Пять аргументов против воссоздания собора на пл. Куйбышева

Apr 14, 2011 19:49



Год назад я писал большой иллюстрированный пост, посвященный истории застройки площади Куйбышева, где упоминал и существующий проект восстановления разрушенного в начале 1930-х кафедрального собора Самары, который подверг резкой критике. напомню, что еще в 2008 году между скверами ближе к Чапаевской было освящено место под строительство храма. Освятил его Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, избранный на Патриарший престол через несколько месяцев, после кончины Патриарха Алексия II. На время о проекте строительства здесь храма все забыли.
Недели две тому назад появилась неофициальная информация о том, что этот проект вновь рассматривается в Самарской епархии, и на нового мэра Самары Дмитрия Азарова azarov63  оказывается сильное давление со стороны РПЦ. Не хотел бы я оказаться на месте мэра, если это так. С одной стороны, Дмитрий Игоревич желает поддерживать хорошие отношения с РПЦ, с другой же, любой градоначальник понимает, что одобрив проект и пообещав содействие, он настроит против себя как минимум половину населения города-миллионника. Как сообщает источник, происходящее так же связано с сегодняшним днем, 14 апреля. Свой юбилей сегодня празднует Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, которому исполняется 60 лет, и, якобы, именно сегодня планируется объявление о конкретных планах по строительству.
В блогах еще неделю назад обсудили эту тему, но я хотел бы добавить пару слов от себя. В комментариях к посту в samara_ru: http://community.livejournal.com/samara_ru/4956063.html я написал, что могу аргументировать свое отрицательное отношение к этому проекту. Попытаюсь сформулировать причины такого отношения, а их, как минимум пять.


1. Первая причина, архитектурно-градостроительная, будет наиболее иллюстрированной.

Итак, что мы имеем против данного проекта?

Начнем с того, почему именно эта площадь была выбрана в 1864 году под строительство кафедрального собора?

Дело в том, что это было самым высоким местом Самары. Расположенный в самом центре площади, он стоял на пересечении улиц Соборной и Рабочей, подчеркивая планировку крестово-купольного храма в псевдовизантийском стиле. Построенный по проекту академика Жибера собор смотрелся весьма необычно на фоне остальной застройки дореволюционного города. Он являлся доминантой во всех отношениях. Окрестности храма представляли собой 1-3 этажную хаотичную застройку. Собор был построен таким образом, чтобы возвышаться над Самарой и создавать четкую доминанту с Волги.

Так выглядела панорама Самары с Волги в начале ХХ века.

Так она выглядит сейчас. Я специально не стал обрезать фотографию. В правой части мы видим тот же участок, что и на первом фото. Как видите, восстановленный собор не сможет служить доминантой на фоне двух "свечек" в "европейском квартале", прилегающие к площади здания будут мешать восприятию собора с воды. Кроме того, строительства храма не на первоначальном месте нарушает задумку и с точки зрения крестовой планировки площади. Т.е.  главная цель дореволюционных строителей собора на сегодняшний день не актуальна для этой части города, а кроме того, невыполнима. 

Формирование площади Куйбышева началось в 1920-1930-х. годах. Развитие ее, по большому счету, было хаотичным. Планы по обустройству пространства вокруг площади были прерваны ВОВ и так и не были до конца реализованы. Единственное, что имеет завершенный вид и, что является самым важным - это территория самой площади со стоящим на ней ДК им. Куйбышева (Театром оперы и балета). Архитектура здания и планировка пространства вокруг него полностью отвечают запросам того времени. Т-образная площадь(авторы явно ставили себе задачу сделать ее не менее масштабной, чем Красная площадь в Москве), устроена таким образом, что территория между скверами, на которой и собираются строить собор, по ширине соответствует ширине здания театра. Скверы способствуют грамотному переходу от театра к застройке окружающим площадь строениям, а гигантский открытый объем центральной части создает нужный эффект в восприятии массивного здания ДК в стиле "сталинского ампира". Строительство собора полностью разрушит сложившийся комплекс, а и без того излишне громоздкий фасад театра будет подавлять своей "серой массой" оставшуюся часть свободного пространства перед зданием. Кстати, фото выше взято из удаленного поста Андрея  unnamedgame . Надеюсь, Андрей не против:)



Так же, фасад по центральной оси здания ДК рассчитана на восприятие с улицы Шостаковича, а весь фасад ориентирован на площадь. Собор перед театром сделает бессмысленным именно такое расположение здания.
Ну и чисто стилевой момент. Противопоставление ярких элементов неоклассицизма, массивных капителей, скульптур в нишах и барельефов громоздкому неовизантийскому крестово-купольному храму на одной площади вызовет конфликт этих двух построек. Стилистический "винегрет", который гармонично выглядит в застройке площади Чапаева (Театральной), в данном случае неприменим. 


2. Вторая причина, по которой площадь Куйбышева должна сохранить нынешний вид - это фактическое использование пространства на ней. Центральная площадь города - это и пешеходная рекреационная зона, и место проведения массовых мероприятий, масштаб которых часто невозможен на других площадках Самары. Кроме того, можно будет прекратить разговоры о том, что площадь Куйбышева - одна из крупнейших (или самая крупная) в Европе. Это будет звучать, как минимум, смешно.

3. Третья причина самая, на мой взгляд, важная, поскольку она касается безопасности граждан. Как известно, под площадью Куйбышева расположен т.н. бункер Калинина - "Пункт управления городского округа Самара, куда эвакуируется администрация в случае чрезвычайной ситуации". Посему, возможно ли вообще строительство на этом месте?

4. Нуждаются ли верующие в подобном сооружении? Если брать в расчет Ленинский район, то в непосредственной близости к площади расположено, как минимум, три храма. Это комплекс Иверского женского монастыря, реконструируемый и дополняемый новыми храмовыми зданиями, Храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на улице Чапаевской и новый Храм Державной иконы Божией Матери на улице Фрунзе. Храмы есть на Некрасовской, на площади Славы, на Степана Разина. Т.е. острой необходимости в церковной постройке в этом месте нет.

5. Когда речь заходит о некоей "исторической справедливости", то почему-то не берется в расчет то, что разрушение комплекса площади будет такой же "исторической несправедливостью". Когда шла речь о переименовании площади Куйбышева в Соборную это уже обсуждалось. Площадь Куйбышева заслужила свое название в существующем виде хотя бы потому, что по времени она существует гораздо дольше, чем Соборная.


Что же касается "исторической справедливостью", то я в очередной раз призываю обратить внимание на десятки храмов по всей Самарской области, которые несправедливо разрушаются, но до них никому нет дела. Разве это не "несправедливость"? Для того, чтобы говорить о "справедливости" воссоздания храмов, надо для начала сохранить то наследие, которое у нас еще осталось.

неовизантийский стиль, Самарская область, сталинский ампир, церковь, под угрозой, реконструкция, Самара, реставрация, реновация

Previous post Next post
Up