Про книгу в библиотеке я знаю, хочется иметь ее дома:) Про неорусский стиль я и не спорю, с этого я и начал:)) Про авторство Мошкова - Клейнермана. Действительно, практически все работы Клейнермана в Самаре нам известны, каменные, по крайней мере, но... Смотрю на визитку Зельмана Вениаминовича: Исполнил постройки в селах: Стюхино, Старые узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши-Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др. Впечатляет, не правда ли? А что мы знаем об этих проектах? Практически ничего... Что касается усадьбы Сурошникова, она действительна не похожа ни на одну работу Щербачева, в отличие от Шехтелевских. Интересно посмотреть книги о Щербачеве, все же нужно дойти до библиотеки. Про улицу Куйбышева. Номер 71 не похож ни на одну работу Мошкова. "Северный" модерн или модерн с элементами готики. Все равно, как бы не отличались работы автора друг от друга, всегда можно найти сходство. В этом, по-моему и заключается авторский стиль. Тут же мы имеем дело с реконструкцией в очень необычном для Мошкова стиле. Может я и ошибаюсь, это конечно же не аргумент, но интуиция подсказывает, что это не Мошков.
Давно книга издавалась, сейчас вряд ли есть в магазинах. Можно ксерокопии сделать, чтоб была. Постройки в сёлах это вообще отдельная тема. Что это может быть из профессиональной архитектуры: церкви, дачи, усадьбы, а остальное крестьянская архитектура.Крестьянская архитектура губернии упоминается в книге Маковецкого по Среднему Поволжью. Деревянная и каменная городская застройка хоть как то исследовалась, а сельская, по-моему, нет. Можно конечно поднять архивные материалы, может что то и найдётся, натурные обследования, ну это уже работа, хотя и интересная, поездки по сёлам. Многое уже уничтожено или перестроено. Но явно Клейнерман если что то и строил в сёлах, то не для обычных крестьян или может церкви какие-нибудь. Что касается ближайшего пригорода Самары, то деревянные постойки по проектам Клейнермана мне нигде не встречались, в основном, это Хилинский, Щербачёв, хотя самарский ипподром не помню кто проектировал, нужно уточнить. К тому же вряд ли Клейнерман бы проектировал церкви, скорее синагоги. Интересная была выставка на площади Куйбышева несколько лет назад фотографий Пылявского. Много было интересного о церквях написано в том числе и сельских.
Про авторство Мошкова - Клейнермана. Действительно, практически все работы Клейнермана в Самаре нам известны, каменные, по крайней мере, но... Смотрю на визитку Зельмана Вениаминовича:
Исполнил постройки в селах:
Стюхино, Старые узели, Степановка, Сурметъ, Новотроицкая, Старое Семенкино, Исайкино, Лобовка, Воскресенка, Кандызъ-Андреевка, Сергушкино, Кузайкино-Семеновка, Васильевка, Погромное, Невежкино, Кулешовка, Малая Малышевка, Перевозниково, Кузьминовка, Бобровка, Кутуши-Новая Самарка, Широченка, Бурдыгино, Байгровка, Дмитриевка, Тростянка-Тамбовка, Жестянка, Романовка, Криволучье-Ивановское-Родионовка, Дмитриевка, Пестравка, Романовка, Самовольно-Ивановское, Красная Поляна, Мокша, Приютное, Новая-Елюзанская, Давыдовка, Украйна, Орловка, Старая Порубежка, Б.-Глушица, Медынка, Кирсановка, Ерыклинскъ, Новое Матюшкино, Титовка и др.
Впечатляет, не правда ли? А что мы знаем об этих проектах? Практически ничего...
Что касается усадьбы Сурошникова, она действительна не похожа ни на одну работу Щербачева, в отличие от Шехтелевских. Интересно посмотреть книги о Щербачеве, все же нужно дойти до библиотеки.
Про улицу Куйбышева. Номер 71 не похож ни на одну работу Мошкова. "Северный" модерн или модерн с элементами готики. Все равно, как бы не отличались работы автора друг от друга, всегда можно найти сходство. В этом, по-моему и заключается авторский стиль. Тут же мы имеем дело с реконструкцией в очень необычном для Мошкова стиле.
Может я и ошибаюсь, это конечно же не аргумент, но интуиция подсказывает, что это не Мошков.
Reply
Reply
Leave a comment