Скорее всего это уже рациональный модерн с элементами русского стиля. Прошение в Самарскую Городскую Управу от титулярного советника В. Е. Прахова на постройку дома было подано в сентябре 1900 года.Наверное здание строилось позже. На первом этаже размещалась аптека. Проектом предусматривался скошенный угол здания и деревянный балкон. Видимо потом в проекте произошли изменения. Архитектор дома Клейнерман, но это тоже спорно. Дело в том, что в Самаре запрещалось проектировать строителям-практикам, насколько я знаю. Поэтому такие архитекторы-самоучки как Мошков, Решетников проектировали, работая у профессиональных архитекторов под их фамилиями, например у Клейнермана, А. А. Щербачёва. Дом Прахова проектировал Клейнерман, а строил Мошков. Впоследствии Мошков с семьёй жил на втором этаже дома.
Мне кажется, что это скорее неорусский стиль с элементами модерна. По поводу постройки действительно интересно. Воспользуюсь материалом из книги Каркарьяна. По данным Вагана Гайковича, деревянные дома на Почтовой построены в 1914. На этом перекрестке, кстати, находятся дома по Рабочей, 22,24. Получается, что это номер 22, а Г.Н. Мошков жил в номере 24, им же самим построенном с 1916 года. Мошков. как опытнейший подрядчик, участвовал в строительстве многих зданий, поэтому нет ничего удивительного, если он руководил строительством дома по проекту Клейнермана. Что же касается предположения по поводу авторства Мошкова. Первый заказ Георгий Николаевич получил еще в 1903 году, а к 1914 у него было уже солидное количество проектов. Осмелюсь предположить, что Мошкову к этому времени незачем было маскироваться.
По поводу стиля вопрос сложный. Щербачёв отнёс этот дом к модернизированному русскому стилю, это и то ближе. А разве неорусский стиль это не направление модерна? Так как он может быть ещё модернизирован. Всё же это неорусский стиль с элементами модерна
( ... )
В областной библиотеке была эта книга М. Г. Мошкова "Дорогу осилит идущей" и в библиотеке музея Алабина по-моему тоже, так же в областном архиве есть фонд Мошковых. Что касается стиля, есть и такое определение, как оказалось, но всё же определение определением, а дом на мой взгляд,в неорусском стиле))).По поводу подрядных работ и соавторства это конечно безусловно разные вещи. Что касается деревянных зданий,интересен такой момент, почему у Клейнермана, насколько я знаю, больше не было деревянных построек. А ведь он был извесным профессиональным архитектором , если бы были проекты их можно было бы найти в архиве, где-нибудь на них ссылались, а тут такого нет. Тем не менее, по стилю, я знаю несколько деревянных домов схожих с домом Прахова, два сожгли, один сохранился. Архитектор этих зданий неизвестен, если бы это был Клейнерман , то хотя бы отдельные сведения сохранились. А у Мошковой говорится о большом количестве зданий, построенных её отцом, можно сказать анонимно, то есть он не считал эти проекты чем то серьёзным, не вёл списков
( ... )
Давно книга издавалась, сейчас вряд ли есть в магазинах. Можно ксерокопии сделать, чтоб была. Постройки в сёлах это вообще отдельная тема. Что это может быть из профессиональной архитектуры: церкви, дачи, усадьбы, а остальное крестьянская архитектура.Крестьянская архитектура губернии упоминается в книге Маковецкого по Среднему Поволжью. Деревянная и каменная городская застройка хоть как то исследовалась, а сельская, по-моему, нет. Можно конечно поднять архивные материалы, может что то и найдётся, натурные обследования, ну это уже работа, хотя и интересная, поездки по сёлам. Многое уже уничтожено или перестроено. Но явно Клейнерман если что то и строил в сёлах, то не для обычных крестьян или может церкви какие-нибудь. Что касается ближайшего пригорода Самары, то деревянные постойки по проектам Клейнермана мне нигде не встречались, в основном, это Хилинский, Щербачёв, хотя самарский ипподром не помню кто проектировал, нужно уточнить. К тому же вряд ли Клейнерман бы проектировал церкви, скорее синагоги. Интересная была выставка на
( ... )
модерн?
Reply
Reply
Reply
По данным Вагана Гайковича, деревянные дома на Почтовой построены в 1914. На этом перекрестке, кстати, находятся дома по Рабочей, 22,24. Получается, что это номер 22, а Г.Н. Мошков жил в номере 24, им же самим построенном с 1916 года.
Мошков. как опытнейший подрядчик, участвовал в строительстве многих зданий, поэтому нет ничего удивительного, если он руководил строительством дома по проекту Клейнермана.
Что же касается предположения по поводу авторства Мошкова. Первый заказ Георгий Николаевич получил еще в 1903 году, а к 1914 у него было уже солидное количество проектов. Осмелюсь предположить, что Мошкову к этому времени незачем было маскироваться.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment