в Дачу купца Головкина ("Дачу со слонами"). На дачу и обратно блогеры были доставлены на транспорте, организованном мэрией Самары. В экскурсии так же принимал участие заслуженный архитектор России, член-корреспондент РААСН Ваган Каркарьян.
Из блогеров на экскурсии были Нина seleste_rusa, Петр yacubson, Павел matrokreazoth, Антон greatgonchar, Ирина nekta_ja, Хорен horen, Андрей human_oid, Ирина vasilira, Сергей solepsizm, Екатерина oveczka, Володя sv_bob и Настя merlya.
Еще раз хочу поблагодарить Аллу Сергеевну и Татьяну за поддержку и помощь в организации мероприятия, а так же Вагана Гайковича за участие в осмотре дачи.
Спасибо блогерам, что нашли время и пришли на экскурсию. К сожалению, не всем удалось к нам присоединиться, но эта экскурсия не последняя. По мере возможности я буду организовывать аналогичные мероприятия на другие памятники архитектуры Самары.
Под катом моя статья про дачу Головкина, опубликованная на сайте Самарская губерния. История и культура, фотографии и ссылки на отчеты участников экскурсии, а так же несколько моих фотографий с дачи.

Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами. «…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», - писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586-1886». Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др. Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Сам же Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо. Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре. Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя . Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».

Здание построено в 1908-1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина - в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался удожник Г.П.Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.

Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей - верандой, террасами и смотровой площадкой на башне. К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.
Скульптурам дачи Головкина часто придавалось мистическое значение.

Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина - скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада. Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов - в будущем известный куйбышевский скульптор.

«Самара - родина слонов», - часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича - человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, - то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены озлобленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями. Существует версия, что в 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились - в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок.

Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома - женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу. Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, - нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.

Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи. В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой. В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».
После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях. Последние десятилетия оно служило клубом располагающегося по соседству Самараводоканала. Ныне здание не используется.
Дача купца К.П.Головкина является также объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны - своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы.
Самарская губерния. История и культура. "Дом со слонами", автор: Армен Арутюнов.

В мае прошлого года мы уже имели возможность попасть на дачу со слонами. Мои прошлогодние отчеты можно посмотреть по ссылкам:
Дача К.П. Головкина ("Дача со слонами"). Часть 1. Портреты участников.
Дача К.П. Головкина ("Дача со слонами"). Часть 2. Фасады.
Дача К.П. Головкина ("Дача со слонами"). Часть 3. Интерьеры.
Дача К.П. Головкина ("Дача со слонами"). Часть 4. Слоны и виды Волги.

А теперь фотографии и ссылки на отчеты блогеров:



vasilira с постом 12 НОЯ, 2011.


oveczka с постом Дом со слонами.


nekta_ja с постом Память на века.


sv_bob с постом Архитектурный памятник начала ХХ века "Дача Головкина"


solepsizm с постом Дача Головкина. Архитектурный памятник Самары.


human_oid с постом Дача Головкина (Дом со слонами).


matrokreazoth с постом в сообществе show_me_samara Дом со слонами: застывшее ожидание.


seleste_rusa с постом Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слонами.


yacubson с постом Знаменитая Дача со слонами самарского купца Константина Головкина.А так же без фотографий:
greatgonchar с постом Негде помидору посадить
Надеюсь, в скором будущем появится пост Хорена horen.

seleste_rusa Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слонами.
yacubson Знаменитая Дача со слонами самарского купца Константина Головкина.
matrokreazoth Дом со слонами: застывшее ожидание.
nekta_ja Память на века.
sv_bob Архитектурный памятник начала ХХ века "Дача Головкина".
vasilira 12 НОЯ, 2011.
solepsizm Дача Головкина. Архитектурный памятник Самары.
oveczka Дом со слонами.
human_oid Дача Головкина (Дом со слонами).
greatgonchar Негде помидору посадить.

Ну и совсем немного моих фотографий.




















Ваган Гайкович Каркарьян

Ваган Гайкович, я и Алла Сергеевна обсуждаем возможность реставрации дачи. Фото Петра yacubson.
Проект реставрации памятника архитектуры федерального значения, выполненный Натальей Басс готов и отправлен в министерство культуры для включения в областную программу по сохранению объектов культурного наследия. Сметная стоимость реставрации около 55 миллионов рублей. Надеюсь, что уже в следующем году найдется возможность для начала работ по реставрации дачи.



ЖЖизнь, фотография, дача, мои публикации, под угрозой, Демина, Головкин, друзья, модерн, Самара, реставрация, Каркарьян

Previous post Next post
Up