Сумрачное воскресное утро. Судя по всему, солнце уже встало, но явно не хочет это афишировать. Из всей семьи завидную бодрость проявляет только Гриша и с боевым кличем "компьютер-компьютер" пробегает на кухню. Мы пытаемся одновременно тоже быть бодрыми и полежать еще "чуть-чуть". Организм не слушается и лишь тогда, когда уже точно почти нет смысла ехать, садимся в машину. И, как говорил в таких случаях Гагарин, поехали.
Приезжаем ожидаемо поздно, хотя везет: успеваем ко Св.Причастию. У нас причастник в данное время только один, и я прошу подождать остальных членов семьи пребывая в сторонке около клироса если уж не в молитве, то хотя бы в спокойном стоянии, ну или сидении. Старшие дети любезно оказывают мне (жена стоит позади, приходит в себя) эту услугу и то немногое время, что мы уделяем службе проходит спокойно: ставим свечи и вовремя кланяемся.
Все-таки: что же это такое наши эти соблюдения всего-всего? Мы учимся сами и учим детей правильно креститься, правильно кланяться, там не ходить, тут не стоять... Современное христианство (уверен, что и в других религиях ситуация похожая) имеет столь огромный пакет "неписанных" законов и правил, что если бы их записать, то все бы ахнули! Нужно ли все это нам, не отвлекают ли все эти мелочи от главного - служению Самому Творцу? Не слишком ли мы поглощены отцеживанием комаров, забывая про основное блюдо нашей жизни?..
На такой вопрос каждый волен давать свой ответ. Но каждый из нас приходя в храм вполне ожидаемо хочет увидеть определенный порядок даже чисто внешний. Боюсь, что даже самый прожженый либерал открыл бы рот на, допустим, фотопортрет Президента в иконостасе, ну или на надпись на дверях храма: "Только сегодня! Почтеннейшая публика, на клиросе для вашего удовольствия всемирно известная труппа "Пусси Райт"! Спешите видеть!". Просто есть то, что мы считаем ну прямо нерушимым, а есть то, что а вообще зачем оно нужно (причем и то и другое просто обычаи, никогда и никем не закрепленные законодательно). Каждую службу по несколько раз приходят в наш храм люди, узнающие о существовании старообрядчества вот прям только что. Они проходят мимо специальных табличек, поясняющих, "как надо вести себя в храме, если Вы не старообрядец" и с удивлением узнают, что в сам храм им нельзя. В притвор, где тоже стоят люди и молятся и откуда все прекрасно видно, им можно, а вот в храм - нет. На улице 21 век, по телевизору показывают все, в интернете вообще все, а в храм этот им нельзя.
Могу ошибиться, но предположу, что все наши обычаи играют очень симпатичную организационную роль. Роль организации и поддержания порядка на службе. Прихожане, делающие поклоны именно на определенных молитвах, ставящие свечи определенным образом, по возможности - и в определенное время, являются отражением священника в алтаре и певчих на клиросе, совершающих службу строго по уставу. Уставу службы, которая так и называется - Литургия, или по-русски - Общее дело. Все совершают внешние молитвенные действия единообразно, от крестного знамения, до самой цели пребывания в этом святом месте. Вот только жаль, что некоторые любят учить этим обычаям новопришедших, которые любой человек, ищущий подлинного единения, будет искать и находить сам. Конечно, если храм не состоит из неофитов (впрочем, как показывает практика, такие неофиты и учат и учатся с одинаковым удовольствием)...
...После службы мы отдали детей на воскресную школу. Они там занимались пением, рисованием и ... футболом. Кажется, при желании всему можно найти свое место.